Financial Times,16, January, 1999
Экономический кризис, разразившийся в России в конце прошлого лета, плавно перешел в постоянное явление. Удивительно то, что руководители страны, похоже, не понимают экстраординарной серьезности происходящего или не хотят видеть дальше собственного носа. Надвигающаяся гиперинфляция может создать в стране ситуацию, близкую к той, которая привела Россию к революции в 1917 г., а Германию к фашизму в начале 30-х гг. Назначение г-на Примакова премьер-министром, конечно, успокоило народ на некоторое время, но оно ни в коей мере не спасло страну от финансового кризиса.
Кризис, разразившийся в России, затронул и страны Европейского союза, и власти которых значительно серьезнее относятся к ситуации в России, чем руководство этой страны. Они понимают, что в данной ситуации на кон поставлена геополитическая стабильность Европы. Деловые круги стран Европейского союза опасаются возможности глобального упадка в коммерческих делах. В этих условиях объединенная Европа должна возглавить инициативу по оказанию помощи России и использовать разразившийся кризис как шанс для установления в этой стране унифицированного европейского порядка.
Объединенная Европа не должна списывать со счетов подходы г-на Примакова. Несмотря на значительный период времени, прошедший со дня назначения нового правительства, мы все еще не знаем, имеет ли оно какую-нибудь четкую программу стабилизации своей экономики. Однако мы видим, что процент инфляции неуклонно повышается, задолженности правительства по зарплатам и пенсиям продолжают увеличиваться и решение вопроса о взаимозадолженностях предприятий постоянно откладывается. Таким образом, принятие конкретной программы и активные действия правительства в соответствии с этой программой становятся неизбежными. В этой ситуации было бы разумно настоятельно посоветовать России рассмотреть два наиболее важных европейских предложения, которые было бы неплохо включить в программу стабилизации в ближайшее время.
Во-первых, это касается принятия срочных мер по стабилизации российской валюты, включая мероприятия, родственные идее валютного регулирования с привязкой к новой евровалюте.
Во-вторых, необходимо установление европейского порядка на территории России, так как в настоящее время объединенная Европа окружена странами с нестабильной экономикой – от России до Балкан и Средиземноморья.
Даже если правительство г-на Примакова предпочтет гиперинфляцию в своей стране или будет пытаться установить государственный контроль за ценами, объединенная Европа может предпринять некоторые действия: она должна попытаться спасти Украину от той же участи и не позволить российскому финансовому кризису распространиться на ее территорию. Операция “Украина” не будет такой дорогостоящей, как принятие подобных мер в России, и в то же время послужит полезным примером для последней.
Вкладывая деньги в Россию, следует помнить, что финансовая помощь должна быть гарантирована от возможности перевода этих средств в частные руки и последующего оттока капитала в оффшорные зоны, как это уже неоднократно случалось с кредитами МВФ. Единственный способ избежать подобных вещей – это воздвигнуть стену между правительством и финансовыми рынками. Если правительство России сможет адекватно отреагировать на подобные условия, то Европа могла бы предоставить львиную долю средств для стабилизации российской экономики, составляющую 30 – 35 млрд евро (35 – 41 млрд долл.). Так же, как американское казначейство довольно быстро отреагировало на мексиканский кризис, в случае с Россией ведущую роль должна взять на себя объединенная Европа. Европейское сообщество могло бы выделить из своего общего бюджета примерно 20 млрд евро на создание стабилизационного фонда. Несомненно, говорить о выделении подобных средств можно будет только в том случае, если Россия примет все условия установления европейского порядка на своей территории. В случае с применением механизма валютного управления привязка рубля к евро не только облегчит структуру торговых отношений, но и обеспечит престиж новой валюты.
Одной из самых важных внутренних проблем России является дисбаланс между расходными и приходными статьями государственного бюджета. Конечно, невозможно предполагать, что Россия в одну секунду научится уравновешивать свои расходы и доходы, но в данном случае можно было бы прибегнуть к жестким условиям кредитования. Так, например, определить, что для покрытия дефицита бюджета правительство может делать заимствования не на финансовых рынках, не в Центральном банке, а только у западных международных финансовых учреждений. Условия кредитования, несомненно, должны быть определены в соответствии с размерами дефицита государственного бюджета.
Установление в России экономической стабильности с помощью объединенной Европы не может не сказаться на дальнейшем развитии европейских стран. Европейский порядок и общность структур помогут России быстрее определиться в выборе дальнейшего пути.
Обзор подготовила Марина МЕДВЕДЕВА