Летучий таиландец

«Кто о чем, а вшивый о бане» – таково резюме моих недавних таиландских приключений. Вляпавшись в западню авиационного паралича, срежиссированного организаторами недавнего сиамского переворота, я примечал лишь нюансы медиа-подачи событий.

Нет, конечно, бытовые неприятности не остались незамеченными. Но куда интересней было сравнивать реально происходящее в Бангкоке с журналистской трактовкой происходившего.

Встревоженные друзья обрывали телефон. От них, кстати, и узнавал порой об эскалации конфликта, в эпицентре коего посчастливилось оказаться. Однако выстрелов не слышал. Лишь какие-то трескучие прибамбасы в руках «повстанцев». Но туристов местные не трогали. Вели с ними как бы разъяснительную работу. Листовки, то да сё. Стремно не было совсем. Скорее забавно. Впрочем, может быть и не всем. Не всем из 385 тысяч иностранцев, застрявших в «стране улыбок».

Те, у кого визит начался до захвата аэропорта Суварнабхуми, а закончился после его освобождения, поездка в Таиланд, не отличалась от предыдущих – вне аккуратно размеченной зоны митингов никакого накала не ощущалось. Зато стоило включить ТВ или зайти в Сеть, как вставал вопрос: верить своим впечатлениям или предпочесть агитпроповское нагнеталово. Потому что вокруг все было до обидного рутинно…

Хотя если вспомнить пульсирующий август 1991-го, то аналогии налицо. Те, кто были вовлечены в процесс (от бодрых коллег-журналистов до нервных рок-музыкантов), яростно кинулись на подмогу Ельцину да Коржакову. Социально-активные трепетно внимали «Эху Москвы» и взволнованно перезванивались с «информированными». Но помню: по пути к Белому Дому я зрел скучные очереди за узбекскими дынями. И полемика в этих очередях бурлила о ценах на бахчевые, а не о текущей «революции», сотрясавшей отпускную Москву в сотне метров от Нового Арбата. А милая наша провинция и вовсе инертно тупила, как бы не желая грязнуть в столичных разборках между коммунистами разной степени коммуничности. Знаю не понаслышке – после введения ГКЧП комендантского часа в Москве рванул в Прибалтику за ребенком и, слетев с Рижской трассы на скорости 140 км/ч, подвис в каком то славном городке, где даже гаишники не заморачивались происходящим в Белокаменной. Интернета на них не было…

Да и в октябре 1917-го… Сам не помню, но ребята рассказывали. Обдолбанная марафетом матросня шла (именно так, пешком, а не рысью как в «Октябре» Сергея Эйзенштейна) на штурм Зимнего мимо питерских ресторанов, в которых голосили столь же обкокаиненные шансонетки. Холостой залп «Авроры» растворился в хлопках импортного шампанского. Электорат не понимал, что в параллельном пространстве вершится его, электората судьба. Без всякого участия пассивных двуногих, алкающих игристых жидкостей и сладких бахчевых на закуску.

Так делается история. Всегда.

А вот как вершится пиар: «Никаких проблем и задержек рейсов с запасного аэродрома Утапао нет. Об этом сообщили РИА Новости представители российских авиакомпаний» – бодро рапортовала Русская служба новостей (РСН). При этом рейсы отечественных авиаперевозчиков не отправлялись из Утапао по расписанию. Нет. Проблемы были. Другое дело, что они преодолевались. И пассажиров, пролежавших в тропической влажности 3-4 часа на полу эрзац-аэропорта среди блевотин и окурков загружали таки в самолеты. Где их, увы, тоже держали по несколько часов. Но при этом исправно поили, кормили и терапевтировали кондиционированным воздухом. То есть делали, что могли.

Еще один заголовок РСН: «Аэрофлот» и «Трансаэро» готовы взять на себя перевозку из Европы и России пассажиров авиакомпаний, которые прекратили или ограничили полёты в Таиланд… Авиакомпании пообещали, что ни один пассажир с билетом на руках не останется в Таиланде. А на самом деле даже пассажиры бизнес-класса того же «Аэрофлота» не имели возможности даже при наличии свободных мест на борту поменять билеты (например, на более раннюю дату вылета) непосредственно в аэропорту: их отправляли в бангкокский офис компании.

Словом, пресс-службы лидеров российской авиаиндустрии достаточно успешно формировали радужную медиа-реальность. В лучших традициях соцреализма.

С другой стороны, в действительности-то наши убрали и западных, и восточных конкурентов. Просто потому что летали. Конечно, не «по расписанию». С нервотрепкой и воплями. Но нам завидовали все. Американцы, англичане, скандинавы, французы, японцы… Национальные перевозчики их просто кинули. Всех. Не смогли или не захотели погружаться в экстрим военной базы. Где нет ни чистеньких кофе-шопов, ни блестящих Duty Free. Арабские компании (Катар, ОАЭ) слили не только пассажиров с российскими паспортами, но и соплеменников.

А хваленные «Тайские авиалинии» (Thai Airways) легли на дно. И местные, и московские телефоны «королевской» компании были либо переключены на факсы, либо не отвечали. Будучи обладателем билета ТА (по маршруту Пхукет-Бангкок), я вынужден был добираться в порт назначения… на такси! Альтернативы на тот день не было. А это тысяча километров. 12 часов езды. Через плантации и джунгли. И таких нетерпеливых было много. Хотя местные ТВ-каналы синхронно с ВВС и CNN прогнозировали скорое, бескровное и оперативное снятие блокады. Но почему-то веры коллегам уже не было.

«Не обманешь – не продашь». Есть и такая поговорка.

Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Профиль” № 43 от 17 ноября с.г.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Актимель
Кинособытие, не похожее на другие
DVD-обзор
Художник
Любят больше по привычке


««« »»»