Великие дни страданий Спасителя, вспоминаемые
Православной Церковью перед Пасхой, отмечены
на Руси особыми поверьями и обычаями
Вербное воскресенье.
Последнее воскресенье перед Пасхой (в этом году 4 апреля) – праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисус на осле въехал в ворота Иерусалима. Его приветствовали пальмовыми ветвями. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви под ноги осла и пели хвалебную песнь.
На востоке верующие в этот день приносят в храм вайи – пальмовые ветви и цветы. У нас в этот день освящают вербы – первые вестники приближающейся весны, поэтому воскресенье называется Вербным.
Святив вербу, глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни. Вербой слегка хлестали своих домашних, особенно детей, скотину, со словами: “Не я бью, верба бьет, верба хлест бьет до слез”, “Верба красна, бей до слез, будь здоров.”
Освященную вербу хранили за образами. Скот со двора выгоняли вербой, а потом ее “пускали на воду”. Считали, что воткнутая в поле верба сберегает посевы; почки освященной вербы помогают женщинам от бесплодия.
Страстная неделя.
5-10 апреля – эта неделя установлена в память страданий Иисуса Христа. Все дни Страстной недели называются Великими, с каждым днем Страстной недели связаны свои обычаи и приметы.
С Великого Понедельника начиналась подготовка к Пасхе (11 апреля). Женщины убирали, мыли, чистили в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Светлую неделю, чтобы не беспокоиться в праздник.
В Великий Вторник полагалось делать “соченое молоко”. До зари сметали в закромах конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой. “Соченым молоком” поили домашнюю скотину от всяких болезней. При этом соблюдали два условия: первое – лечение надо проводить, как и приготовление лекарства, до рассвета. Второе – не показывать “соченое молоко” мужикам, а то никакого толку не будет от лечения.
С Великой Среды собирали снег по оврагам, натаявшую от него воду солили прошлогодней “четверговой” солью и этой водой обливали всю скотину на дворе. Считалось, что этот обряд предохраняет двор от всякого “напуска” на целый год. В Великий Четверг вспоминали о Тайной Вечере.
В Великую Пятницу думали о Распятии и Погребении Господа.
В Великую Субботу Христос лежал во гробе.
В этот день в народе заклинали морозы-утренники, чтобы они не губили льна, конопли, яровых хлебов.
Чистый Четверг.
В народе Великий Четверг называли Чистым. Большое значение придавалось в этот день омовению. Воду брали рано утром, до восхода солнца.
Набрав воды, женщины сначала обливались сами, затем обливались муж и взрослые дети. Маленьких детей мыли в избе подогретой водой. После омовения каждому перевязывали запястье, предплюснины и поясницу нитками, ссученными в обратную сторону прошлой ночью. Считалось, что исполнившие этот обряд не будут болеть весь год.
В некоторых местах умывались с серебра. В воду, которой умывались, клали какой-нибудь серебряный предмет (монету, кольцо) или опускали серебряную монету в колодец перед тем, как набрать из него воды. Делалось это для того чтобы жить богато.
Девушки до рассвета ходили с водой на хмельник, где умывались, приговаривая: “Как хмель любят добрые люди, так и меня бы любили”.
Если девушка в Чистый Четверг на утренней заре вымоется, вытрет тело полотенцем и потом отдаст это полотенце, “оброшнику”, человеку, который носил икону, то у нее отбоя не будет от женихов и она скоро выйдет замуж.
На это день приходилась основная подготовка к Пасхе. Считалось, что если в Чистый Четверг вымоешь, весь год в избе будет чисто. В этого дня не мели в избе до светлого праздника, чтобы не засорить глаза лежащему во гробе Христу. Закончив с убранством избы, приступали к стряпне, готовили некоторые блюда к Пасхе и обязательно красили яйца. К четвергу забивали скот, предназначенный для праздника и для заготовки впрок.
Готовясь к Пасхе, не забывали и бедные семьи. Более богатые родственники и даже посторонние помогали им различными припасами. В этот день повсеместно готовили так называемую “четверговую соль”. Соль пережигали в печи на углях. Поваренную соль смешивали с квасной гущей, завязывали в тряпку (или клали в старый лапоть) и бросали в огонь. Прожженную соль толкли и просеивали. Четверговая соль считалась чистой и священной. Считалось, что она помогает и людям, и скотине; ее считали лекарством чуть ли не от всех болезней.
Возвращались домой из церкви от четверговой всенощной с горящими свечами. Этими свечами выжигали на дверях и потолках кресты, чтобы отогнать нечистую силу. Считалось, что если остаток этой свечи зажечь во время грозы, то грома и молнии можно не бояться. В это день подстригали волосы годовалым детям, подстригать детей до года считалось грехом. Девушки подрезали концы волос, чтобы росли длиннее и гуще. Чтобы водились деньги, их было принято считать в Четверг утром.
Если на Великий Четверг холодно, то и вся весна не будет теплой, если дождь, то надо ожидать мокрой весны.