Пуськи

Рубрики: [Мнение]  [политика]  [Фейсбук]  

Бытие в фейсбуке убеждает в том, что люди, вроде бы умеющие читать, чтобы не сказать книжные, сплошь и рядом не понимают написанного. Минуя все смыслы, они опознают в вашем тексте не то, что там сказано, а то, что вы должны, по их мнению, сказать. Люди же более простодушные смотрят в книгу, а видят фигу. Поэтому даже нехитрый словесный скарб лучше сразу снести на помойку: оппозиции отменить, интонации забыть, изъясняться впредь одними императивами. Тогда есть шанс, что вас все-таки поймут. “Смерть немецко-фашистским захватчикам!” – этот мессидж не истолкуют превратно. Но, уже сказав “я нежно люблю папу и маму”, вы рискуете вызвать волну праведного негодования и узнать, что вы порочный и девиантный тип, публично хуесосящий родителей.

Поэтому по следам последних дискуссий надобно сделать несколько прямых заявлений.

Я считаю, что акционизм современного искусства (совриска), основанный на провокации, есть несомненное зло. И чем художественнее акция, тем она вредоноснее.

Панк-молебен Pussy Riot спасает именно то, что он мало высокохудожественен. Это политический антипутинский плакат, имеют право. Если б его развернули не внутри, а снаружи храма, было бы, конечно, безупречнее, но и в таком виде кощунства нет. Кощунство – вещь глубинная. Оно залегает на третьем, пятом и двадцать седьмом дне, которых в акции “Богородица, Путина прогони!” не содержится. Там нет ни единого дна, все плоско и на поверхности.

Величие акции определяется не столько тем, что она показывает, сколько тем, что случается в результате, скажут мне – пусть так, но невиданные ранее общественные разломы, залежи и пласты обнаружил не панк-молебен, а посадка Pussy Riot. Если бы Пусек сразу после акции оштрафовали и отпустили с Богом, залежи остались бы на своем месте, невиданные разломы – не увиденными. Панк-молебен уже заполонил сеть, а ведущие деятели совриска еще не догадывались, что он проходит по их ведомству: власть открыла им на это глаза. Акцию сделала посадка и все иезуитские обстоятельства, ей сопутствующие. Повторюсь, премию Кандинского и другие грядущие награды заслужила власть, она лауреатка, ей все цветы и аплодисменты.

Совсем другое дело Фемен с их последней акцией по спиливанию креста, установленного в память жертв репрессий на том месте в Киеве, где некогда стоял НКВД и массово расстреливали людей. Это не Пуськи, здесь вам не тут, это настоящее преступление и настоящий совриск. Метафора наглядна и уходит на глубину тысячелетия. Полуголая Феменша, как богиня Берегиня, вылезшая из воды, карабкается на самый верх и валит над Киевом крест, топча заодно могилы: ведьминская Лысая гора вырастает сама собой, без суфлирующих бумажек кураторов. Они не требуются. Массовый крестоповал последних дней, случившийся в России, – несомненный отклик на силу украинского искусства.

Но это, конечно, не предел. Совриск знает метафоры более глубокие и преступления более масштабные. 11 сентября как Крушение Вавилонской башни и Беслан как Избиение младенцев – пока непревзойденные шедевры акционизма.

Все это писалось не для циничного вычленения метафор, как решат наивные читатели, и даже не для глума, как сочтут искушенные. А чтобы показать связь между эстетикой акции и преступлением.

И, подражая Антону Долину, поставлю:

Dixi.


Александр Тимофеевский


Оставьте комментарий



««« »»»