АФРОДИТА С МЕЧОМ

ГРЕКИ-КИПРИОТЫ ВОЗЛАГАЮТ НА РОССИЮ НЕМАЛЫЕ НАДЕЖДЫ

Удары НАТО по Югославии вновь подтвердили, что в современном мире лишь государства, вступившие в этот супермощный военный альянс, могут быть застрахованы от применения по отношению к ним военно-полицейских акций. В чрезвычайно опасном положении оказываются те страны, которые находятся в состоянии острой конфронтации с кем-либо из членов НАТО. Как и в период холодной войны, им выпадает роль «передовой» в противостоянии между Североатлантическим альянсом и его противниками. В новом свете в этой связи предстает и один из давних узлов конфликтных противоречий в Средиземноморье – кипрская проблема.

Президент Республики Кипр Глафкос Клиридис обвинил Турцию в нагнетании напряженности на разделенном между греческой и турецкой общинами средиземноморском острове и заявил, что его страна отказывается от моратория на закупки российских ракетно-зенитных установок С-300 ПМУ-1, по ряду параметров, кстати, значительно превосходящих «Пэтриот», аналогичную американскую систему класса «земля – воздух». Греки-киприоты, по словам Клиридиса, нуждаются в системе противоракетной обороны (ПРО) для защиты, в частности, авиабазы Пафос, и кипрское правительство намерено форсировать решение этого вопроса. Турция, по мнению президента Клиридиса, не подчинилась Резолюции ООН, рекомендовавшей обеим общинам на острове уменьшить численность своих войск и имеющегося в их распоряжении оружия – отсюда и необходимость принимать адекватные меры.

Ранее закупленные российские зенитно-ракетные комплексы после беспрецедентного по резкости давления Вашингтона, напоминавшего самое натуральное «выкручивание рук» и неприкрытый шантаж, были отправлены не на Кипр, а на греческий остров Крит, но при этом они остались в собственности Республики Кипр. Зондаж возобновления военно-технического сотрудничества с Россией начался в феврале во время визита кипрского министра обороны Яннакиса Хризостомиса в Москву и его переговоров с шефом российского военного ведомства Игорем Сергеевым. Развернутые США и их союзниками воздушные войны против Ирака и Югославии ускорили решение вопроса, в очередной раз подтвердив то, что подвергающимся потенциальной угрозе воздушных атак государствам жизненно необходимы собственные системы ПРО.

…В шахматном клубе в красивом приморском городе Лимасол, где собираются местные социалисты, члены входящей в Социнтерн партии Единый демократический союз центра (ЭДЕК), было более чем оживленно. Однако обсуждались не частные партийные новости или проблемы социалистического мировоззрения, о которых всегда приятно побеседовать за чашечкой кофе, а очередные турецкие военные маневры. Радио сообщало, что над кипрской столицей Никосией периодически проносятся турецкие военные самолеты, а в парламенте дебатируются вопросы военно-технического сотрудничества с Грецией и Россией.

Тревожные новости не удивляли. По Кипру я путешествовал автостопом, поэтому довелось пообщаться с самыми разными людьми – от очень разговорчивых водителей грузовиков и гостеприимных кипрских крестьян до отдыхавшего на острове личного врача брунейского султана. Когда речь заходила о взаимоотношениях Республики Кипр с северным соседом, непринужденные беседы сменялись мрачноватыми комментариями на тему военного противостояния. В таких случаях курортное настроение испаряется моментально. В сельских районах, где на парламентских выборах традиционно побеждают коммунисты (АКЭЛ – Прогрессивная партия трудового народа Кипра), мои собеседники обычно переходили к воспоминаниям о временах холодной войны, когда советская поддержка сыграла едва ли не решающую роль в отстаивании национальной независимости Кипра. Симпатии к СССР, к России традиционно исходят прежде всего из левого лагеря кипрской политической системы. Интересно, что представители Кипра в Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП) – частые визитеры в Москве. Выражая солидарность с россиянами, они активно участвовали в качестве гостей в проводившихся ФНПР в последние годы всероссийских акциях протеста. В свою очередь, на партийные форумы АКЭЛ приезжал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Один из руководителей лимасольской городской парторганизации АКЭЛ Никос Петроу много рассказывал мне о различных перипетиях кипрской политической борьбы, но при этом неизменно подчеркивал, что социальные вопросы никогда не должны идти вразрез с общенациональной идеей восстановления территориальной целостности Кипра, конечно, мирным путем, на основе диалога с турками-киприотами. Интересно, что надежда на возобновление этого диалога остается всегда, исходя даже из того, что лидеры противостоящих общин, президент Республики Кипр Клиридис и президент не признанной мировым сообществом Турецкой республики Северного Кипра Рауф Денкташ, в юности были закадычными друзьями, вместе учились в гимназии и чисто психологически восстановить былые контакты им гораздо легче, чем многим другим кипрским политикам.

Межкипрскому диалогу мешает в первую очередь экспансионистская политика Анкары. Больше всего боясь того, что обе общины действительно могут пойти по пути взаимного сближения, турецкое правительство сознательно проводит политику заселения оккупированной с 1974 г. турецкими войсками северной части острова (составляющей 37 % его территории) этническими турками из «метрополии», параллельно переселяя возможно большее количество турок-киприотов на историческую родину. Кроме того, поощряется переселение на Северный Кипр турецких граждан северокавказского происхождения. Надо сказать, что вместе с переселенцами в турецкую часть Кипра проникают крайне экстремистские настроения, неслучайно в последнее время там активизировалась известная террористическая расистская организация «Серые волки». А во время чеченской войны на Северном Кипре проходили переподготовку и отдыхали другие «волки» -чеченские боевики. При Дудаеве чеченские власти даже заявляли об официальном признании Турецкой республики Северного Кипра.

Турецкий министр иностранных дел Исмаил Джем неуклонно настаивает на том, что турецкой стороне следует обсуждать вопросы кипрского урегулирования только на основе образования конфедерации из двух кипрских государств невзирая на то, что все резолюции ООН призывают к урегулированию на федеральной основе, с единым суверенитетом и единым международным представительством.

В древнем кипрском городе Пафосе некогда был храм Афродиты. Разрушительные вихри истории не оставили от него камня на камне. Как это ни прискорбно, но судьба храма Афродиты ныне угрожает целому государству. Учитывая то, что Анкара располагает второй по численности армией в НАТО и заметным превосходством в воздухе (даже над объединенными вооруженными силами Греции и Кипра), исход потенциальной схватки при нынешнем военно-политическом раскладе сторон очевиден.

Если для Республики Кипр покупка российского вооружения – вопрос национальной безопасности, то для Москвы это одновременно и возможность закрепиться на европейском рынке вооружений (ведь политически Кипр относится к Европе), и серьезное напоминание о том, что наша страна имеет свои национальные интересы в Средиземноморском регионе.

Ларнака – Лимасол – Никосия – Пафос – Москва

Алексей АНДРЕЕВ

научный сотрудник Института востоковедения РАН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Случается, к вам придут знакомые
ОТЧЕГО ТЕМНЕЮТ ЛИКИ
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА МОСКВУ
Мы слишком долго отступали, И вот – Балканы запылали
НАВСТРЕЧУ ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ
НАТОКРАТИЯ
“Там русский дух, там Русью пахнет…”
НО ПЕСНЮ ДРУГУЮ, О ДАЛЬНЕЙ ЗЕМЛЕ…
“Вновь я посетил”
По ком звонит колокол?
Ветераны обвиняют Кремль
ВЕСТИ ИЗ ПСКОВА
Ученые против варварства НАТО
Чужой войны не бывает
ЗАБОТЫ – САМА ЖИЗНЬ
ДАЮ ТЕБЕ ШАНС!
ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛИТСОВЕТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАРОДНОЙ ПАРТИИ РОССИИ
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
МЕСЯЦЕСЛОВ
ВКУСНЫ ПОЧАТКИ СЛАДКИЕ


««« »»»