«Белый тигр»: неужели та же сила, что «Курьера» сотворила…**

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Белый тигр»Действие военной драмы «Белый тигр» (Россия, 2012, режиссер – Карен Шахназаров, в ролях - Виталий Кищенко, Алексей Вертков, Владимир Ильин, Александр Вахов, Виталий Дорджиев, Валерий Гришко) разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Наступающие части Советской Армии по всему фронту атакует загадочный белый танк “Тигр”. Единственный человек, способный его остановить – одна из его первых жертв, потерявший память танкист, которого теперь все зовут Иваном Найдёновым. Иван начинает охоту на “Белого тигра”. “Тигр”, которого боятся даже сами немцы, охотится на Ивана…

Первый маленький вопрос «зачем?» при просмотре кинофильма «Белый тигр» возникает минуте на седьмой-восьмой, когда главный герой – сожженный практически насмерть танкист – полностью регененируется, как некий мутант, и вдобавок теряет память. То есть в принципе понятно, что подлая война убила человека и создала из него нечто новое – для какой-то новой миссии. Непонятно только, зачем этот мощный образ нужен, когда люди на войне и в самом деле рождались практически заново, выживая и возвращаясь в строй после смертельных ранений.

Вопрос «зачем» начинает пухнуть и крепнуть, когда главный герой принимается разговаривать с подбитыми танками и молиться танковому богу. То есть понятно, что это такая религиозная аллюзия – на безумии войны и вера безумна. Непонятно только, зачем добавлять экстрима и сумасшедшинки в такое и без того яркое в жизни каждого участника явление, как мировая война. Чтобы приперчить, что ли?

Советский сверхтяжёлый танк КВ-5, опережал своё время и мог изменить ход войны если бы был принят на вооружение.

Дальше – больше. За нашими войсками охотится белый танк «Тигр», ездящий по воде аки посуху и вообще представляющий собой не настоящий танк, а оживший ад войны и одновременно триумф немецкой упыриной воли. То есть понятно, что это такой мощный символ – но зачем его добавлять к войне, которая сама себя символизирует убедительнее некуда?
Впрочем, все эти «зачем» оказываются маленькими и жалкими, когда завязавшаяся было охота танкиста-мутанта на «Тигр»-призрак внезапно прекращается, ничем не кончившись, без всякого предупреждения. После чего мы видим:

1) 15-минутную сцену подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии;

2) 15-минутную сцену поедания клубники со сливками немецкими фельдмаршалами;

3) 15-минутную сцену конвоирования толпы немецких пленных нашими солдатами по Берлину

4) 10-минутный посмертный спич Гитлера в каком-то каминном зале, где Гитлер производит психоанализ войне.

5) Титры.

Всё это наверняка что-то символизирует, но не отвечает на вопрос, зачем всё это было и что это было вообще. Единственная версия состоит в следующем: в какой-то момент Карен Шахназаров испугался, что фильм, несмотря на мистику, получается слишком связный и, следовательно, какой-то неинтеллектуальный. После чего торопливо выбросил из второй половины всё имеющее отношение к сюжету и растянул второстепенные сцены.

В итоге за $11 млн получился хороший, годный артхаус – в том смысле, что толковать увиденное можно разными способами до бесконечности (если не ошибаюсь, именно такая «вариативность восприятий» и является признаком истинной артхаусности). Только непонятно, зачем это делать. Да еще за казенный счет. К плюсам фильма можно отнести только замечательный саундтрек от талантливого немецкого композитора Рихарда Вагнера.

Виктор МАРАХОВСКИЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»