“МАЛЬЧИК МОИСЕЙ ВЫВОДИЛ РАБОВ ИЗ ЕГИПТА…”

У РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ СИТУАЦИЯ ХУЖЕ:

НИКТО НЕ ЗНАЕТ ПО КАКОМУ ПУТИ ОНА ДВИНЕТСЯ

В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ

Российской школе грозит очередная реформа – переход на двенадцатилетнее образование. Попробуем разобраться, чем грозит каждому из будущих школьников и их родителей эта “большая перемена”.

По мнению авторов, реформа необходима, прежде всего, по двум причинам: во-первых, в большинстве развитых стран дети учатся именно двенадцать лет, а потому наши аттестаты об одиннадцатилетнем образовании заграничными высшими учебными заведениями не признаются, что создает значительные сложности для абитуриентов. Во-вторых, переход на двенадцатилетнее образование позволит снизить нагрузки на школьников, которым сегодня в старших классах приходится выдерживать по семь-восемь уроков в день. Сокращение длительности учебного дня благотворно скажется на здоровье школьников. В-третьих, увеличение срока школьного обучения позволит снизить давление на рынок труда: дети будут на год дольше сидеть в школе вместо того, чтобы искать работу.

ВЫПУСКНИКИ НА ИМПОРТ

Цели реформы, как всегда, благородны. Но и весьма спорны. Что касается поступления наших абитуриентов в иноземные университеты, этот процесс, насколько мне известно, пока еще массовым не является. Те же немногочисленные на общем фоне выпускники наших школ, которые все-таки решили продолжить образование за рубежом, препятствие в виде недостаточного срока школьного обучения как-то преодолевают. Стоит ли засаживать в школу на двенадцать лет миллионы детей ради того, чтобы несколько тысяч поступили без проблем в институт “за бугром”? Наверняка есть более простые пути решения этой проблемы.

Перейдем ко второй цели – содействию здоровью населения. Нагрузки на детей в школе действительно очень велики, и, безусловно, здоровье выпускников школ оставляет желать лучшего. Но известно ли авторам новой реформы о том, что, по мнению многих педиатров, именно раннее поступление детей в школу наносит очень большой вред здоровью малышей, в том числе здоровью психическому. Недаром практически провалился переход на одиннадцатилетнее образование: фактически две трети детей сегодня учатся в школе десять лет, перескакивая из третьего класса в пятый. Школы так и не сумели достойно встретить шестилеток. Немногочисленные рекламно-пилотные классы для шестилеток со специальными комнатами для отдыха и игр быстро сменились обычной школьной казенщиной. Все мои знакомые, отдавшие под влиянием рекламы шестилеток в школы, до сих пор об этом жалеют. Заметим, что тогда, да и сейчас, с шести лет принимают в первый класс не всех детишек, а лишь самых здоровых и хорошо подготовленных. Если же будет осуществляться новая реформа, то большинство родителей поведут своих малышей в школу в шесть лет, так как немногие захотят, чтобы их дети закончили школу в девятнадцать. Неужели кто-то всерьез полагает, что отнимать у всех детей год их дошкольной жизни – это значит прибавить им здоровья?

ЗАУЧЕННЫЕ…

Но что же делать с нагрузками? Можно ли их сократить, не увеличивая срок обучения в школе? Уверена, можно. Для этого достаточно ответить на один простой вопрос: почему мы, будучи школьниками, никогда не имели больше шести уроков в день, а наши дети терпеливо высиживают по семь-восемь? В субботу, в отличие от учеников 70-х гг., наши дети не учатся. Но дело не только в этом. Для примера я возьму одну неделю из расписания ученика пятого класса обычной московской школы. Итак, в понедельник и среду пятиклассники имели по семь уроков, во вторник и четверг – по шесть, а в пятницу – восемь.

Помимо “кондовых” математики, языка (русского и иностранного) и прочих хорошо нам знакомых предметов, в расписании много новомодной экзотики. Понедельник начинается у пятиклассников с общественно-полезного труда. Это значит, что вместо того, чтобы на свежую после выходных голову решать задачи или писать диктанты, ученики убирают двор школы от снега или опавших листьев. Седьмым уроком в этот же день идет москвоведение. Шестой урок вторника – основы безопасности жизни. Среда завершается граждановедением (седьмой урок). В четверг, правда, модных предметов-новичков нет, зато сразу после первого урока (математики) идут целых два урока музыки, потеснив на четвертое, пятое и шестое места историю, русский язык и литературу.

Пятница встречала пятиклашек сразу восемью уроками. Шестым шла знакомая безопасность жизни. А восьмой был дополнительным – география. Дело в том, что неделей раньше урок географии пропал из-за дня здоровья. Вы не знаете, что это такое? Значит, сами вы учились давно, когда о здоровье школьников задумывались мало, а детей-школьников у вас нет. День здоровья – это такой день, когда одним школьникам просто разрешают сидеть дома, а других собирают где-нибудь (в школьном спортзале, например) и разрешают им во что-нибудь спортивное поиграть. А потом потерянные таким образом уроки вставляют восьмыми часами в расписание. Вот такое получается здоровье.

ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ

Предвижу гневные возгласы авторов проектов о включении новых предметов в расписание. Что я имею против знаний о родном городе, о Москве? Разве не нужно знать все о безопасности жизни? А граждановедение? “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!” В других классах и школах изучают еще и экономику, историю искусств и многое другое! Гнев справедлив. Детям нужно знать о правах человека, правилах безопасной жизни, нужно любить и ценить музыку и заниматься общественно полезным трудом. Неплохо было бы им знать и уметь еще очень многое. Но если все это многое попытаться вместить в школьную программу, то не хватит не только двенадцати, но и двадцати лет. Это – во-первых. А во-вторых, качество обучения по всем вышеназванным (и многим неназванным) новым предметам меня, как и многих родителей школьников, очень сильно смущает. По большинству этих предметов нет учителей-специалистов. В той школе, где учится мальчик, давший мне свое расписание, граждановедение ведет учитель физкультуры. Не стоит надеяться, что в этом ему очень сильно поможет учебник. Не могу удержаться, чтобы не привести из этого… пособия некоторые цитаты.

“Познакомьтесь с перечнем качеств человека: грубость, умение прощать, пристрастие к алкоголю, зависть, жадность, трудолюбие, чувство юмора, терпение, лень, верность. Какие из этих качеств людей укрепляют семью, а какие ослабляют ее? Назовите такие качества супруга, которые требуют особой терпимости другого супруга? Стоит ли эти качества терпеть? Как вы понимаете поговорку: муж и жена – одна сатана?”

“Молодые люди поженились. У них появился ребенок. Вскоре молодой супруг почувствовал, что жена его больше не любит. Он тут же подал в суд заявление о разводе. Оцените эту ситуацию с вашими родителями. Какие варианты действий со стороны мужа возможны?”

“В библейской легенде о Моисее говорится о том, как мальчик (???) Моисей выводил рабов из Египта, чудесным образом победив фараона…”

“В одной фирме работали два почти одинаковых человека – братья-близнецы. У одного была семья. Второй предпочитал жить холостяком. Один из них буквально горел в труде, всему старался научиться, но вечером ни на минуту на работе не задерживался. Утром появлялся веселый и так же весело продолжал трудиться. Другой спокойно жил и спокойно работал. На все у него был один ответ: “Мне хватает”. Вскоре одному из братьев было предложено занять место главного специалиста с огромной зарплатой и очень интересной работой. Как вы думаете, который из братьев получил новое назначение? Почему это произошло?” Если вы не смогли ответить на некоторые вопросы – не расстраивайтесь. У вас просто нет должной подготовки. Ведь это задания для шестиклассников, а граждановедение они начали учить еще в пятом по учебнику того же автора (Я.В. Соколова). Помнится, в прошлом году им предлагалось порассуждать на тему, нарушаются ли права в гостинице, если после одиннадцати ночи не пускают в номер к мужчине его знакомую женщину.

Теперь, думаю, всем понятно, почему наши школьники испытывают большие нагрузки. Непонятно только, поможет ли их оздоровлению дополнительный год обучения, тем более что согласно поговорке: свято место пусто не бывает – и уже сейчас слышатся предложения ввести в обязательную программу такие предметы, как планирование семьи или работа с ценными бумагами.

ТОРОПИТЬСЯ МЕДЛЕННО

Остается последний довод – о том, что дополнительное пребывание детей в школе снижает нагрузку на рынок труда. Это теоретически так. А на практике большой вопрос, смогут ли многие российские семьи, сильно пообнищавшие в процессе непрерывных экономических реформ, вообще так долго прокормить школьников. Не придется ли им искать работу в ущерб не только высшему, но и среднему образованию? Пытаясь снизить таким образом давление на рынок труда, не повысим ли мы давление на “рынке криминала” и беспризорщины. Ведь уже сейчас число детей школьного возраста, не посещающих школу, измеряется миллионами.

Интересно и то, как общество знакомят с планами реформы. В начале года нам через средства массовой информации объявили, что вопрос уже решен: первоклассники 2000 г. будут учиться двенадцать лет. После этого в обществе прокатилась волна возмущения. Появились разъяснения – никто-де скоропалительно поступать не будет, первые выпускники двенадцатилетки появятся… в 2010 г. Одним словом, что в лоб, что по лбу. При этом в школах к переходу на новые сроки обучения никто не готов. Это я знаю точно, потому что имею в этом деле личный интерес. Моей дочке в сентябре исполнится пять. В большинстве приличных школ сейчас действуют годичные платные курсы подготовки к школе. Значит, если я буду отдавать дочь в школу с шести лет, уже в мае я должна записать ее на курсы подготовки.

Ни в одной из многочисленных московских школ, куда я обращалась, мне не смогли ответить, сколько же лет придется учиться моей дочке и ее ровесникам, лишь осторожно советовали не спешить. Я следую этому совету, надеясь что большинству будущих учеников не придется, подобно персонажу А. Райкина, кончать школу, идти в армию, рожать детей и регистрироваться на бирже труда одновременно.

Татьяна ПОПОВА

вице-президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!
ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР НАТАША
МЕСЯЦ ПЕРВОЙ КАПЕЛИ
ДЛЯ МИЛЫХ ДАМ САЛАТ ПОДАМ
МЕСЯЦЕСЛОВ
ИМПЕРСКИЙ ИНСТИНКТ
РАБЫНЯ, БОГИНЯ, БАБОЧКА…
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
Я САМА – ПРО ЭТО. НЕ КРАСНЕЯ
ТРУДНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ЭНЕРГЕТИКИ
МЫ ГРЕЗИМ, ЗНАЧИТ, СУЩЕСТВУЕМ
СТРАСТИ ПО ВЛАСТИ
Орловские “Военные вести”
МИФОЛОГИЯ БАКСА
КРАСОТА ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ, А ТАКЖЕ УКСУСА, ЧЕСНОКА И СОЛИ


««« »»»