Очень многие (в частности, посетители моего Живого Журнала awas1952.livejournal.com) спрашивают: «Почему НТВ и «Эхо Москвы», принадлежащие «Газпрому» (то есть фирме хотя и частной, но абсолютно подчинённой государству), ведут не просто антивластную, но антигосударственную, антироссийскую, антирусскую политику?» Поскольку повторять один и тот же ответ мне надоело, я решил его записать – и впредь просто давать на него ссылку.
Начать придётся издалека. А именно с 1992, когда бывший театральный режиссёр Владимир Александрович Гусинский создал акционерное общество «Группа «Мост»». Туда вошли 42 предприятия. Центром структуры стал банк «Мост». Но известнейшая часть группы – большой набор средств массовой информации под общим названием «Мост-медиа». В этот «Мост-медиа» он собрал стольких талантливых сотрудников, что впоследствии они сами себя гордо назвали «уникальный журналистский коллектив».
Коллектив был действительно уникален во многих отношениях. В частности, ещё и потому что Гусинский давал своим сотрудникам почти полную свободу: по крайней мере, намного больше свободы, чем сами они – исходя из ещё недавнего советского опыта – ожидали. Единственное, в чём он их ограничивал, – они не должны были хвалить тех политических и хозяйственных деятелей, чьи взаимоотношения с Гусинским ещё не определились окончательно, зато должны были по команде «фас!» дружным хором накидываться на того, на кого Гусинский укажет. Это их в целом устраивало, ибо у нас вообще в постсоветское время считается неприличным хвалить кого-нибудь в прессе. Мол, в советские времена ругать нельзя было, так мы теперь отругаемся за всё советское время сразу. Кроме того, по старому правилу «сенсация – это не когда собака укусила человека, а когда человек укусил собаку» этот уникальный журналистский коллектив, естественно, понимал: чем активнее он кого-то ругает, тем лучше его репутация как источника сенсаций.
Птенцы гнезда Гусинского атаковали всех, до кого могли дотянуться, очень охотно и очень эффективно. В частности, насколько я могу судить, отправной точкой для дела «Юкоса» послужили материалы об этой фирме, опубликованные в разное время Юлией Леонидовной Латыниной. В основном она публиковалась как раз у Гусинского. Только сейчас она, конечно же, защищает Михаила Борисовича Ходорковского, забыв обо всём, что когда-то писала об его уголовных подвигах – но у бумаги память хорошая.
И, располагая таким информационным оружием, Гусинский постепенно стал пользоваться им как инструментом информационного шантажа. Он довольно регулярно требовал от разных лиц и организаций откупаться от него под угрозой того, что укажет на неугодного ему человека и скомандует своему уникальному журналистскому коллективу «фас!». В те времена Большого Хапка почва для компромата была практически повсеместно. Естественно, все предпочитали откупаться. К концу 1990-х информационный шантаж приносил Гусинскому, по некоторым оценкам, больше, чем вся остальная «Группа «Мост»».
Причём дело не только в деньгах. Например, на протяжении всего 1995 года вся свора «Мост-Медиа» старательно грызла президента Бориса Николаевича Ельцина. Его рейтинг опустился до 2%. А в 1996 та же группировка взялась раскручивать Ельцина и активно соучаствовала в его переизбрании. За что и получила в своё распоряжение всё эфирное время бывшего общесоюзного учебного канала (до того НТВ занимал только вечернее – с 19:00 – и ночное время), причём тариф за распространение сигнала по стране остался тем же, что и у государственных каналов. А уж политический вес «Мост-Медиа» и Гусинского и подавно вырос до невероятия.
Точкой опоры для атаки на Ельцина в 1995 стал ход кампании федеральных войск против чеченских разбойников. Ещё в 1991 году усилиями советской – и прежде всего российской – прогрессивной общественности власть в Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республике перешла к местным нацистам и сепаратизмам, отмороженным до такой степени, что ингуши предпочли от греха подальше выделиться в отдельную республику. Чеченцы же быстро изгнали из республики, предварительно ограбив до нитки, почти всё нечеченское население, а затем принялись грабить сопредельные земли, как и многие века до того (за что, собственно, народ вайнах и стал мишенью ответных действий российской регулярной армии, как только Грузия упросила Россию взять маленькое горное царство под свою защиту и под угрозой вайнахских грабежей оказалась транскавказская коммуникация внутри империи; тогда же вайнахи разделились на тех, кто на сходе у горы Ингуш решил мирно войти в империю, и тех, кто на сходе у аула Чечен пообещал ещё подраться; в конце концов горный аналог пиратского острова Тортуга пришлось подавлять, как подавили парой веков ранее саму Тортугу). Но доблестные интеллигенты делали всё возможное, чтобы скрыть и этническую чистку Чечни (я о ней узнал только в 1996-м из малотиражной брошюры, подготовленной предвыборным штабом Ельцина), и налёты чеченцев на окрестности. Сам же антипиратский поход они объявили преступным самодурством Ельцина, тиранически подавляющего свободный и свободолюбивый народ. Особо рекламировали неудачи федералов (увы, поначалу противника недооценили, да и армия была изрядно развалена усилиями всё той же прогрессивной общественности). Словом, было где порезвиться специалистам по очернению власти. И мощнейшие потоки грязи лились из «Мост-Медиа». Так что уже к 1996 году никто не сомневался в способности уникального журналистского коллектива утопить любую репутацию. И откупались все подряд: президент – эфирным временем, кто попроще – деньгами.
Всё шло хорошо до тех пор, пока Гусинский не проиграл Борису Абрамовичу Березовскому драку на выборах в 1999 году.
Тогда Гусинский мощно раскручивал не только привычное ЯБЛоко (самого Григория Алексеевича Явлинского он всегда поддерживал – и в прессе, и деньгами – как родственную творческую натуру), но и движение «Отечество – вся Россия», созданное мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым, выводившим РФ из последефолтной неразберихи недавним премьером Евгением Максимовичем Примаковым и примкнувшим к ним президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым. ОВР обещало расследовать деятельность всей действующей с 1991 власти. И было понятно: особое внимание будет обращено на конкурентов ОВР – и конкурентов спонсоров ОВР.
Березовский, к тому времени уже полностью разругавшийся с Гусинским, понимал: в случае прихода этой группы к власти, его ждёт множество неприятностей. Он сделал ставку на срочно созданное под его руководством движение «Единство». А главное – он догадался опереться на молодого премьера Владимира Владимировича Путина, чья популярность неожиданно для всех взлетела до небес благодаря тому, что он отказался уступать чеченским боевикам, напавшим на Дагестан, и, вопреки рассказкам о том, что всё равно ни черта не выйдет, организовал довольно быстрое и эффективное контрнаступление против них. Поэтому новое движение опёрлось на авторитет Путина.
Кстати, не оно одно. Например, свежевозникший «Союз правых сил», где я участвовал в заседаниях оперативного предвыборного штаба, проводил кампанию под лозунгом «СПС – в Думу, Путина – в президенты!» Действительно, под этим лозунгом СПС завоевал в Думе довольно много мест, даже ухитрившись обойти ЯБЛоко. Но в СПС хотя бы были политики, уже не первый год блистающие на российской политической сцене: Егор Тимурович Гайдар, Сергей Владиленович Кириенко, Борис Ефимович Немцов, Ирина Муцуовна Хакамада, Анатолий Борисович Чубайс. А импровизированное «Единство» вовсе не могло похвастаться заметными фигурами: первым лицом на плакатах был борец Александр Александрович Карелин. Тем не менее оно значительно опередило на выборах «Отечество – вся Россия», куда входили, как тогда говорили, «политические тяжеловесы».
Гусинскому стало ясно: сейчас его будет съедать его же конкурент Березовский. Кроме того, Гусинскому, вероятно, было ещё и обидно оказаться дальше от кормушки, чем он привык. По всему по этому Гусинский сразу же попытался надавить на нового премьера. А уж когда тот стал президентом, Гусинский вообще пытался сделать всё возможное для того, чтобы подмять его под себя. В частности, «Мост-медиа» дружно накинулась на президента Путина – так же, как до того накидывалась на других несогласных подчиняться Гусинскому (скажем, когда у Гусинского испортились отношения с Березовским, образовавшийся скандал прогремел на всю публичную сферу России). Даже то, что сейчас творится вокруг «Пусси Райот», – лишь слабое подобие того, как тогда наезжали на свежеиспечённого президента.
Вполне возможно, с любым другим руководителем такое мощное давление дало бы желаемый эффект. Но Путин, помимо всего прочего, учился ещё и в разведывательной школе. А в числе правил техники безопасности разведчика есть и такое: если ты уступишь шантажисту и попытаешься от него откупиться, он будет на тебя давить до тех пор, пока тебе вообще есть чем платить. Поэтому Путин в соответствии с полученными уроками отреагировал на давление очень быстро и жёстко.
Причём он воспользовался для удара по Гусинскому средствами, которые предоставил в его распоряжение сам Гусинский. Дело в том, что в числе тех, кого Гусинский шантажировал, был «Газпром». Это организация, в общем-то, государственная. Её возможности по передаче денег куда попало – ограничены. Поэтому отступные, которые платил Гусинскому «Газпром», оформлялись как кредиты под залог акций «Мост-Медиа». Понятно, все заинтересованные лица были совершенно уверены: отдавать эти кредиты Гусинский будет разве что на том свете горящими угольками – в них, как известно, обращается всё неправедно нажитое. Путин, очевидно, о долгах «Мост-Медиа» знал.
Не знаю, в какой форме президент дал «Газпрому» рекомендацию – но в самом её существовании никто не сомневается. «Газпром» потребовал вернуть долги. Поскольку Гусинский никогда не собирался ничего отдавать, он, естественно, и не располагал возможностями возврата. Даже суммарная рыночная стоимость его акций на тот момент была значительно ниже, чем сумма его долгов: содержание уникального журналистского коллектива обходилось даже дороже содержания самого Гусинского. Поэтому «Мост-медиа» совершенно законным образом попал в собственность «Газпрома».
Естественно, это вызвало бурное негодование не только уникального журналистского коллектива, но и множества его зарубежных болельщиков, весьма заинтересованных в том, чтобы в России было побольше изданий, рисующих картину страны исключительно чёрной краской. И не только по политическим соображениям: чем хуже репутация какого-то места, тем неохотнее идут туда инвесторы, тем больше денег остаётся конкурентам.
Россия тогда была в долгах, как в шелках. И Михаил Сергеевич Горбачёв, и Борис Николаевич Ельцин весьма преуспели в их накоплении. Поэтому стране приходилось считаться с мнениями кредиторов.
В частности, уникальный журналистский коллектив получил немалые льготы, каких, насколько мне известно, в странах, почему-то всё ещё именующих себя развитыми, отродясь не бывало. А именно: издания, входившие в состав «Мост-медиа», получили твёрдые гарантии – пока они приносят прибыль, «Газпром» не вправе вмешиваться в их редакционную политику.
Некоторые члены уникального журналистского коллектива так и не смогли обеспечить своим местам работы что-нибудь похожее на доходы, и немалая часть изданий, входивших ранее в «Мост-медиа», уже довольно давно расформирована. Но жемчужины в гусинской короне – НТВ и «Эхо Москвы» – до сих пор процветают.
В частности, «Эхо Москвы» нашло себе удачный источник заработка – рекламу биологически активных добавок – и с тех пор совершенно не зависима от «Газпрома». Что я сам думаю об этих добавках – отдельная песня, но вкратце скажу: среди них действительно есть некоторые полезные, но большая часть их попросту опасна для человека, поскольку провоцирует его тратить время на приём чёрт знает чего, вместо того, чтобы вовремя пойти к нормальному врачу.
Но дело даже не в судьбах жертв рекламы, а в том, что до тех пор, пока эти самые добавки покупают, «Эхо Москвы» имеет закреплённое договором право: страну в целом и власть в частности не просто критиковать, а ругать на чём свет стоит, совершенно не заботясь о согласовании своих слов с окружающей действительностью. Клевету на себя мы оплачиваем сами.
Если бы Путин и впрямь был таким мстительным тираном, каким рисуют его на «Эхе Москвы», или подражал тому Сталину, какого изображают на НТВ в передачах, объявленных историческими, то ни «Эха Москвы», ни НТВ уже давно не было бы. Увы, Путин – как и Иосиф Виссарионович Джугашвили на протяжении большей части своей служебной деятельности – слишком любит искать компромиссы и располагает слишком малым числом людей, способных не накладывать на его указания свои соображения. Разбираться с клеветниками нам предстоит, не надеясь на мощь высшей власти. Не зря Эжен Эдин Потье (в переводе Аркадия Яковлевича Коца) предупреждал нас:
Никто не даст нам избавленья –
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
А президент, как и положено политику, присоединится к сильнейшим.
Анатолий ВАССЕРМАН, odnako.org.
ОБ АВТОРЕ. Журналист, политконсультант, эрудит. Родился в Одессе. По образованию инженер-теплофизик. Более двух десятилетий работал программистом (15 лет – системным программистом). Многократный победитель интеллектуальных игр. Самое узнаваемое лицо Рунета.
Комментарии читателей портала odnako.org
Эвита
Мне кажется, у этих людей стыда нет. Нет у либералов совести, наверное, и души нет, которую могло иногда хоть что-то скрести в тишине, наедине с самим с собой, когда можно спросить самого себя: Что же я творю? Как же я в глаза людям буду смотреть? Наверное, постепенно атрофировалась душонка-то…. Вон люди на войне постепенно привыкают убивать и привыкают к мысли о смерти. Эти тоже: Латынина, Шендерович, Венедиктов и т.д. постепенно привыкают к гадостям, для них становится это нормой.
Azaman Dias
Витакибудитесмияцца, но не только ЭМ грешно по самое некуда.
На «первой кнопке» проводного вещания звучит «Радио России». Так эфир этой сети после 10 утра и, как минимум, до 15 часов состоит из рекламы БАДов практически полностью (делаются краткие перерывы на выпуски новостей и внутреннюю рекламу). В 2010 году была кампания по борьбе с конторами, торгующими упомянутыми снадобьями и доставляло много радости слышать 20-минутный (!) ролик какой-нибудь настойки чапельника мультиклар, помогающей от поноса, от запора и от нестоянья члена (© А.Лаэртский), встык к которому идёт репортаж о штурме ОМОНом конторы, этой самой настойкой торгующей.
В дальнейшем упоминаемое радио переквалифицировалось на рекламу волшебных «аппаратов», лечащих открытием чакр и сакральных меридианов, примерно тот же набор болезней, производства «елабушского завода» (название неразборчиво).
Николай_А
Мне все-таки неясно в этой операции: если редколлегия остатков «Мост-медиа» не преследует интересы Газпрома, т.е. РФ, то ЧЬИ интересы она тогда преследует, в чьих интересах работает? Значит, у нее другой заказчик, вместо Гусинского командует ею кто-то еще (а может, и сам Гусинский продолжает). Какой смысл было тогда ее приобретать, если ее функционал от этого приобретения не изменился? Деньги уплочены (долги списаны), а «Эхо» как лило помои на РФ, так и продолжает лить. Хитрый план разведчика – это если бы Гусинский заплатил деньги, а «Эхо» начало вещать в интересах Газпрома, а тут формализм какой-то, без результата: девушку заказывает Газпром, а танцует еще кто-то.
боевик
Всё равно пора этих скотов от борзописи под уникальным названием «уникальный журналистский коллектив» начинать активно щемить за неоднократное прямое нарушение закона, а именно за клевету.
С большим удовольствием в своё время наблюдал этих истеричек из «ужк» в их красе, когда судьба страны и народа России решалась в их очень частном случае и в прямом эфире. Такой мерзости, возомнившей себя краеугольным камнем нашей цивилизации, несмотря на потоки помоев в то время в эфире (в основном в их же исполнении), еще современники не видели. Хотя в то время таким знанием подоплеки я и не обладал, всё равно интуитивно был не на стороне людей (?), живших по ту сторону голубого экрана довольно небедно, на фоне всей нации, находившейся на грани выживания и вынужденных смотреть на стенания притесняемых кликуш – на уровне: «сытый голодного не понимает».
Несмотря на огромный след от этого действа, оставленный в моем молодом мозгу тогда, сейчас с удивлением обнаружил, что текущие события (благодаря объему мусорной инфы) практически вытеснены из оперативной памяти, и осталось лишь подсознательная предвзятость к конкретным участникам этого пресловутого «ужк»…
Как быстро забываются важные уроки при правильной работе с памятью СМРАДа и других подобий СМИ.
Пестерев Станислав (Сталинист)
Ага, класс…
Я вот только не могу понять – неужели никто не понимает, что это открытая угроза национальной безопасности???
Пока мы тут рассуждаем и вспоминаем разборки гусинских, березовских и прочих – «Эхо Москвы», «НТВ» и прочие правозащитники/десталинизаторы/демократы/грантоеды делают свое черное дело.
Сеют в головах людей смуту, влияют на молодежь и создают комплекс неполноценности у людей за период СССР. Они уже итоги ВОВ готовы пересмотреть и принципы территориальной целостности России.
Какого спрашивается хрена всю их деструктивную деятельность должен оплачивать «Газпром» и государство?
Гнать поганой метлой и держать на особом контроле.
Еще момент… Если Путин не разберется с ними – они разберутся с Путиным. Я думаю, многие поняли после осени – зимы, что это вполне себе возможно. Особенно на фоне повышения цен ,услуг ЖКХ и прочего.
Zubilissimus
Эк всё символично. «Эхо», собственно, и есть информационный гербалайф. Зачем ходить к врачам, которым лишь бы резать да «химией» пичкать – принимай БАДы, и будет тебе щщьчасьтье. Слушай «Эхо», и будет у тебя всё сильное и шелковистое. А что до последствий такой лечобы – так это всё кровавая докторня выдумывает вкупе с кровавой же гэбнёй.
Ну и как сдох «гербалайф» – перестали покупать, да и все. Перестаньте слушать «Эхо» и почитать Венедиктова светилом разума и прогресса – глядишь, и вмешательства власти не потребуется
Жалнин Константин Леонидович
Свежий прикол с «Эха Москвы». По поводу убийства двух женщин в Казани преподавателем вуза, написавшим их кровью «Free Pussy Riot». За недолгий промежуток времени между убийством и поимкой убийцы Шендерович успел разразиться длиннющим интервью о том, что это провокация ФСБ по типу поджога Рейхстага, чтобы получить предлог кого-то пересажать. Оставить ссылку? А вот хрена лысого! После поимки убийцы «Эхо Москвы» надёжно стёрло это интервью со своего сайта, поиск в Гугле и Яндексе тоже его не даёт ни по каким ключевым словам. Искать бесполезно, но 3.09 оно ещё было. «Эхо Москвы» уничтожает следы своего позора прямо как Министерство Правды в «1984» Оруэлла.