“Вновь я посетил”

17 марта 1922 г. стало датой образования Государственного Пушкинского заповедника в Михайловском. Вот что было записано в протоколе распорядительного заседания Малого Совнаркома РСФСР: “Объявить Пушкинский уголок: Михайловское и Тригорское, а также место погребения А.С. Пушкина в Святогорском монастыре – заповедным имением с передачей его под охрану как исторического памятника Народному комиссариату просвещения”. В 1936 г. к заповеднику присоединили Петровское, всю территорию Святогорского монастыря и древние городища Воронич и Савкину горку. И в дальнейшем границы заповедника постепенно расширялись. В настоящее время его площадь составляет более 700 гектаров.

В КИЛОМЕТРЕ ОТ СЕРДЦА ПОЭТА

Тяжелым испытаниям подвергся заповедник во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Почти три года на святой для каждого русского человека земле хозяйничали фашисты. Они практически полностью уничтожили заповедник.

После освобождения Псковской земли от завоевателей, в апреле 1945 г., директором заповедника стал Семен Степанович Гейченко. Почему именно Гейченко возглавил заповедник? В этом ничего удивительного нет. В 1924 г. после окончания Ленинградского государственного университета он работал старшим научным сотрудником – хранителем петергофских дворцов-музеев и парков, Русского музея, музея Пушкинского дома Академии наук СССР и др. Кроме того, он родился в городе Старый Петергоф и впитал в плоть и кровь атмосферу, дух петровской и послепетровской эпохи.

Вот как описал Семен Степанович свои впечатления от первых дней работы в Пушкинском заповеднике: “С минувшей войны я вернулся инвалидом. Не знал, с чего начинать. Тогда мне предложили: поезжай в Михайловское и приложи старание и умение в восстановлении этого пушкинского уголка, ведь ты опытный музейный работник!

Приехали мы с женой в Михайловское. Жили в траншее, потом в бункере, в окопе. Кругом разорены были все деревни. Все жилое разбито. Я не говорю уже о музее Пушкина, он был уничтожен. Все было разрушено. И монастырь, где он был похоронен, и его дом, и домик няни, и деревья – его современники. Фронт находился от пушкинского сердца в одном километре”.

Потребовалось много сил, энергии, самопожертвования и самоотдачи всего коллектива заповедника, чтобы к 150-летию со дня рождения поэта почти полностью восстановить русскую святыню. В заповедник со всех сторон света возвращались разграбленные экспонаты. Многие предметы пушкинских времен поступали вновь. Рассказывают, что стоило Гейченко произнести фразу, что нужен самовар той эпохи, как ему со всей страны стали приходить посылки с самоварами. Их набралось столько, что возникла потребность в создании музея самоваров. И так было во всем.

Прав был поэт, написав вечные слова:

        Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

        К нему не зарастет народная тропа.

Перед Михайловским поместьем раскинулись Михайловские рощи. На двух больших валунах, оставшихся после ледникового периода, высечены слова: на одном – “Пушкинский заповедник”, на другом – “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”. Так приветствует Пушкин гостей. А вот и три сосны, описанные поэтом в известном стихотворении. Деревья в период оккупации были спилены, и после окончания войны Семен Степанович посадил на прежнем месте новые. Теперь они выросли и вновь вознеслись высоко к небу.

Через два километра между сосновым бором, березняком и древними липами на пригорке возвышается усадьба с господским домом и хозяйскими постройками. Есть тут погреб, небольшой амбар, баня, флигель, где размещалась кухня и жила прислуга, дом управляющего имением и контора.

Пушкин впервые приехал в Михайловское летом 1817 г. после окончания Лицея, затем он посетил родные места летом 1819 г. Здесь он написал стихотворение “Деревня”, за которое был выслан на юг России. Третий раз Пушкин попал в Михайловское 9 августа 1824 г. под надзор местных властей и духовенства. Поэт в Михайловском написал свыше ста стихотворений. Здесь была завершена драма “Борис Годунов”, написаны многие строки “Евгения Онегина”.

Константин Георгиевич Паустовский красочно описал природу близ Михайловского в рассказе “Михайловские рощи”: “Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зеленым холмам, по озерам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени. Только гудение пчел нарушало безмолвие”.

КАЖЕТСЯ, ОН ВЫШЕЛ НА МИНУТУ

Я с группой туристов впервые побывал в пушкинских местах десять лет назад в начале мая. Здесь и познакомился с Гейченко. Он сидел возле господского дома и грелся в лучах теплого майского солнышка. Группа туристов подошла к нему и стала задавать многочисленные вопросы, на которые получала обстоятельные ответы. Я попросил Степана Семеновича сфотографироваться с нами. Он, как человек скромный, долго отказывался, но потом заинтересовался моей оптикой. Узнав, что у меня цейсовский аппарат, согласился, сказав, что с немецкой оптикой он познакомился еще на фронте. Когда Гейченко встал, я удивился его высокому росту и он, как бы стесняясь, немного ссутулился, попытался спрятать пустой рукав несуществующей руки, которую потерял на войне.

В доме, где расположена экспозиция музея, царит атмосфера присутствия Пушкина. На столе в вазе первые свежие цветы – мать-и-мачеха. Создается впечатление, будто Александр Сергеевич вышел на минуту из дома. А осенью вместо цветов лежат ароматные яблоки, выращенные в усадебном саду. На стене висит копия с картины живописца Н.Н. Ге “Пушкин и Пущин”, напоминая о том далеком времени, когда друзья встретились в последний раз в январе 1825 г.

В парке усадьбы растет могучий дуб, на нем златая цепь, которой прикован деревянный “кот ученый”. Под дубом – деревянное кресло, на котором можно посидеть, отдохнуть и вспомнить любимые строки поэта. Есть в парке и аллея А.П. Керн, племянницы П.А. Осиповой, которой принадлежала усадьба Тригорское.

Пушкин часто навещал Тригорское. Господский дом был похож на большой вытянутый деревянный сарай. Там кроме комнат хозяев располагалась полотняная фабрика. При доме был разбит большой парк.

Последний раз Пушкин приехал в Михайловское навечно, это путешествие он совершил уже будучи убитым на дуэли.

Похоронен поэт в стенах Святогорского монастыря. На его могиле Наталия Николаевна осенью 1840 г. установила памятник. Рядом покоится прах его матери. Здесь же, в монастыре, находится и его посмертная маска.

Евгений ИВАНОВ

Фото автора


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Случается, к вам придут знакомые
ОТЧЕГО ТЕМНЕЮТ ЛИКИ
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА МОСКВУ
Мы слишком долго отступали, И вот – Балканы запылали
НАВСТРЕЧУ ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ
НАТОКРАТИЯ
“Там русский дух, там Русью пахнет…”
НО ПЕСНЮ ДРУГУЮ, О ДАЛЬНЕЙ ЗЕМЛЕ…
Ветераны обвиняют Кремль
По ком звонит колокол?
АФРОДИТА С МЕЧОМ
ВЕСТИ ИЗ ПСКОВА
Ученые против варварства НАТО
Чужой войны не бывает
ЗАБОТЫ – САМА ЖИЗНЬ
ДАЮ ТЕБЕ ШАНС!
ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛИТСОВЕТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАРОДНОЙ ПАРТИИ РОССИИ
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
МЕСЯЦЕСЛОВ
ВКУСНЫ ПОЧАТКИ СЛАДКИЕ


««« »»»