Знаменитые вывески

Рубрики: [Разное]  

Живописная вывесочка в 16 веке – предмет недолговечный, очень быстро утрачивающий вид и приходящий в негодность. А у их владельцев, написанных кистью молодых и никому в ту пору неизвестных художников, не было причин особо бережно относиться к этим произведениям, доставшихся им порою по случаю. Так, известна история о том, как для оплаты своего долга в кабачке, Караваджо написал свою работу по заказу его хозяина. Многим европейским художникам, достигшим позднее мировой славы, приходилось зарабатывать на кусок хлеба изготовлением вывесок

 Сегодня те немногочисленные произведения, которые все же уцелели, являются предметом гордости коллекционеров и музейных собраний. Со временем историческую ценность приобрели не только сами рекламные конструкции, созданные знаменитыми мастерами живописи, но и эскизы к этим работам. Например, эскиз для живописной лавки, принадлежащий кисти Антуана Ватто, находится в Лувре, а сама знаменитая вывеска, украшавшая некогда одну из парижских улиц, хранится в Германии, в музее замка Шарлоттенбург. Это произведение – яркий пример того, какую роль может играть талант художника, ведь сегодня мало кто обращает внимание на его изначальное предназначение, рассматривая эту, наверное, самую известную рекламную конструкцию, исключительно как живописное полотно. 

 В 1516 году Ганс Гольбейн Младший изобразил на деревянной доске двустороннюю рекламу для школы. Сегодня это произведение является одним из экспонатов музея в Базеле. Юный Жан Шарден в 1718 году создал наружную рекламу для хирурга, а Жан Батист Грез написал вывеску для табачной лавки. Произведение Шардена, изображающее раненого мужчину и осматривающего его врача, необычно еще и своим размером: оно имеет ширину 446 см при высоте всего 72 см. 

 Кунстхаус в Цюрихе хранит исполненное с выдающимся мастерством изображение лошади – вывеску руанского кузнеца кисти Жерико, а в швейцарском Нионе одним из экспонатов местного музея является реклама городского кабачка, натюрморт на которой написан Гюставом Курбе. 

 Трактир «Белая лошадь» в Монморанси и по сей день украшен наружной конструкцией, написанной известным французским художником Франсуа Жераром, а вот о замечательной вывеске кафе Лефант, которую создал Леонардо Аленца, искусствоведам и любителям живописи известно лишь по рисунку, хранящемуся в муниципальном музее Мадрида. Французские художники Дебюкур и Буальи являются авторами двух работ, изображающих гурмана во время вкусной трапезы. Когда-то обе они украшали продовольственный магазин Корселле в Пале-Рояль, где одна из них находится и в наши дни; вторая сегодня принадлежит музею Карнавале.

Это в наши дни создание наружной рекламы поставлено на промышленный поток – например, светодиодную вывеску можно изготовить в рекламно-производственной компании за считанные дни. Раньше же создание рекламной конструкции требовало огромных ресурсов. Как временных и финансовых, так и душевных, как получалось в случае с живописными вывесками.

Нико Пиросманишвили, известный как Пиросмани, чьи произведения являются гордостью и украшением художественных коллекций, как свидетельствуют современники, был автором практически всех вывесок на привокзальных улочках Тифлиса. А самой старой сохранившейся до наших дней живописной вывеской считается аптечная вывеска, предположительно, принадлежащая кисти знаменитого живописца Мелоццо да Форли.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»