40 Европарламентариев подписались за выдвижение Pussy Riot на премию им. Сахарова, ежегодно вручаемую европарламентом. Первую стадию Пуськи прошли, в список номинантов попали. Премия вручается «за достижения в защите прав человека и его основных свобод, развитие демократии и отстаивание верховенства закона, уважение к международному законодательству и защиту прав меньшинств». Ничем из вышеперечисленного Пуськи, кажется, не отличились, но когда и кого это смущало? Они громко и несправедливо сели – очень громко и очень несправедливо: чего вам более?
Боясь, что более ничего и не потребуется, захлопотал российский МИД. Он уже заявил, что «инициатива группы евродепутатов не может расцениваться иначе как грубая попытка вмешательства в деятельность независимой ветви российской власти и стремление поставить под сомнение решение суда, вынесшего свой вердикт в установленном законом порядке».
Вообще-то дипломатия издревле почитается как искусство трактовок и выворачивания смыслов. Какое там, МИД демонстрирует крестьянское простодушие и честно перечисляет все высказанные и невысказанные доводы 40 европарламентариев: да, вмешательство, да, в деятельность ветви, да, поставить под сомнение, да, решение суда – да, да, да! И никто этого не скрывает, не стесняется и не таится – именно это евродепутаты и хотели сказать.
«Исходим из того, что решения независимых судебных органов, в том числе российских, должны уважаться», – заклинает МИД.
Это в честь какого такого высокого пролетарского праздничка?
Решения «судебных органов» либо уважаются, либо нет, вменить уважение невозможно. Ну, нет его. Зато есть различные механизмы, в том числе и премиальные, которые на этот случай используются. Лауреатом Нобелевской премии мира за 2010 год стал китаец Лю Сяобо, сидящий у себя на родине. Китайский МИД тогда камлал в том же роде – про неуважение к суду – к вящей радости, к ликованию всего Нобелевского комитета: конечно, не уважаем, вы совершенно правильно нас поняли. Весь мир тогда выразил неуважение, поспешив на церемонию чествования китайского заключенного, весь мир, кроме Афганистана, Венесуэлы, Вьетнама, Египта, Ирака, Ирана, Казахстана, Колумбии, Кубы, Марокко, Пакистана, Саудовской Аравии, Сербии, Судана, Туниса, Украины и Филиппин. А возглавила этот список Россия. Зато Украина из него в последний момент соскочила, присоединившись к чествованию.
Интересно, судья Сырова (как собирательный образ независимой ветви), когда чеканила приговор, куда устремила свой мечтательный девичий взор – в Афганистан, в Ирак, в Иран, в Судан или в Саудовскую Аравию?