ПРАВЫЙ ХРЕН НЕ СЛАЩЕ ЛЕВОЙ РЕДЬКИ

ЭКСТРЕМИЗМ ОППОЗИЦИИ И

ЭКСТРЕМИЗМ ВЛАСТИ

Давно и хорошо известно, кто громче всех кричит: “Держи вора!” Похоже, именно этим занимаются сегодня российские власти, как никогда ранее “озаботившиеся” проблемой “политического экстремизма”. Против экстремизма объявлен настоящий крестовый поход. Первой его жертвой пал… заместитель начальника УВД Северного округа полковник милиции Анатолий Лахмотиков, проработавший в органах внутренних дел 26 лет и прошедший безупречный путь от рядового милиционера до начальника криминальной милиции округа. Еще совсем недавно Лахмотикову, кавалеру правительственных наград “За безупречную службу” трех степеней, был вручен орден “За заслуги перед Отечеством”. Сегодня полковник Лахмотиков отстранен от занимаемой должности. Причина – его публичные извинения перед членами РНЕ, участниками воскресного марша. Как объясняет сам пострадавший, извинялся он перед баркашовцами не за то, что их задержали, а за то, что в процессе доставки в отделение милиционеры “приложили их мордой об асфальт”.

Сослуживцы единодушно называют Лахмотикова сыщиком от Бога, на его счету целый ряд раскрытых тяжких преступлений. Так пойдет дело дальше – совсем преступников ловить будет некому. А на заколоченных дверях отделений милиции мы увидим надпись: ”Все ушли на борьбу с политическим экстремизмом”.

УРОК ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Что же случилось на самом деле? Баркашовцы прошли колонной по тротуару. Общественный порядок они не нарушали, лозунгов, кроме “Слава России!”, не выкрикивали, были трезвы, при себе имели документы. Зрелище не из приятных, разумеется. Но есть ли здесь состав преступления?

Не будучи юристом, сошлюсь на компетентное мнение Александра Розанова, заместителя Генерального прокурора России: ”Только за то, что группа людей прошла в колонне по два по тротуару, не нарушая уличного порядка, не выкрикивая противоправных лозунгов, закон не дает права применять какие-то санкции. Вызов общественному мнению? Согласен. Но это проблема не юридическая”.

Адвокат Генрих Падва, в чьих сугубо демократических взглядах трудно усомниться, также полагает, что ”это шествие задерживать было не за что”.

Иными словами, сыскарь Лахмотиков, на свою беду оказавшийся в тот день дежурным по ОВД, действовал строго по закону: задержали его сотрудники прохожих без достаточных оснований, с некоторыми из них грубо обошлись – приходится извиняться. Всегда бы так…

Полковник Лахмотиков – милиционер, а не телепат; в его обязанности не входит читать на расстоянии мысли господ Степашина и Крашенинникова и угадывать потаенные желания власть имущих. Он должен поступать строго по закону. Он так и действовал, за что и поплатился. Вот первый урок правового нигилизма, который нам преподали власти.

ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ?

Давайте задумаемся: действительно ли над нашей страной нависла черная туча угрозы политического экстремизма, в частности фашизма и национал-социализма? Посмотришь “Итоги”, ”Зеркало” – так и кажется, что живем мы не в России, а Германии 1933 г., в самый канун прихода нацистов к власти.

Действительно, в России действует немало ультранационалистических организаций, подчас с откровенно фашистским привкусом. Среди них РНЕ – одна из самых структурированных. Она зарегистрирована в 22 субъектах Федерации, в том числе и в Москве. Можно ли ее запретить? В Законе об общественных объединениях говорится: ”Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни”. Общественное объединение может быть ликвидировано только и исключительно по решению суда на основании заявления, внесенного Генеральным прокурором Российской Федерации.

Так что правовая основа для запрета РНЕ и тому подобных организаций имеется. Дело за правоохранительными органами, которых не может и не должен подменять собой милиционер Лахмотиков.

Теперь о нацистской символике, которую используют члены РНЕ. В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект “О запрещении нацистской символики и литературы”, до настоящего времени не принятый. В тексте этого законопроекта имеется такое положение: ”В Российской Федерации запрещается изготовление, распространение, демонстрация, ввоз нацистской символики, литературы, а также иных материалов, пропагандирующих нацизм”.

Речь в данном случае идет о литературных трудах и записях выступлений руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии и фашистской партии Италии, а также о символах – свастиках, фасциях, приветственных жестах и атрибутах униформы, использовавшихся членами этих партий.

На мой взгляд, этой закон мало что добавляет к ст. 280 и 282 действующего Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за “публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ”, а также за “возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды”. Этих законов вполне достаточно, если мы желаем бороться с сущностью фашизма и национал-социализма, а не только с его атрибутами.

Едва ли в современном российском обществе найдется человек, которого на самом деле смогут подвигнуть на некие противоправные действия сочинения Гитлера, Розенберга и других теоретиков “расового превосходства”. Написанные в совершенно другую историческую эпоху, они могут представлять интерес исключительно для исследователей, желающих понять истоки одной из самых страшных трагедий ХХ в. – нацизма.

Что касается собственно свастики, то ее, безусловно, необходимо запретить и здесь слово за российскими законодателями. Конечно, знаковая символика итальянского фашизма (фасции) и германского нацизма (свастика) не является собственно изобретением Муссолини и Гитлера. Свастика – один из основных символов, который был распространен в самых различных культурах начиная с глубокой древности. Изданная в Москве “Энциклопедия третьего рейха” указывает, что уже в VI в. свастика имела хождение в Иране. Позднее она встречалась на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, на Тибете и в Японии. Так что, пожалуй, не столь уж и не прав Виктор Илюхин, который в своей рецензии на упомянутый выше законопроект отмечает: ”Знаковая символика проистекает из древних верований и сопровождает становление общества и его культуры на различных этапах. А потому запрет той или иной символики – элемент культурного геноцида общества или отдельных его групп. Ст. 1 и 2 предлагаемого законопроекта как раз и преследуют цель запретить символику, которая сопровождала культуру многих народов Евразии и которая до настоящего времени присутствует в русском искусстве”.

Но все же для большинства российских граждан, не вдающихся в эти научные тонкости, свастика однозначно ассоциируется с нацистской Германией, где она выступала в качестве одного из символов государства. Воспроизводить и использовать этот символ в стране, потерявшей 27 млн жизней в борьбе с нацизмом, – значит наносить оскорбление нашей национальной гордости.

Вид бравых парней из РНЕ со свастикой на рукаве вызывает у любого гражданина России реакцию однозначную. Невольно задумываешься: с какой же целью РНЕ использует этот одиозный символ? Можно ли представить себе настоящего российского патриота со свастикой на рукаве? Если бы “кто-то” ставил своей задачей создать псевдооппозиционную националистическую организацию, отобрать часть голосов у коммунистов и левых, но при этом не позволить этой организации развиться в действительно влиятельную политическую силу – ничего лучше РНЕ в ее нынешнем виде не изобрести, т.е., если бы РНЕ не было, действующей власти ее следовало бы выдумать. А может, и правда выдумали?

На провокационную роль РНЕ и тому подобных экстремистских организаций наводит мысль и происшествие на недавнем съезде ДВР. Когда Егор Гайдар произнес свои “судьбоносные” слова о фашистской харе, вылезающей из-под красного знамени, он замолчал, сделал эффектную паузу и… тут же как по команде тщедушного вида “молодчики” из Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова, неизвестно как проникшие в зал, начали скандировать экстремистские лозунги. Учитывая финансовое положение некоторых “товарищей по партии” г-на Гайдара, начинаешь понимать, сколь недорого стоило им нанять этих мальчиков, чтобы затем картинно перед телекамерами повалять их в снегу. Этакая наглядная иллюстрация сразу двух демократических тезисов – об угрозе красно-коричневых и о том, что добро должно быть с кулаками.

Разве не характерно, что из всех многочисленных акций протеста, столь разных и по форме и содержанию, “демократическое” телевидение уделило столько внимания именно этой? Вспоминаю достаточно массовые протестные акции Социалистической народной партии России в поддержку союза России и Белоруссии, в защиту российских ученых-атомщиков. И хоть бы один сюжет, хоть бы один кадр в теленовостях! Неужели эти проблемы менее важны, чем “бескровный поединок” “левых” и “правых” экстремистов? Ибо кто больший экстремист – Егор Гайдар или Эдичка Лимонов, сказать трудно.

Давайте поставим вопрос так: существует ли реальная угроза фашизма и национал-социализма в России?

Русскому народу, равно как и всем народам, проживающим на территории нашей страны, органически чужда безумная идея расового превосходства. В свое время эта идея Гитлера удивительным образом совпала с массовой “психической эпидемией” среди германской нации, пережившей шок от поражения в первой мировой войне и от унижения Версальским миром. Нацизм Гитлера был направлен на возвышение немцев путем унижения других народов.

Нужно обладать очень “богатым” воображением, чтобы допустить, что в России когда-либо сможет получить распространение взгляд такого рода.

НАЦИОНАЛИЗМ – “ДОБРЫЙ” И “ЗЛОЙ”

В России создать образ внутреннего врага в виде евреев или какой-либо другой нации – задача малопродуктивная. Однако националистические настроения существуют, и они ширятся. Но давайте не будем лукавить: это реакция на то национальное унижение, которому подверглись за годы “реформ” все народы нашей страны со стороны ВНЕНАЦИОНАЛЬНОЙ “партии денег”, заинтересованной лишь в одностороннем вывозе ресурсов из России за рубеж. Эти люди, в просторечии называемые олигархами, не желают блага никакой нации, никакой стране и никакому народу, их бог – золотой телец, ему и поклоняются.

Национализм (а отнюдь не фашизм и не национал-социализм – пора бы наконец разделить эти термины!) – неизбежная реакция на национальное унижение России.

Во многих странах слово “националист” не носит негативного оттенка, а некоторые политики, как, например, лидер французского Национального фронта Ле Пен, с гордостью называют себя националистами. Во всем мире национализм – естественная, хотя и не всегда здоровая реакция прежде всего на те глобальные процессы интеграции, в ходе которых происходит нивелировка культур, стирание национальных различий, исчезновение национального и культурного своеобразия. Современный финансовый капитал по самой своей природе вненационален. Человек для него не личность, а лишь рабочая сила и потребитель. Думается, националисты правы, когда говорят о том, что обезличивание и усреднение пагубно сказываются на духовном развитии человечества. Можно понять их и в тех случаях, когда они выступают против господства финансовой олигархии, за разнохарактерность и многообразие мира. Здоровый национализм не означает ксенофобию, ненависть к другим народам.

Национализм никоим образом не тождествен политическому экстремизму, а уж тем более фашизму или национал-социализму. Это совершенно разные вещи, и стремление иных особо приближенных к президентской Администрации “интеллектуалов” свалить все в одну кучу свидетельствует либо о невежестве, либо о злонамеренности.

История учит: выход из глубокого системного кризиса возможен лишь том случае, если нация осознает, что она нация великая. Никому не придет в голову назвать фашистом или национал-социалистом, к примеру, лидера турецкой модернизации Мустафу Кемаля Ататюрка, который во всеуслышание провозгласил: Какое счастье родиться турком!” Идеологией турецкой модернизации был национализм, методы модернизации были авторитарными; это неизбежно в условиях глубокого кризиса. Более того, чем глубже погружение в болото кризиса, тем более авторитарными становятся пути выхода из него.

Очевидно, было бы наивно ожидать от трудящихся России приветственных возгласов во славу вненациональной “партии денег”, которая разграбила Россию, нажилась на горе и национальном унижении народа. В законном стремлении ограничить “права” и возможности господ-олигархов нет никакого экстремизма.

ДИАГНОЗ: ЭКСТРЕМИЗМ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ

Никто, разумеется, не утверждает, что экстремизм РНЕ хорош и его надо приветствовать. Напротив, с политическим экстремизмом надо бороться, причем исключительно в рамках закона. Действующие Конституция и Уголовный кодекс предоставляют для этого все возможности.

Но давайте все-таки поймем до конца, что такое политический экстремизм. Только ли это ношение свастики, фасций, нацистских знамен, чтение трудов основоположников третьего рейха?

Очевидно, когда мы говорим об экстремизме, речь идет о разрешении социальных конфликтов насильственными, принудительными методами, ущемляющими интересы большинства во имя меньшинства.

“Шоковая терапия” Гайдара 1992 г., обратившая в ничто многолетние накопления миллионов граждан, – это не экстремизм?

Приватизация того же “Останкино”, которое строила вся страна, и превращение его в частную лавочку олигарха Березовского, который использует телеканал для сведения личных политических счетов и дестабилизации ситуации в стране, – это не экстремизм?

А как насчет расстрела парламента, чеченской войны – это что, цивилизованное, демократическое разрешение политического конфликта?

А решения 17 августа – это тоже воплощение демократических и либеральных подходов в экономике?

Не есть ли это тот самый экстремизм, на борьбу с которым и должны быть направлены все усилия общества? А если уж речь вести о словах, то разве слова Гайдара о фашистской харе, вылезающей из-под красного знамени, – это не плевок в душу ветеранам, разгромившим гитлеризм? А откровения Коха, Новодворской и им подобных?

И если мы действительно хотим бороться с угрозой экстремизма, нам следует в первую очередь добиваться смены экономического курса, с тем чтобы предотвратить обнищание и маргинализацию широких слоев населения. Ибо именно маргиналы (“человеческая пыль”), как правило, являются потенциальными рекрутами в экстремистские организации. Речь должна идти о том, чтобы Россия встала с колен, преодолела то национальное унижение, к которому привела ее политика “реформаторов”. И наконец, следует вести речь о формировании гражданского общества, в котором будут четко структурированы гражданские интересы и механизмы их политического представительства.

Есть опасность, что власть попытается использовать немногочисленные экстремистские оппозиционные группировки для выхода за рамки конституционного, правового поля, нагнетания чрезвычайщины, борьбы с оппозицией, которую при желании легко можно будет подвести под ярлык “экстремизма”. Последствия могут быть трагическими.

Власть вновь носится с изрядно потасканным жупелом “красно-коричневых”. Сегодня, когда КПРФ и другие левые силы выступают под национально-патриотическими лозунгами, у потерпевших историческое поражение либеральных реформаторов вновь появляется искушение смешать в одну кучу национально-патриотические, националистические и откровенно фашистские (подлинные или выдуманные) организации и таким образом проиллюстрировать “судьбоносные” слова Гайдара. Не сегодня завтра вновь оживет тема запрета КПРФ, причем в этом случае к красно-коричневым могут быть причислены и Примаков, и Селезнев, да кто угодно из числа тех, кто не устраивает либеральных реформаторов.

Есть у раздуваемой ныне угрозы экстремизма и “русского фашизма” и еще одно, едва ли не важнейшее предназначение. Когда вождям “партии денег” станет окончательно ясно, что ресурсы страны для их личного обогащения исчерпаны, они отбудут на Запад в светлом ореоле “политических беженцев”, ставших жертвами “русского фашизма” и политического экстремизма. Не понятыми и не принятыми русским народом, который в очередной раз оказался недостойным своих вождей.

Мартин ШАККУМ

президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ТРЕХСЛОЙНОЕ ОБЩЕСТВО
ПРАВО НА НАУКУ
ЗАКОН ПОЛИТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ: ЧЕМ ВЫШЕ ПОДДЕРЖКА МАСС, ТЕМ СИЛЬНЕЕ НЕНАВИСТЬ ОЛИГАРХИИ
МАРШ ПРОТЕСТА НА КОСТЫЛЯХ
МИР СЕГОДНЯ И СУДЬБА РОССИИ
За кого проголосуют барнаульцы
В России предлагается установить “единый европейский порядок”
ЧТО ПОДЖИДАЕТ ВАС В ЛИФТЕ
Отношение к заявлению всех ветвей власти
ЗАГАДКИ КИТАЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ
К ПРЕДСТОЯЩИМ ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ
МЕСЯЦ, ТЫ МЕСЯЦ, ПОДУЙ НА ОПАРУ
БЛИНЫ
ТРЫНЦЫ-БРЫНЦЫ, ПЕКИТЕ БЛИНЦЫ,
Детовщина
Письмо Гомеру
МОЖНО ЛИ ТРИСТА ЛЕТ НАСТУПАТЬ НА ГРАБЛИ?
Сладчайшая Арина


««« »»»