Соглашаясь на согласие, все излагают разногласия

На минувшей неделе тенденция к стабилизации в экономике, возникшая в начале текущего месяца, переросла в тенденцию оживления, выразившегося в росте спроса на “голубые фишки” – акции наиболее перспективных российских компаний на торгах корпоративными ценными бумагами в РТС. Аналитики фондового рынка даже отважились заговорить о том, что полоса негативных новостей закончилась и инвесторы ожидают обнадеживающих вестей от российских властей. В рамках этих процессов следует расценивать заявление первого вице-премьера Ю. Маслюкова о возможности быстрого прогресса в диалоге правительства с МВФ. В конце минувшей недели было объявлено, что миссия МВФ, покинувшая 30 января Москву, все же вернется в Россию в 20-х числах февраля.

В то же время, минувшая неделя ознаменовалась значительным обострением внутриполитической ситуации в России и назреванием ряда важных качественных изменений в развитии российского политического процесса. Большинство наблюдателей испытывают глубокий скептицизм в отношении долгосрочности нынешнего периода экономической стабильности и уверенны в неминуемом ухудшении социально-экономической ситуации в целом. В качестве обостряющего фактора на политическую ситуацию воздействует усиливающееся внешнее давление на Россию со стороны финансовых и политических кругов Запада. Это давление угрожает ослабить политические и социальные позиции правительства, во многом опирающегося на левые и патриотические силы внутри страны. Бесспорно и то, что усиление политических конфликтов в стране связано и с набирающими темпы фактически начавшимися предвыборными кампаниями, с усилением конкуренции между различными политическими силами, претендующими на участие и победу в электоральной борьбе. Интегральным результатом всех этих факторов является формирование ситуации раскола внутри российской элиты, коренящегося в специфическом для нынешней фазы процессе постепенного перехода отечественной политической системы в постельцинский период.

ДОЛГО ЛИ ПРОДЕРЖИТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ?

Большинство экспертов не связывает ажиотаж на российском фондовом рынке с финансово-экономической политикой правительства.

По их мнению, по мере увеличения темпов инфляции этот рост замедлится и оживление промышленного производства сменится спадом не менее чем на 5 – 6 % за год. Тогда интерес к российским акциям вновь резко снизится.

Подобные прогнозы уже начинают сбываться. Так, судя по сообщениям в прессе, уже дали сбой последние налоговые нововведения. Бюджетные трудности усугубятся и тем, что в текущем и в следующем году резко усилится общая нестабильность в стране. Возрастет давление на экономику как политического фактора, связанного с электоральными кампаниями, так и проблем внешнего (и внутреннего) долга России. Эти факторы могут войти в острейшее противоречие друг с другом, ибо политический фактор будет требовать от правительства расширения объемов социальных выплат и пенсий, а также поощрять тенденцию к росту заработной платы, в то время как проблема долгов будет настоятельно требовать резкого сокращения внутреннего потребления. По мнению экспертов, последнее обстоятельство (обнищание российского населения) чревато резким сужением возможностей для проведения либерального экономического курса, привлекательного для зарубежных инвесторов, так как потребует от государства срочного перераспределения имеющихся ресурсов в пользу нуждающихся и переориентирует на них систему социального обеспечения.

Ныне тенденция к огосударствлению экономики уже начинает проявляться (пока лишь) в банковской сфере – на минувшей неделе в СМИ появились сообщения о том, что в Минфине подготовлен проект указа президента, согласно которому коммерческие банки будут отстранены от обслуживания бюджета, а те программы, которые ими обслуживались, приказным порядком переведут в госбанки (прежде всего в Сбербанк и Внешторгбанк). Эта же тенденция дает о себе знать и в планах передачи всех видов обязательного страхования “Росгосстраху”. В дальнейшем, очевидно, огосударствление экономики как инструмент выживания страны в чрезвычайных условиях, в которые она попала в итоге так называемых “либеральных реформ”, может приобрести системный характер, полностью расходясь с ныне действующей Конституцией и законодательством “ельцинской эпохи”.

В то же время экономические ресурсы государства продолжают уменьшаться, в связи с чем правительство приняло решение об отмене импортной пошлины и расширило список товаров, на которые вводятся экспортные пошлины. По-видимому, продолжают падать и золотовалютные резервы ЦБ. Снижаются размеры долларовых накоплений населения, что вызывается устойчивостью обменного курса при высоких темпах инфляции.

Эксперты предсказывают дальнейший рост напряженности в отношениях между федеральным Центром и регионами. Центр, контролирующий сегодня только ТЭК и ряд предприятий ВПК и МПС, будет предпринимать все новые и новые попытки вырвать из-под контроля региональных властей хотя бы часть остальной промышленности и даже, возможно, малого и среднего бизнеса.

ТОРГИ ПО ДОЛГАМ

В критическую стадию вступили и отношения России с могущественными западными кредиторами. Ужесточилось внешнее давление на российские верхи, оказываемое США и остальными странами “большой семерки” через Международный валютный фонд, другие международные финансовые и политические институты.

Большинство аналитиков убеждены в том, что Запад едва ли решится пойти на объявление дефолта России, после которого страна попадет в международную изоляцию. Несмотря на то что мало кто всерьез полагает, что Россия вновь сможет хотя бы отдаленно приблизиться к роли глобального геополитического противовеса США, каким был СССР, трудно сомневаться и в том, что переход страны на орбиту автаркического развития может стоить Западу значительно дороже, чем прощение российских долгов.

В этой ситуации Запад пытается найти приемлемый для себя выход на путях торга с Россией по поводу судьбы ее долгов в обмен на существенные внешнеполитические уступки со стороны Москвы.

По некоторым сведениям, США достаточно жестко потребовали от некоторых европейских лидеров, чтобы те перестали оказывать давление на МВФ с целью лоббирования финансовой помощи Москве. Так, канцлер ФРГ Г. Шредер после своего блиц-визита в Вашингтон и переговоров с президентом США Б. Клинтоном вновь подтвердил, что выступает против предоставления Москве кредитов.

Вряд ли случайно и то, что в этот же период в Тбилиси прошли закрытые переговоры между Э. Шеварднадзе и личным представителем президента Туркмении главой транснациональной финансовой компании “Мерхави” И. Майманом по поводу проекта транспортирования туркменского газа в Европу, минуя Россию. Таким образом, можно констатировать, что и ряд стран СНГ присоединился к мощному антироссийскому хору.

ВАЖЕН НЕ РЕЗУЛЬТАТ, А ПРОЦЕСС

Однако капитуляция российского правительства перед жесткой позицией Запада угрожает втянуть Кабинет министров в прямой конфликт с теми силами, которые поддержали Е. Примакова в ходе бюджетной процедуры.

Впервые с 1992 г. центр легитимации правительства сдвинулся в сторону представительной власти, а президентские структуры во многом утратили свое определяющее влияние на Кабинет. Изменилась социальная база правительства – она значительно расширилась, наметились признаки большей независимости Кабинета в выборе социально-экономического курса от президентских структур. Это обстоятельство наложило свой отпечаток и на позиции, которые занял глава Кабинета на минувшей неделе в процессе обсуждения с лидерами думских фракций идеи политического соглашения. Сама эта идея начала перерастать из своей первоначальной формы гарантий для правительства в форму соглашения о реформировании политической системы в стране. После своей беседы с думскими вождями Е. Примаков заявил, что раньше он “не видел надобности в поправках в Конституции, а сейчас, видимо, есть над чем поразмышлять”. Родившаяся как бы “экспромтом” готовность Е. Примакова обсуждать заведомо нереализуемую в политических условиях “ельцинской эпохи” идею конституционных изменений говорит не столько о “революционных” настроениях премьера, сколько о его желании обеспечить себе как можно более широкое пространство для маневрирования в условиях максимальной безопасности для себя и своего правительства. Расчет Примакова, вероятно, состоит в том, чтобы как можно дольше растянуть обсуждение и доработку документа о политическом согласии. Как прокомментировал эту ситуацию лидер “Духовного наследия” А. Подберезкин, “ценность здесь представляет не результат, а сам процесс” объединения разнонаправленных политических сил вокруг некой общей задачи.

ВСЕ – ДЛЯ ЭЛЕКТОРАТА

Благодаря продолжающей набирать темпы де-факто начавшейся предвыборной кампании на прошлой неделе усилилась конкурентная борьба между различными политическими силами.

С резкими нападками на Кабинет министоров выступили лидеры различных радикально-реформаторских политических течений Г. Явлинский, Е. Гайдар, Б. Федоров и др. Чувствуя за своей спиной поддержку и расположение со стороны международных финансовых кругов, президентского окружения, российские радикал-либералы на прошедшей неделе неоднократно пытались побудить Ельцина к более активным действиям против премьера. В конце недели в прессе появились сообщения, что в проекте ежегодного послания президента Федеральному Собранию, над которым сейчас якобы работают Е. Гайдар и Г. Бурбулис, содержится формулировка о том, что правительство Примакова не выполняет возложенных на него задач и должно быть отправлено в отставку (среди кандидатов на должность исполняющего обязанности премьера СМИ называют Н. Бордюжу, П. Бородина и даже С. Степашина, а в качестве первого вице-премьера – руководителя экономического блока – А. Чубайса). Сообщения о том, что президентское окружение “прощупывает” перспективу смены Примакова на посту премьера, с начала недели исходили и из оппозиционных источников (об этой угрозе упомянул Г. Зюганов). При этом в отличие от подобных ситуаций в прошлом внимательный анализ обнаруживает в расчетах радикалов отсутствие иллюзий относительно того, что, их появление в правительстве приведет к немедленному решению проблем, накопившихся в финансовой сфере. Например, Е. Гайдар, критикуя бюджет-99 за отсутствие реализма (“либо налоги соберутся, но инфляция будет выше запланированной, либо налоги не соберутся”), не выдвигает никакой альтернативы критикуемым положениям документа. Б. Федоров говорит о перспективах рефинансирования российского долга МВФ прямо взаимоисключающие вещи: в одних высказываниях его позицию характеризуют сомнения в отношении возможности получения каких-либо кредитов от МВФ, в других он безапелляционно утверждает, что у МВФ “есть намерения давать деньги”, но фонд якобы смущен отсутствием у правительства программы и противоречиями в составе и деятельности правительства и т.д.

Вместе с тем ряд правительственных чиновников (первый вице-премьер Ю. Маслюков, руководитель Министерства по антимонопольной политике Г. Ходырев и др.) критически высказались в адрес экс-министров, которые сеют недоверие к новому Кабинету у представителей международных финансовых организаций.

Весьма активное участие в политических столкновениях на прошлой неделе приняли московский мэр Ю. Лужков и его команда. В Ереване после переговоров с премьер-министром Армении Ю. Лужков заявил, что резко отрицательно относится к деятельности Б. Березовского как исполсека СНГ, поскольку “она не сопровождается никакими положительными результатами” и ведет Содружество к развалу.

РАСКОЛ В ОКРУЖЕНИИ ЕЛЬЦИНА

Противоречия между главой Кабинета и определенной частью олигархического истеблишмента не остывали в течение анализируемого отрезка времени. Главный антагонист премьера, исполнительный секретарь СНГ Б. Березовский начал заметно сдавать свои позиции (наиболее зримо это проявилось в очередном “исчезновении” из телеэфира ведущего субботней информационно-аналитической программы “Время” С. Доренко). Сам исполсек СНГ, по сути дела, извинился перед Примаковым, публично заявив, что у него нет никаких разногласий с премьером. В прессе, контролируемой Б. Березовским, была сделана явная попытка переключения внимания “правосудия” на других персонажей, например на деятельность А. Чубайса в РАО ЕЭС. Вместе с тем правоохранительные органы продолжили заниматься изъятием документов в офисе частной охранной фирмы “Атолл”, работавшей по заказам Б. Березовского. Правительство прорабатывает идею подчинения телекомпании ОРТ, реальным хозяином которой является исполсек, государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК). Несмотря на слухи о том, что Б. Ельцин взял на себя роль посредника в конфликте Березовского и Примакова, заставить премьера полностью отказаться от нанесения новых ударов по позициям исполсека так и не удалось.

В российском политическом процессе продолжала занимать одну из видных позиций вовлеченность в политическую борьбу правоохранительных органов.

Некоторые аналитики даже полагают, что оказалась перейдена некая качественная грань и процесс раскручивания антикоррупционной спирали примет необратимый характер. Хотя осведомленные источники полагают, что в ближайшее время президент постарается переломить эту ситуацию, назначив исполняющим обязанности генпрокурора нынешнего руководителя Главного контрольного управления Е. Лисова, считающегося человеком Березовского, однако сумеет ли Лисов повернуть вспять новую политическую тенденцию и восстановить статус-кво – весьма проблематично. Есть сомнения и в том, что Ельцину удастся на этот раз принять решение о назначении Лисова единолично.

Аналитики открыто обсуждают и новую ситуацию, сложившуюся в президентском окружениии, где также явно отсутствует единство и возникло “пропремьерское крыло”, возглавляемое зятем президента, главой “Аэрофлота” В. Окуловым. Гендиректор этой компании не только успешно согнал с ключевых позиций людей Березовского, но и не скрывал своей причастности к “чистке”.

Эти действия Окулова объясняются, видимо, тем, что он стремится сохранить свои деловые позиции после ухода президента с политической сцены, для чего Окулову необходимо приспособиться к линии премьера, включиться в борьбу на его стороне. Как отмечается в СМИ, против линии Окулова выступила младшая дочь президента Т. Дьяченко, дальнейшая политическая карьера которой в значительной мере зависит от сохранения статус-кво и консервации ельцинской элиты.

К Окулову, по слухам, примкнул и замглавы Аминистрации О. Сысуев. В частности, выступая 7 февраля в программе “Зеркало” (РТР), он довел до самой широкой публики личное мнение президента о Б. Березовском как о человеке, для которого участие в управлении государственными делами стало личным бизнесом, отметив, что президент категорически против того, чтобы допускать бизнесменов к государственным делам.

Перевес Примакова в схватке с Березовским и начавшаяся вокруг премьера быстрая кристаллизация политических интересов крайне изумили и вызвали раздражение Б. Ельцина. Президент был вынужден, невзирая на болезнь, вмешаться в политический процесс.

Этим аналитики объясняют последние шаги Ельцина, четко направленные на локализацию влияния премьера (поездка на похороны иорданского короля, регулярные появления на рабочем месте в Кремле и т.д.). Была предпринята попытка еще больше ограничить свободу политических манеров для премьера, трансформировав его идею соглашения ветвей власти в президентский вариант, направленный на реализацию основных целей Администрации президента на предстоящий период.

Однако обсуждение подготовленного СБ документа во фракциях Думы и на Совете Думы (встрече лидеров фракций с Примаковым) показало, что удержать президентский проект будет сложно. КПРФ усилила давление на президента (выдвинув требование его отставки как условие политической стабильности в обществе). В свою очередь, жесткую позицию заняли и президентские структуры (письмо в Генпрокуратуру Минюста и МВД с требованием “обратить внимание” на высказывания Г. Зюганова, задевающие “честь и достоинство” Б. Ельцина).

Подводя итоги минувшей недели, необходимо отметить, что политическая ситуация в стране и российских верхах остается крайне неопределенной и подвижной. Несмотря на явное истощение собственных ресурсов президентской команды, нельзя не учитывать, что в случае необходимости она может рассчитывать на помощь и поддержку со стороны финансовых и политических кругов Запада. В то же время команда премьера Е. Примакова, нарастившая в последние недели мощные внутренние ресурсы, заметно уступает ельцинской по части поддержки со стороны влиятельных западных кругов.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ
ЛУК, МАЛИНА И ЧЕСНОК ГРИПП НЕ ПУСТЯТ НА ПОРОГ
ВОЕННАЯ РЕФОРМА – НЕ КАМПАНИЯ, А ТРУДНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО
НАСТОЛЬНАЯ ОРАНЖЕРЕЯ
НАЛОГИ С РЕСУРСОВ, А НЕ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
КАК ОТОБРАТЬ “КОРМУШКУ” У ЧИНОВНИКОВ?
НЕПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ…
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ДЕСНОГОРСК!
БЮДЖЕТ СПЛЕТАЕТ ВЕТВИ ВЛАСТИ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО
ГРЕБЕШЕК НА ЗАКУСКУ
ЧТОБЫ ЖИТЬ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО
ЗАЩИЩАТЬ ГОСУДАРСТВО ПРИХОДИТСЯ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ
Шесть лет лидерству Геннадия Зюганова в КПРФ
ОНИ КРИЧАЛИ: “ПОМОГИТЕ!”
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЕВАНШ ГУБИТЕЛЕН ДЛЯ РОССИИ
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
Европа готова бороться с Америкой за влияние на Россию
Уважаемые мужчины!
НЕТ НАУКИ, ЗНАЧИТ, НЕТ БУДУЩЕГО
РАБОВ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ДЕЛЯТ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ


««« »»»