ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Великие дни страданий Спасителя, вспоминаемые

Православной Церковью перед Пасхой, отмечены

на Руси особыми поверьями и обычаями

Вербное воскресенье.

Последнее воскресенье перед Пасхой (в этом году 4 апреля) – праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисус на осле въехал в ворота Иерусалима. Его приветствовали пальмовыми ветвями. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви под ноги осла и пели хвалебную песнь.

На востоке верующие в этот день приносят в храм вайи – пальмовые ветви и цветы. У нас в этот день освящают вербы – первые вестники приближающейся весны, поэтому воскресенье называется Вербным.

Святив вербу, глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни. Вербой слегка хлестали своих домашних, особенно детей, скотину, со словами: “Не я бью, верба бьет, верба хлест бьет до слез”, “Верба красна, бей до слез, будь здоров.”

Освященную вербу хранили за образами. Скот со двора выгоняли вербой, а потом ее “пускали на воду”. Считали, что воткнутая в поле верба сберегает посевы; почки освященной вербы помогают женщинам от бесплодия.

Страстная неделя.

5-10 апреля – эта неделя установлена в память страданий Иисуса Христа. Все дни Страстной недели называются Великими, с каждым днем Страстной недели связаны свои обычаи и приметы.

С Великого Понедельника начиналась подготовка к Пасхе (11 апреля). Женщины убирали, мыли, чистили в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Светлую неделю, чтобы не беспокоиться в праздник.

В Великий Вторник полагалось делать “соченое молоко”. До зари сметали в закромах конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой. “Соченым молоком” поили домашнюю скотину от всяких болезней. При этом соблюдали два условия: первое – лечение надо проводить, как и приготовление лекарства, до рассвета. Второе – не показывать “соченое молоко” мужикам, а то никакого толку не будет от лечения.

С Великой Среды собирали снег по оврагам, натаявшую от него воду солили прошлогодней “четверговой” солью и этой водой обливали всю скотину на дворе. Считалось, что этот обряд предохраняет двор от всякого “напуска” на целый год. В Великий Четверг вспоминали о Тайной Вечере.

В Великую Пятницу думали о Распятии и Погребении Господа.

В Великую Субботу Христос лежал во гробе.

В этот день в народе заклинали морозы-утренники, чтобы они не губили льна, конопли, яровых хлебов.

Чистый Четверг.

В народе Великий Четверг называли Чистым. Большое значение придавалось в этот день омовению. Воду брали рано утром, до восхода солнца.

Набрав воды, женщины сначала обливались сами, затем обливались муж и взрослые дети. Маленьких детей мыли в избе подогретой водой. После омовения каждому перевязывали запястье, предплюснины и поясницу нитками, ссученными в обратную сторону прошлой ночью. Считалось, что исполнившие этот обряд не будут болеть весь год.

В некоторых местах умывались с серебра. В воду, которой умывались, клали какой-нибудь серебряный предмет (монету, кольцо) или опускали серебряную монету в колодец перед тем, как набрать из него воды. Делалось это для того чтобы жить богато.

Девушки до рассвета ходили с водой на хмельник, где умывались, приговаривая: “Как хмель любят добрые люди, так и меня бы любили”.

Если девушка в Чистый Четверг на утренней заре вымоется, вытрет тело полотенцем и потом отдаст это полотенце, “оброшнику”, человеку, который носил икону, то у нее отбоя не будет от женихов и она скоро выйдет замуж.

На это день приходилась основная подготовка к Пасхе. Считалось, что если в Чистый Четверг вымоешь, весь год в избе будет чисто. В этого дня не мели в избе до светлого праздника, чтобы не засорить глаза лежащему во гробе Христу. Закончив с убранством избы, приступали к стряпне, готовили некоторые блюда к Пасхе и обязательно красили яйца. К четвергу забивали скот, предназначенный для праздника и для заготовки впрок.

Готовясь к Пасхе, не забывали и бедные семьи. Более богатые родственники и даже посторонние помогали им различными припасами. В этот день повсеместно готовили так называемую “четверговую соль”. Соль пережигали в печи на углях. Поваренную соль смешивали с квасной гущей, завязывали в тряпку (или клали в старый лапоть) и бросали в огонь. Прожженную соль толкли и просеивали. Четверговая соль считалась чистой и священной. Считалось, что она помогает и людям, и скотине; ее считали лекарством чуть ли не от всех болезней.

Возвращались домой из церкви от четверговой всенощной с горящими свечами. Этими свечами выжигали на дверях и потолках кресты, чтобы отогнать нечистую силу. Считалось, что если остаток этой свечи зажечь во время грозы, то грома и молнии можно не бояться. В это день подстригали волосы годовалым детям, подстригать детей до года считалось грехом. Девушки подрезали концы волос, чтобы росли длиннее и гуще. Чтобы водились деньги, их было принято считать в Четверг утром.

Если на Великий Четверг холодно, то и вся весна не будет теплой, если дождь, то надо ожидать мокрой весны.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАБОТЫ – САМА ЖИЗНЬ
“Вновь я посетил”
ДАЮ ТЕБЕ ШАНС!
Ветераны обвиняют Кремль
ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛИТСОВЕТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАРОДНОЙ ПАРТИИ РОССИИ
АФРОДИТА С МЕЧОМ
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Ученые против варварства НАТО
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
МЕСЯЦЕСЛОВ
Мы слишком долго отступали, И вот – Балканы запылали
ВКУСНЫ ПОЧАТКИ СЛАДКИЕ
НАТОКРАТИЯ
Случается, к вам придут знакомые
НО ПЕСНЮ ДРУГУЮ, О ДАЛЬНЕЙ ЗЕМЛЕ…
ОТЧЕГО ТЕМНЕЮТ ЛИКИ
По ком звонит колокол?
ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА МОСКВУ
ВЕСТИ ИЗ ПСКОВА
НАВСТРЕЧУ ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ
Чужой войны не бывает
“Там русский дух, там Русью пахнет…”


««« »»»