ИМ БЫ ДЕНЬ ПРОСТОЯТЬ, ДА НОЧЬ ПРОДЕРЖАТЬСЯ

“Россия на грани банкротства” – таков лейтмотив практически всех последних публикаций, посвященных проблеме внешнего долга России. Из размышлений на эту тему представителей действующей власти и их “интеллектуальной обслуги” можно почерпнуть немало интересного. В 1999 г. Россия должна будет заплатить по текущим долгам, как минимум, 17,5 млрд долл. Точный подсчет затруднителен, поскольку некоторые из долговых обязательств России являются предметом неурегулированных споров, но во избежание обвинений в предвзятости остановимся все же на “нижней” цифре.

Правительственные эксперты отнюдь не убеждены, что доходы бюджета, которые реально удастся собрать, достигнут уровня запланированных. А это значит, что в недалеком будущем может сложиться такая ситуация, когда выплаты по долгам превысят доходную часть бюджета. Мало кто верит и в реальность показателей, заложенных в нынешний бюджет, типа 30-процентной годовой инфляции или “средневзвешенного” курса в 21,5 руб. за доллар.

А как же мы будем жить, спросит неискушенный читатель. Не пугайтесь, успокаивают его эксперты: все не так страшно, отдавать долг в полном объеме нам не придется.

Дело в том, что российские долговые обязательства имеют сложную структуру 5 млрд долл. России предстоит выплатить в виде процентов государствам, входящим в так называемый Парижский клуб кредиторов. Речь идет о долговых обязательствах, унаследованных Россией от Советского Союза в качестве его правопреемницы. Эти долги теоретически можно реструктурировать, т.е. отсрочить на пять лет. Правда, общая сумма долговых обязательств при этом возрастет, но разбираться с ними придется будущим правительствам.

Около 1,2 млрд долл. Россия должна – опять же по старым советским долгам – так называемому Лондонскому клубу кредиторов, т.е. коммерческим банкам. Здесь ситуация несколько хуже. Половину этой суммы в 600 млн долл. нам предстоит выплатить уже в мае, а это может оказаться роковым потрясением для хилого российского бюджета.

Кроме того, Россия должна более 4 млрд долл. МВФ, Всемирному банку и Европейскому банку реконструкции и развития, более 1,6 млрд долл. по так называемым “евробондам”, 1,5 млрд долл. по облигациям внутреннего валютного займа и т.д.

Есть надежда, говорят нам эксперты, что МВФ предоставит России новый кредит и тогда мы получим желанную передышку.

А если нет? Тогда – дефолт, который, согласно ряду оценок, может наступить уже мае.

ДЕФОЛТ – УТРАТА СУВЕРЕНИТЕТА

Слово “дефолт”, ворвавшееся в нашу действительность после 17 августа, означает отказ страны от выполнения своих долговых обязательств. Что это может означать на практике? Международные соглашения о предоставлении кредитов регулируются главным образом правом Англии. Именно в этой прекрасной стране, где чтут законы, родилось либеральное представление о священном праве собственности. Отказ от возвращения долга во времена расцвета английского либерализма приравнивался к краже чужого имущества, а наказание за кражу было суровым – вплоть до виселицы. Отголоски этих представлений нашли свое отражение и в современном английском праве.

Так что же ждет Россию в случае отказа платить по своим долговым обязательствам?

Если Россия будет объявлена банкротом, все ее активы за рубежом попадут под арест. Речь идет и об активах российских банков за рубежом, и о части резервов ЦБ, депонированных за рубежом, а также об активах российских компаний, таких, например, как “ЛУКойл” или “Газпром”. Таким образом, мы потеряем около 4 млрд долл., принадлежащих российским банкам, всю выручку от поставок в Европу российского газа – а это около 9 млрд долл. ежегодно, – а кроме того, будет арестована вся российская собственность за рубежом, в портах будут задержаны корабли под российским флагом, в страну перестанут поступать импортные товары, в том числе первой необходимости.

Все это не какая-то отдаленная, гипотетическая возможность. Как свидетельствует бывший вице-премьер российского правительства Александр Шохин, некая фирма “Нога” из Швейцарии благодаря непоследовательной политике российских “переговорщиков” добилась в свое время наложения ареста на счета, открытые в Швейцарии правительством России, всеми ключевыми министерствами и ведомствами, торговыми объединениями. Угроза повторения подобных ситуаций более чем реальна.

Заинтересован ли Запад в таком развитии событий? Как ни странно, нет. Западу не нужен ни дефолт, ни такая ситуация, когда Россия окажется в состоянии полностью выплатить свой внешний долг. Напомню, что в 1989 г. Румыния полностью рассчиталась по внешним долгам. Именно это обстоятельство подтолкнуло западные спецслужбы к постановке кровавых спектаклей в Тимишоаре и Бухаресте под красивым названием “румынская революция”. Результат: Румыния вернулась в орбиту влияния Запада.

Реальный дефолт неизбежно приведет к пересмотру всей экономической политики России, полному отказу от либеральных принципов, а также к резкому ужесточению позиций России в отношении Запада. Поэтому Запад предпочитает держать Россию в подвешенном состоянии, когда нависшая угроза дефолта заставляет российское правительство выполнять все новые и новые требования.

Нам как бы говорят: ”Хотите отсрочки платежей – забудьте о национальной гордости”. А если хотите быть гордыми, но бедными – извольте заплатить и обанкротиться.

В 1993 г. Запад настойчиво требовал от России отказа от военно-технического сотрудничества с Индией в области поставок ракетной техники. Пробный шар был запущен. Получилось. Сегодня речь идет о том, чтобы направить Россию “на путь истинный” в таких вопросах, как сотрудничество с Ираном, Ираком, Югославией. Говоря простым языком, вынудить Россию предать своих стратегических союзников и ограничить сферу своего влияния пределами собственных границ.

Нетрудно предугадать, что новые “инициативы” Запада в этом направлении будут направлены на подрыв российско-белорусского сближения. Вот так мы и будем жить – от подачки до подачки – под дамокловым мечом дефолта. Под аккомпанемент глумливых рассуждений “либералов” о том, что “Россия никому не нужна”.

Правительство продолжает действовать по принципу: нам бы день простоять да ночь продержаться. Только бы получить очередной займ от МВФ для погашения предыдущей задолженности! Речь идет приблизительно о сумме в 5 млрд долл., которые призваны по замыслу Кабинета министров “спасти российскую экономику”. Забывают при этом, что речь то идет не о “спасении”, а всего лишь о кратковременной отсрочке!

В свою очередь, МВФ настаивает на утверждении “реального” бюджета. О бюджете-99 мне уже приходилось говорить, и нет смысла повторяться. Напомню лишь, что в прошлом году доходная часть бюджета планировалась на уровне 80 млрд долл., в то время как расходы по внешним долгам составляли 9 млрд долл. Сегодня запланированная доходная часть бюджета чуть больше 20 млрд долл. (с учетом реального, а не заложенного в бюджет курса доллара), а долговые обязательства России составляют 17,5 млрд долл.

Кроме того, – и об этом мне приходилось говорить неоднократно – “реализм” бюджета все же имеет свой предел. Этот предел определяется минимально необходимыми затратами на содержание всего сложного “хозяйства” нашей страны. Недопустимо, к примеру, перестать проводить текущие и капитальные ремонты на атомных электростанциях, линиях электропередач, нефте- и газопроводах и тому подобных объектах. Выход из строя соответствующего оборудования неизбежно приведет к потерям, тысячекратно большим, чем те средства, которые необходимы сегодня для его поддержания в работоспособном состоянии.

Россияне, впервые приезжающие на Запад, нередко просто поражаются, в каких комфортных условиях живут там люди. Это результат того, что необходимые средства в инфраструктуру этих стран вкладывались в течение столетий. Как говорят англичане, для того чтобы газоны были такими, как в Лондоне, их надо систематически подстригать в течение 200 лет!

Мы же, эксплуатируя свою инфраструктуру исключительно в одностороннем порядке, напоминаем того незадачливого автолюбителя, который гоняет по бездорожью свой автомобиль день и ночь, забывая при этом о такой “мелочи”, как периодическое проведение техобслуживания. Ему не нужно долго дожидаться того момента, когда придется либо изношенный в результате такой эксплуатации автомобиль отвезти на свалку, либо вложить в его капитальный ремонт средства, сопоставимые с затратами на покупку новой машины!

Если сегодня – во имя договоренностей с МВФ! – правительство пойдет на то, чтобы отказаться от содержания систем жизнеобеспечения в районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера, то завтра у нас будет небогатый выбор: или “свернуть” Россию до территории Московской области, а затем Москвы и Садового кольца, или обречь миллионы людей на холодную и голодную смерть. Ведь сегодня российский бюджет уже меньше бюджета Дании и Норвегии, не говоря уже о бюджете США, который превышает российский ровно в сто раз!

Нужно понять, что бюджет – это не какая-то бухгалтерская фикция, а тот механизм, посредством которого государство обязано реализовать свои функции по обеспечению безопасности страны и ее граждан. И если сегодня смертность в России превышает рождаемость, участились техногенные катастрофы, в массовом масштабе возродились болезни, казалось бы, забытые еще в 50-е гг., – это прямое следствие мизерного бюджета.

Вспомните ситуацию, предшествовавшую 17 августа. Тогда шли бесконечные разговоры об удержании рубля в пределах “валютного коридора”, о снижении доходности по ГКО и, конечно же, о получении финансовой помощи со стороны МВФ.

Говорили о чем угодно, но только не о радикальном решении проблемы внешнего долга. И чем все это кончилось? Где теперь эти ГКО, где “валютный коридор”, где, наконец, те 4,8 млрд долл., которые получило правительство от МВФ накануне краха? А ведь если верить рассуждениям правительственных экспертов, это как раз та самая сумма, которая сегодня могла бы позволить нам преодолеть критическую ситуацию.

Предположим, этот год российская экономика каким-то образом переживет. Займем, перезаймем, реструктурируем… Допустим. Но никто – решительно никто! – себе не задает вопрос: а что же дальше? Разве в следующем году бремя долговых обязательств будет меньше? Нет, оно заметно возрастет. Может быть, ожидается экономический рост? Нет, таких ожиданий в нынешнем бюджете не заложено. Может, случится чудо и Запад ”спасет” российскую экономику, как спасал он в свое время экономики Мексики, Южной Кореи, Индонезии? Тоже нет. Во-первых, у международных финансовых организаций просто нет таких денег. А во-вторых, как я уже отмечал, Запад не заинтересован в радикальном улучшении экономической ситуации в России.

Пока Россия остается второй ядерной державой мира, она всегда будет рассматриваться Соединенными Штатами в качестве геостратегического противника номер один. Осознание этого обстоятельства должно проходить красной нитью через всю нашу экономическую политику. Слишком высокую цену можно заплатить за беспечность! И когда мы наблюдаем, как Соединенные Штаты наносят ракетные удары по Ираку или осуществляют очередную “миротворческую акцию” в Югославии, мы должны понимать, что это угрозы в наш адрес.

ВЫЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ИЛИ ВЫЖИВАНИЕ ВЛАСТИ?

Никто не ставит вопрос, где же путь к радикальному решению проблемы внешнего долга. Разговоры почему-то идут только об отсрочке. Но почему?

Никаких магических одномоментных решений проблемы внешнего долга в природе, разумеется, не существует. Речь может идти только о крупномасштабных, долгосрочных государственных программах. И здесь обнаруживается главное противоречие. Программы-то нужны долгосрочные, а правительства у нас – “краткосрочные”. Кто может поручиться, что, оправившись от очередной болезни, президент не захочет продемонстрировать свою спортивную форму и не отправит правительство в отставку?

А потому правительственные чиновники ощущают себя временщиками. Лично им банкротство никоим образом не грозит. Более того, ситуация нестабильности, ожидания “конца света”, предоставляет колоссальные возможности для решения личных проблем. А уж после нас, рассуждают они, хоть дефолт, хоть потоп – все едино!

В результате страна живет как бы на двух этажах. Внизу – 146-миллионный народ, в большинстве своем озабоченный проблемами физического выживания. Вверху – правительственные деятели и олигархи, мечтающие вытрясти из государственной казны все, что там осталось. Если кто-то еще сомневается в этом, советую почитать последнее интервью с Сергеем Кириенко, который рассказывает о том, как Березовский “выбивал” у него государственную помощь “своим” банкам, шантажируя угрозой отставки.

У правительства нет никакой программы, кроме бессвязного лепета о том, что “надо возрождать реальный сектор”. Конечно, надо, но еще лучше было подумать об этом года четыре назад, когда вводился “валютный коридор”, сделавший принципиально невозможными какие-либо серьезные инвестиции в реальный сектор экономики.

Теперь, после 17 августа, мы узнали, как принимаются “судьбоносные” правительственные решения. Теперь даже правительственные деятели признают, что дефолта по ГКО можно было избежать, что инфляция могла быть управляемой, а рубль сегодня мог бы находиться на уровне 10 – 11 руб. за доллар. Однако и правительство, и Центробанк сделали все, чтобы “раскачать” ситуацию, довести ее до предела, с тем чтобы “кто-то” смог половить рыбу в мутной воде. Ведь не секрет, что решения 17 августа были приняты с единственной целью – предоставить крупным банкам возможность беспрепятственно вывести за рубеж свои капиталы при активном содействии государства, которое фактически “освободило” их от обязательств перед зарубежными кредиторами и перед российскими гражданами.

Нам объясняли, что решения 17 августа были приняты во имя “облегчения внешнего долга России”. Приведу мнение вполне либерального экономиста Александра Лившица: ”До 17 августа весь объем государственного долга России был на уровне 55 процентов от ВВП… После 17 августа доля государственного долга в ВВП поднялась до 95 процентов”. То есть ситуация с внешним долгом катастрофически осложнилась. О таких “мелочах”, как доверие к России со стороны западных инвесторов, я уже не говорю.

Министр финансов Михаил Задорнов, непосредственно причастный к “историческим решениям“ 17 августа, вынужден сегодня признать: ”События 17 августа вовсе не являются ошибкой или стечением обстоятельств. Они закономерное следствие экономической политики, проводившейся несколько лет: большой бюджетный дефицит ежегодно и финансирование его с помощью внешних и внутренних займов. То, что объем внутреннего долга уже перерос все пределы, было ясно накануне выборов 1996 года. Уже тогда ставки доходов по государственным ценным бумагам составили 150 и даже 200 процентов годовых, что давало до 300 процентов прибыли в валюте. Сумасшедшие деньги”.

Прервем здесь ненадолго красноречивого министра и зададим простой вопрос: а где они, эти сумасшедшие деньги? Почему, несмотря на их наличие, крупнейшие банки – главные держатели ГКО – так и не смогли выполнить свои обязательства перед вкладчиками?

И еще. Неужели никому не приходило в голову, что создание системы, позволяющей зарабатывать до 300 % годовых посредством финансовых спекуляций при отсутствии даже намека на экономический рост, приведет к оттоку средств из реального сектора и полному параличу экономики? А раз так – откуда же возьмутся деньги в бюджет на погашение долгов? И вряд ли кто поверит, что все эти решения – всего лишь “ошибка”…

Речь идет не о банкротстве России. Это банкротство временщиков, которые, сменяя друг друга, решали свои личные проблемы за счет России. Хотелось бы только напомнить старую истину: если корабль тонет, не столь уж важно, где вы находитесь – в каюте первого класса или кочегарке.

Мартин ШАККУМ

президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ИСКУССТВО ЖИТЬ
АСТРАХАНСКИЙ БИЗНЕС-КЛАСС
ОБЕД С МОРОЗЦА
РОЖДЕСТВО В МОСКВЕ
Как Вы оцениваете предвыборную тактику «трех колонн» КПРФ?
ХОЧЕТСЯ СПАТЬ, НО НЕ МОГУ ЗАСНУТЬ
БЮДЖЕТ ОТВЕРГАЮТ, НО УТВЕРЖДАЮТ
ВОЛГОГРАДСКАЯ НИЛОВНА
ПОЧЕМУ РАСПАЛСЯ СССР?
ВЫБИРАЯ ПУТЬ
СНПР: ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ
КУРДИСТАН: БЕСКОНЕЧНАЯ ВОЙНА
РОССИЯ ВНОВЬ УЯЗВЛЕНА
ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ НЕ БЫВАЕТ
ОТКРЫТКА, НАПИСАННАЯ 70 ЛЕТ НАЗАД
ОТ РЕДАКЦИИ
ПРАЗДНИКИ УДАЛИСЬ, КОШЕЛЕК ПУСТ
МОЖНО НАЗВАТЬ КОЛХОЗНИКА ФЕРМЕРОМ, НО МОЛОКА И МЯСА ОТ ЭТОГО НЕ ПРИБУДЕТ
ЗИМЕ СЕРЕДКА
ОПЯТЬ ВИНЯТ СОЦИАЛИЗМ
РЫБЬИ КАПРИЗЫ
О ЧЕМ ЗАБЫВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ


««« »»»