СХВАТКИ ПОД КРЕМЛЕВСКИМ КОВРОМ

Внутриполитическая ситуация в России на минувшей неделе характеризовалась напряженностью и неоднозначностью. Крайне негативное влияние на политический процесс продолжал оказывать углубляющийся экономический кризис. Производство промышленной продукции сократилось по сравнению с январем 1998 г. на 4,9 %. В сельском хозяйстве спад производства составил 4,5 %, на транспорте 5 %, в строительстве 7,6 %. Объем розничной торговли снизился по сравнению с январем прошлого года на 19,8 %, а объем инвестиций – на 10,7 %. Спад сопровождается рядом негативных социально значимых феноменов – обнищанием населения, ухудшением положения на продовольственном рынке, где начал ощущаться дефицит мяса и мясопродуктов, резким ростом цен на продовольственную пшеницу. В ближайшие недели ожидается пропорциональное (не менее чем в два раза) повышение цен на хлеб для населения, что крайне опасно с социально-политической точки зрения.

АКТИВИЗАЦИЯ КОМАНДЫ ПРЕЗИДЕНТА

Неудача недавних попыток Б. Березовского дискредитировать и “свалить” правительство Е. Примакова, жесткие ответные меры премьера (под прикрытием лозунга о наведении порядка и борьбе с преступностью), а также ряд иных успешных акций главы правительства (одобрение бюджета сенатом, ратификация российско-украинского договора в верхней палате парламента) продемонстрировали, что Примаков продолжает наращивать свой политический вес и становится центром кристаллизации влиятельных политических интересов.

Весьма жестко действовала и оппозиция. На минувшей неделе думская Комиссия по импичменту утвердила заключения по всем пяти пунктам обвинений в адрес президента. Госдума единогласно приняла обращение к главам государств СНГ с предложением освободить Б. Березовского от должности исполнительного секретаря СНГ.

Все это вызвало достаточно бурную реакцию со стороны президента и его окружения, заставило активно вмешаться в политический процесс самого Б. Ельцина.

Усилилось его присутствие в российской политике на событийном уровне: после поездки на похороны иорданского короля Б. Ельцин гораздо чаще появлялся на рабочем месте в Кремле.

Президентская сторона пытается активизировать свою игру против правительства и на поле проблем реформирования СНГ. Здесь развернулась интрига, связанная с переносом на неопределенный срок саммита СНГ, который должен был состояться 26 февраля. По мнению ряда экспертов, президент вполне умышленно передает инициативу реформирования СНГ в руки правительства, намереваясь спровоцировать очередной громкий скандал. В частности, как выяснилось, Б. Березовскому удалось упредить правительство и направить собственный план на рассмотрение Совета глав государств СНГ, минуя стадию особого рассмотрения этой программы в российском Белом доме. Поводом для подобного шага исполсека СНГ стало очередное заседание специального форума по реформированию Содружества в Минске. Теперь Б. Березовский и часть дружественно настроенных к нему глав государств Содружества при попытке Кабинета выполнить поручение президента получат повод обвинить Примакова в обструкции реформы СНГ. Не исключен и вариант выхода отдельных государств из Содружества, что также может дать повод для обвинений правительства в слабой политике в ближнем зарубежье.

Главный вектор усилий президентской стороны определялся в течение этого времени, по мнению большинства аналитиков, стремлением нанести удар по инициированному премьером процессу подписания политического соглашения.

Президентские структуры явно форсировали работу над так называемым проектом Федеральной программы по противодействию политическому и религиозному экстремизму на 1999 – 2000 гг. Эта программа, по мнению аналитиков, призвана усилить охранительные черты в политике режима, существенно ограничив при этом возможности оппозиции, подорвав ее связи с массовой протестной активностью.

Далее президент и подчиненные ему силовые структуры предприняли очередную попытку начать “выжимание” из политической жизни ведущей оппозиционной партии – КПРФ, являющейся на данном этапе одной из опор правительства Е. Примакова. Накануне начала работы комиссии по подготовке политического соглашения в прессу были “вброшены” материалы, свидетельствующие о нарушении со стороны КПРФ российского законодательства (в частности, в жанре “доноса” в “Известиях” выступил публицист В. Выжутович, обвинивший правоохранительные органы в “саботаже” президентского указа, запрещающего создавать партийные ячейки на предприятиях, и в поощрении противоправных действий КПРФ). После этого исполняющий обязанности генпрокурора Ю. Чайка, о котором иногда говорят как о протеже Б. Березовского, немедленно направил министру юстиции П. Крашенинникову письмо, в котором предложил проверить деятельность КПРФ на ее соответствие уставным целям партии и законодательству. Министр тут же отреагировал на предложение Генпрокуратуры и подписал распоряжение о проверке деятельности КПРФ.

Действия Минюста не замедлили привести к определенным осложнениям. Глава думского Комитета по безопасности В. Илюхин, сообщил, что в ответ на решение Министерства юстиции провести проверку деятельности КПРФ намерен внести на рассмотрение совета Думы проект закона о запрете на участие в выборах общественно-политических объединений, поддержавших “антиконституционную и экстремистскую” политику президента Б. Ельцина. Среди тех, кого следует отстранить от выборов в первую очередь, Илюхин назвал Е. Гайдара, Б. Немцова, Ю. Лужкова и А. Лебедя. Спикер Думы Г. Селезнев заявил, что в случае дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в стране Дума может поставить вопрос о недоверии правительству. Лидер КПРФ Г. Зюганов недвусмысленно дал понять, что КПРФ намерена в случае продолжения действий Минюста против КПРФ выйти из процесса переговоров.

Однако глава Администрации президента и премьер поспешили отмежеваться от этой акции, заявив, что не были в курсе инициативы П. Крашенинникова. Это прямо указало на то, что действия министра юстиции, скорее всего, были санкционированы очень узкой и близкой лично к президенту группировкой в его окружении, в которую входят дочь президента Т. Дьяченко и исполсек СНГ, олигарх Б. Березовский.

Среди внешних факторов развития российского политического процесса на прошедшей неделе на одно из первых мест вышли события, развертывающиеся вокруг проблем Косова.

Судя по жесткой реакции Б. Ельцина на планы Запада в косовском конфликте, в Кремле понимают, что агрессия Запада в Югославии нанесет серьезный удар по внутренней стабильности нынешнего режима и ускорит его политические похороны. Однако и этот демарш президента, как и его последние шаги на международной политической сцене (поездка в Амман, российско-германский саммит), во многом имели чисто протокольный характер, а по сути, публично демонстрировали нарастающую неадекватность Б. Ельцина. В частности, последние высказывания Б. Ельцина по “косовской” проблеме лишь усилили недовольство российским президентом со стороны Запада.

Российская позиция по Косову находится в явном противоречии с западными ожиданиями в отношении поведения России, которая, по мнению Запада, попав в трудную экономическую ситуацию, должна забыть свои великодержавные привычки и следовать в фарватере политики своих западных благодетелей. Раздражение Запада было вызвано и странной формой выражения Ельциным своих взглядов. Президент, опрометчиво заявивший, что свои предупреждения Западу он сделал во время телефонного разговора с Клинтоном, был немедленно уличен во лжи американскими официальными лицами, не подтвердившими факт подобного разговора. Беспомощный обман Ельцина был истолкован западными наблюдателями как очередное доказательство нарастающей недееспособности, неадекватности президента.

Раздражение Запада Ельциным оказалось тем более заметным, что рост активности последнего на минувшей неделе во многом определялся мотивом соперничества с премьером.

Практика торпедирования президентской стороной инициатив Е. Примакова не встречает сочувствия и в российском правящем классе, большая часть которого поддерживает идею политического соглашения между ветвями власти на срок до 2000 г. Российская элита отдает себе отчет в том, что с ходом времени все более и более заметными становятся фундаментальные процессы перехода политической системы в качественно новое, “постельцинское” состояние, и стремится вписаться в трансформирующуюся реальность.

ПРИМАКОВ ПРОДОЛЖАЕТ УКРЕПЛЯТЬ СВОИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

По сравнению с малопродуманной политикой президентского двора действия Е. Примакова в сфере как внутренней, так и внешней политики носили более осмотрительный и взвешенный характер.

Среди значимых для Запада акций Примакова нельзя не назвать успех премьера, связанный с ратификацией в декабре большого российско-украинского договора в Думе, а затем на минувшей неделе и в Совете Федерации, результативное использование для челночной дипломатии известных на Западе знаковых фигур С. Кириенко и В. Черномырдина.

Запад явно начал благоволить к премьеру как к единственному надежному, вменяемому, способному контролировать внутреннюю ситуацию и формировать предсказуемый внешнеполитический курс партнеру. Немецкий канцлер Г. Шредер после своей недавней блиц-встречи с президентом США в Вашингтоне заявил о необходимости “стабилизировать положение Примакова, так как это поможет стабилизировать Россию”. Исключительно важным событием для российского правительства стало приглашение Минфином ФРГ на встречу глав финансовых ведомств “большой восьмерки” представителей российского правительства.

Ясно, однако, что Примаков не должен переоценивать поддержку со стороны Европы. Судя по визиту канцлера Г. Шредера, носившему ознакомительный и общегуманитарный характер, свою российскую политику Берлин намерен ограничить чисто символическими мерами и действиями, свидетельствующими лишь о моральной поддержке Примакова.

Внутри страны дальнейшее усиление позиций Е. Примакова было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, его успехами в аппаратной борьбе, что выразилось помимо прочего в инициированной Кабинетом отставке директора Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП), генерал-полковника С. Алмазова. После переподчинения в декабре 1998 г. этой службы президенту пост ее директора оказался в центре острой политической борьбы, наиболее активной стороной которой выступило правительство, стремившееся восстановить свой контроль над ФСНП.

Во-вторых, важным фактором роста политического влияния Е. Примакова явилось усиление контроля правительственной команды над СМИ.

В-третьих, премьер и его команда продолжали активно использовать в политической борьбе правоохранительные органы. Не исключено, что переданное на минувшей неделе Генпрокуратурой в Следственный комитет при МВД РФ уголовное дело по фактам крупных хищений и нарушений валютного и налогового законодательства на заводе АвтоВАЗ может всерьез ударить по позициям Б. Березовского.

В-четвертых, премьер не упускал из виду и перспективу. Так, на прошедшей неделе на коллегии Минэкономики РФ были обсуждены наметки проекта программы правительства на 1999 – 2001 гг., которая вполне может стать основой экономической платформы Е. Примакова на президентских выборах.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА

На минувшей неделе начали более четко вырисовываться и основные контуры региональной политики Кабинета Е. Примакова. В частности, Минэкономики обнародовало проект создания в текущем году фонда регионального развития, который будет консолидировать соответствующие части федеральных и региональных программ, проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений на основе региональных планов инвестиционной деятельности, согласованных с Центром. Одновременно правительство начало на практике реализовывать политику ревизии разграничения полномочий между Центром и регионами. Так, Кабинет Е. Примакова настаивает на пересмотре одного из наиболее фундаментальных документов эпохи либеральных реформ в региональной политике – Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстана.

Острые столкновения между Центром и регионами связаны с попытками правительства сформировать систему чрезвычайного управления российской экономикой для вытягивания страны из долговой ямы. На минувшей неделе ряд региональных лидеров заявили о своих политических амбициях. Подписание 30 членами Совета Федерации “Обращения к российской общественности”, в котором они сообщили о начале работы по созданию регионального избирательного блока “Голос России”, может ознаменовать собой нарастание напряженности между столицей и провинциями. Заявленные позиции “Голоса России” весьма плохо стыкуются с идеями Е. Примакова, выступающего за откровенно унитаристскую модель губернаторства, в рамках которой “губернаторы будут предлагаться президентом и избираться законодательными собраниями”, что предполагает право президента на отзыв глав регионов, а также с реальной региональной политикой правительства.

Столичный мэр Ю. Лужков на минувшей неделе также принял участие в формировании новой российской региональной политики. На состоявшемся в Москве совещании Союза российских городов при прямом участии и идейном лидерстве столичного мэра создано общественно-политическое движение “Российский союз местного самоуправления” (РСМС), которое намерено заниматься подбором и продвижением в Госдуму кандидатов с мест, стать, по сути дела, одним из филиалов “Отечества”. По общему мнению, Ю. Лужков рассматривает “мэрский” РСМС как возможный противовес “губернаторскому” движению “Голос России” в борьбе за электорат регионов, однако оба объединения не стали пока еще (и не известно, станут ли) значимыми элементами российской политической реальности.

Более удачно развивались события вокруг другого регионального лидера, также претендующего на первые роли в российской политике, А. Лебедя.

Во-первых, продолжила свою работу в крае московская комиссия МВД, ФСБ, Генпрокуратуры и Совета Безопасности, которая должна стать недостающим Лебедю административным рычагом подавления олигархических структур, “проверить все отрасли промышленности края, поднять все совершенные в крае за последние 15 лет нераскрытые убийства, а также убийства в Москве и Московской области, каким-либо образом связанные с экономикой Красноярского края”. Иначе говоря, речь идет о проведении на Красноярском крае эксперимента по восстановлению государственной управляемости, который, вероятно, может пригодиться и в масштабах всей страны.

Во-вторых, на минувшей неделе Примаков помог генералу выиграть важную финансово-экономическую битву за Красноярскую угольную компанию (КУК). При содействии А. Примакова вокруг красноярского губернатора начал складываться некий “правый блок”, который вряд ли будет иметь самостоятельные политические перспективы, но зато может позволить премьеру решить ряд важных задач.

Анализ основных процессов в сфере отношений между регионами и Центром показывает, что премьер стал фактически ключевым игроком и на региональном поле, использовав его для укрепления своих собственных позиций на общенациональной политической сцене.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БЕЗ КНИГ
ОБЕЩАЛИ – ВЕСЕЛИЛИСЬ, ПОДСЧИТАЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ
БЛАГО НАРОДА – ВЫСШИЙ ЗАКОН
Навстречу парламентским выборам
ВГЛЯДИТЕСЬ В ЛИЦА
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
АРШИНОМ ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ
Северодвинские моряки читают “Социалистическую Россию”
ПОЙМАЛ ЩУКУ НА МОРМЫШКУ
Чисто – душисто
“РУССКИЙ” – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ… К УСАМ КАК ЧАСТИ ОБМУНДИРОВАНИЯ
ВЕЛИКИЙ ПОСТ: ДУХОВНЫЙ РОСТ
БАЛЬЗАМ НА ДУШЕВНЫЕ РАНЫ
НАКОРМИ ГОЛОДНЫХ, УТЕШЬ ПЛАЧУЩИХ
КУРДСКИЙ РАЗЛОМ
ГЕРБАЛАЙФ ЖИЛ, ЖИВ, И, НАВЕРНО, БУДЕТ ЖИТЬ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИ ИЗБРАННЫЙ ГОСПОДИН ЕЛЬЦИН НЕ ХОЧЕТ УСТУПАТЬ ВЛАСТЬ


««« »»»