Нескучный жанр

За короткий промежуток времени МАФИК из малоизвестного паренька с Урала превратился в настоящее явление шансона. Его дебютный альбом увидел свет в 2005 году, и за три года случился невероятный прорыв: на сегодняшний день выпущено 4 официальных CD-альбома и 2 DVD. Его песни звучат в эфире, артист выступает в концертах. Воспользовавшись очередным приездом гастролёра в Москву, мы встретились с Мафиком. Разговор превратился в исчерпывающий монолог артиста…

О шансоне

Мне думается так. “Русский шансон” – это лейбл. Красивое и ёмкое словосочетание, определяющее целый пласт нашей народной культуры. Лейбл, который несколько претит нашему патриотизму, но всё-таки прижился у нас. Мне 37 лет, и я помню времена “запрещённых” песен. Не было “шансона”, но был “блатняк”, востребованный, как и ныне. Что перевернуло в моём сознании причёсанное выражение “русский шансон”? Ничего! Зачем лицемерить? Ведь любой, уважающий себя музыкант, будет стремиться воспроизводить своё творчество, посредством инструментов и аппаратуры не отечественного производителя, а скажем японского или американского. Так что же могло помешать умным и предприимчивым людям объединить исполнителей “городского романса” под маркой, на одну половинку состоящей из французского слова “песня”? Можно долго брюзжать по поводу того, что под личиной “шансона” зашевелилась и запела амбициозная, бесталанная молодёжь, но как не крути, точку будет ставить слушатель. Каждый автор общается со слушателем и, если хотите, заигрывает, именно с ним. Лично мне нравится сочинять в хулиганском жанре, снимать “маленькие фильмы” и показывать людям. Стимулом моим и многих моих коллег является широчайший спектр тем для творения, который есть только у жанра “русский шансон”. В этом жанре не скучно не только самовыражаться, но и даже тосковать… опять же по-нашему, по-русски.

О сленге

У русского человека широкая душа. Так всегда было. И в теперешнем: “раз пошла такая пьянка, режь последний огурец”, есть что-то от исконного “полцарства за коня”. Как бы хвастаясь завтрашней удачей, мы словесно пришпориваем сегодняшнюю тоску и в аванс рассчитываем на фортуну. И в тексте, где казалось бы “яблоку негде упасть”, мы вставляем сленг. И он всегда обновляется. Сменяются поколения, а желание “сверкнуть” чем-то ёмким, приобретённым от ранее не слышанного, не пропадает. Случается порою внимать осуждениям касательно якобы переизбытка жаргона в песнях, но все последующие размышления об этом сводятся к тому, что “выпекать вкусное к чаю хочется всё ж таки с изюмом”. Если арго к месту, если обыгрывает ситуацию, аранжирует текст, не выпячивается за рамки жанра (в шансоне – это то, что доктор прописал), то быть ему и в песнях. Сленг прочно осел в нашем “разговорнике”. Разный – весёлый, высокопарный, острый и самоироничный, он давно есть. Он отражает наш неспокойный нрав, наш вызов снобизму. Не будем притворяться, господа. А если учесть, что жаргон даже не является ненормативной лексикой, то мне за него вдвойне не стыдно.

Попсон

Считается, что сдабривание аранжировок элементами дэнса, не свойственно жанру “шансон”. Вернее считалось так, пока пытливые умы не проэкспериментировали и на этой стезе. Должна ли “блатная” музыка быть танцевальной? Скажем прямо – она не обязана НЕ быть таковой! Ритмичная музыка – это вообще свойственная нашему времени подача. И не факт, что подвижный ритм песни мешает нам улавливать смысл её слов. Право же, не надо быть Цезарем, чтобы пропускать через мозг информацию под быстрый ритм, продолжая заниматься при этом чем-то, кроме танцев. Ты просто ритмично отдыхаешь, слушая любимого исполнителя. Но не кривят ли душой те, кто популяризирует свои песни изначально, желая лишь в коммерческих интересах тем самым расширить круг слушателей? Возможно. Но это не запрещённый приём и не удар ниже пояса. Так или иначе, рост числа поклонников пропорционален востребованности артиста. А чем он возьмёт в большей степени, харизмой, талантом или кичем? Тут все равны.

Не так давно, прочитал в одной газете, как делится “русский шансон” на поджанры. Помню, был “блатняк”, “лирический”, “танцевальный”, “военный” и какой-то ещё. Меня упомянули в “блатняке” вместе с Александром Розенбаумом, что лично мне весьма польстило, но я сохранил самообладание и, проанализировав изначальный смысл статьи, включил в новый альбом армейскую песню. Теперь я укладываюсь в рамки жанра на все сто, хоть и под популярные аранжировки (смеётся).

O радио и телевидении

Невероятно-замечательным образом вы влюблены в вольную песню настолько, что вам самим есть, что сказать на этом поприще. Честность написанного от души в любом случае отзовётся правильной оценкой слушателя, но будьте готовы… Последовательность сего пути обязательно приведёт вас в шоу-бизнес. Вы современны и искушены во многом. Вы готовы отразить устаревшую “отмазку” СМИ, что де ваше творчество – “не формат”. Вот они – не попсовые тексты, всё в цвет, но тем не менее… увы… Как раз на “блатную педаль”-то нажимать и не следовало, если вам необходимы радиоэфиры. В общем, на ТВ скажут подобное, и если ваши аранжировки современны и танцевальны, это тоже “очень плохо”. Ответ подсказан историей жанра, нашими уважаемыми старичками, без которых все рейтинги – пузырьки от “пепси”. Выход буквально “нашёптан” нашими, порой ворчливыми, но всё равно родными мэтрами, песенная феня которых ко двору любому дневному эфиру! Работать, жить, оттачивать мастерство, сочинять новое и предоставлять на суд слушателю! Не было у наших старичков в наши годы эфиров! Но никто не отменял магнитоальбомы, пластинки и компакты. Кто-то из СМИ не верит в тебя на старте? Просто он не в курсе, что ты не “прохожий”, что ты надолго! Ведь ты влюблён в вольную песню… невероятно-замечательным образом!

О себе

“Городской романс в современных аранжировках” – так бы я сам определил свой стиль. Вы помните дворовые песни, которые распевали во дворах под гитару? Теперь их частенько можно слышать в обработках. И это здорово, но сейчас никто не пишет новые. Вот эту нишу я и позволил себе занять. Для тех, кто ещё мало знаком с моим творчеством, я бы порекомендовал посетить сайт www.mafik.ru, там представлены некоторые мои песни. Я затрагиваю “колючую тему”, но стараюсь делать это взглядом с воли, не считаю эту тему чужой, как и все адекватные русские люди. Побывал с концертами на многих зонах. Посетил много российских городов с гастролями. Живу на Урале. Мафик – это моё прозвище. Уменьшительное производное от слова “мафия”, не только характеризующее меня как представителя “дворовой мафии” с гитарой, но и образный намёк на мой невысокий рост. Люблю поэзию настолько, что сам отчаянно пишу…


Василий Козлов

Журналист, продюсер, режиссёр-постановщик концертных шоу-программ, поэт-песенник, член Союза Журналистов России и Международной Ассоциации Журналистов.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Трудящаяся женщина Востока
Играют жестко и зло
На пути к себе, на пути к другим
В роли авторитета
Дебютирует в режиссуре
Скандальная фигура
Кризис чего?


««« »»»