Письмо Гомеру

ДЕСЯТИЛЕТНЕГО РОМУ ПЕРМЯКОВА УЖЕ СЕЙЧАС НАЗЫВАЮТ ВТОРЫМ ШАГАЛОМ И ПРЕДСКАЗЫВАЮТ БЛЕСТЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ

“Шагал” живет на окраине Ижевска в крохотной квартире двухэтажного барака, где из всех удобств – электричество и холодная вода. По обледеневшей крутой лестнице – того и гляди шею свернешь! – поднимаюсь на второй этаж. Первыми гостей в этом доме встречают коты и кошки – Кузя, Вася, Пенелопа и Геркулес. Именно с них все и началось.

СОЛЕНЫЙ ТИГР

Когда четырехлетнему Ромке подарили пластилин, он тут же налепил из него множество крохотных, с ноготок, кошечек. Были тут и “кот с сосиской”, и “кошка на прогулке”, и “кошка на заборе”. Дальше – больше. Юный “скульптор” лепил десятки, сотни пластилиновых фигурок, которые мама старательно собирала в банки, плошки, тазы. Кое-что сохранила, кое-что пригодилось во время ремонта – пошло на замазку окон. Не успела мама передохнуть от пластилиновых забот, как у сына начались опыты с материалом, в ход пошло соленое тесто. Рома раздобыл его рецепт, особым образом замешивал, лепил фигурки зверей и обжигал в печи. К тому времени шестилетний мальчуган прочитал книгу Игоря Акимушкина “Мир животных” и домашняя коллекция пополнилась осликами, собачками, тиграми, кроликами. Кстати, один тигр благополучно “проживает” у Пермяковых и по сей день – годы ему, соленому, закаленному в русской печке, нипочем! Одним словом, в первый класс Рома пошел вполне сформировавшимся художником – со своей “темой”, большой коллекцией работ и трехлетним стажем в искусстве.

Так уж получилось, что соседкой по парте оказалась тоже очень одаренная девочка, которой родители и педагоги решили организовать нечто вроде персональной выставки. Да просчитались, и несколько витрин остались пустыми. Что делать? Наталья Николаевна, Ромкина мама предложила пластилиновых и глиняных зверюшек. Все ахнули! Художники из местного музея изобразительных искусств, пришедшие взглянуть на работы девочки, восхищались лепкой Ромы. “Потрясающе, здорово, из него выйдет настоящий скульптор!” – ахали заслуженные и народные. А мальчик вскоре забыл о своем увлечении, спрятал подальше глиняных кошек и больше не вспоминал о них.

ВКУС И СТИЛЬ

Настоящий талант помогла раскрыть… обычная капиллярная ручка, которую подарили маме к празднику. Едва канцелярская новинка попала в руки мальчика, в доме Пермяковых появились “гости” – герои греческих мифов, пушкинских стихов, чеховских и гоголевских рассказов. Нельзя сказать, что мальчик до той поры не рисовал: фломастеры, краски и карандаши – все это, конечно, было в доме, но, видно, столь любимое всеми детишками разноцветье не могло разбудить фантазию. Три-четыре жесткие линии, закорючка – и с альбомного листа глядит сам Александр Сергеевич; обведенное тонким контуром акварельное пятно – уже не пятно, а четыре мужских профиля. Проиллюстрировав русских классиков – иначе не назовешь Ромкины работы, мальчик принялся за библейские сюжеты, делает наброски с Леонардо да Винчи. Но больше всего любит рисовать героев Рабле, знает его почти наизусть и влюблен в “Гаргантюа и Пантагрюэля”, очень хочет быть похожим на Панурга – “озорника, шулера, кутилу, гуляку и жулика, каких в Париже немало”.

…Мы с Натальей Николаевной перебираем кипу альбомных листов: много набросков, незавершенных работ, портретов. “А сколько он уничтожил, бросил, недорисовав, – жалуется мама, – в альбоме ни с того ни с сего пропускает по два-три чистых листа, говорит, места ему мало. Недавно по телевизору оперу “Каменный гость” передавали, так сам до четырех утра не спал – слушал и меня перед экраном усадил. Книгу о Ван Гоге прочитал и меня заставляет”.”Любитель” опер улыбается впервые, между прочим, за этот вечер. И кажется, я понимаю почему. Если бы мама понимала лучше искусство графики, разве стала бы заставлять рисовать его нелюбимые акварельные кувшинчики и шары с кубами?

Поясним, акварели, натюрморты, шары и кубы нужны для того, чтобы поступить в столичный художественный лицей им. Томского. Впрочем, пока этого больше хочет мама, чем сын. Выдержит ли юный график экзамены в лицей – большой вопрос. Талант талантом, но изволь сдать акварельную работу, а их нет, тест по иностранному языку пройти надо, а Рома английский учить не хочет, говорит: “Красиво, но скучно”, тетради ведет из рук вон плохо, одним словом, не умеет себя подать.

“А ты сны видишь?” – спрашиваю юного “Шагала”. “Да, часто вижу шаровую молнию”. – “Разве ты видел ее наяву?” – “Нет, но я знаю, какая она.” – “Какое время года любишь больше других?” – “Раннюю осень.” – “Странно, в ту пору все яркое, сочное, цветное, а твои работы – черное с белым. Почему?” – “Вкус и стиль – разные вещи”.

Уже позже я узнала, что мальчик тяжело болен и много месяцев проводит в больнице. Врачи говорят, что его жизни пока ничто не угрожает. Но может быть, в этом разгадка его черно-белых контрастов?

Наталья ЛИХАЧЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ТРЕХСЛОЙНОЕ ОБЩЕСТВО
ПРАВО НА НАУКУ
ЗАКОН ПОЛИТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ: ЧЕМ ВЫШЕ ПОДДЕРЖКА МАСС, ТЕМ СИЛЬНЕЕ НЕНАВИСТЬ ОЛИГАРХИИ
МАРШ ПРОТЕСТА НА КОСТЫЛЯХ
МИР СЕГОДНЯ И СУДЬБА РОССИИ
За кого проголосуют барнаульцы
В России предлагается установить “единый европейский порядок”
ПРАВЫЙ ХРЕН НЕ СЛАЩЕ ЛЕВОЙ РЕДЬКИ
ЧТО ПОДЖИДАЕТ ВАС В ЛИФТЕ
Отношение к заявлению всех ветвей власти
ЗАГАДКИ КИТАЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ
К ПРЕДСТОЯЩИМ ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ
МЕСЯЦ, ТЫ МЕСЯЦ, ПОДУЙ НА ОПАРУ
БЛИНЫ
ТРЫНЦЫ-БРЫНЦЫ, ПЕКИТЕ БЛИНЦЫ,
Детовщина
МОЖНО ЛИ ТРИСТА ЛЕТ НАСТУПАТЬ НА ГРАБЛИ?
Сладчайшая Арина


««« »»»