Достоинство Королевы

Гениальная актриса, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, обладательница множества премий за театральные и кинематографические роли Инна ЧУРИКОВА отмечает юбилей.

Тридцать пять лет назад произошла знаменательная встреча актрисы с главным режиссером Театра имени Ленинского комсомола Марком Захаровым, который предложил ей сыграть Неле в спектакое “Тиль”. И родилась великая театральная актриса…

В последние годы “слабый пол” потеснил джентльменов в таких, привычно считавшихся мужскими, профессиях, как кинорежиссер и кинооператор. А актрисы – президенты кинофестивалей – это отдельная страница отечественной киножизни. Ирина Скобцева, Лидия Федосеева-Шукшина, Людмила Чурсина, Алла Сурикова, Ольга Кабо ни в чем не уступают мужчинам, так хорошо зарекомендовавшим себя в этой должности. Но среди дам-президентов, безусловно, самая яркая и неординарная личность – Инна Чурикова, которая возглавляет Международный кинофестиваль имени А.Тарковского “Зеркало”. И делает она это блистательно – как, впрочем, все, чем Инна Михайловна занимается в жизни и в искусстве.

Она родилась в башкирском городе Белибей. Затем семья переехала в столицу, где школьница истово занималась в драматическом кружке. Девочка мечтала о карьере актрисы. После окончания школы она показывается во все столичные театральные вузы. В школе-студии МХАТ, когда она читала стихотворение Блока, один из преподавателей беспардонно прервал ее, сказав: “Девушка, вам сатиру надо читать”. Зарыдав, Инна выбежала из аудитории и решила больше не испытывать судьбу. К счастью, друзья уговорили ее прослушаться в Театральное училище имени М.С.Щукина. В тот год актерский курс набирал великолепный педагог Вениамин Цыганков. Это он открыл для театра и кино Олега Даля, Михаила Кононова, Станислава Любшина, Олега Меньшикова. В Чуриковой Вениамин Иванович сразу же почувствовал незаурядный драматический талант.

Окончив “Щепку”, Чурикова получила распределение в Московский ТЮЗ. Увы, режиссеры этого театра видели в ней только комедийную актрису. И в кино происходило то же самое. Главных ролей не было, но Инна мастерски играла даже эпизоды (“Неуловимые мстители”, “Я шагаю по Москве”). Работы Чуриковой в картинах “Старшая сестра”, “Морозко”, “Стряпуха”, “Тридцать три” показали, что родилась актриса, для которой надо писать сценарии и у которой должен быть “свой” режиссер.

И такой режиссер нашелся. Уроженец Магнитогорска Глеб Панфилов прошел тернистый путь, прежде чем стал мэтром. Окончил химико-технологический факультет Уральского политехнического института. Заочно учился на операторском факультете, был режиссером Свердловского телевидения, а затем закончил Высшие курсы кинорежиссеров при Госкино СССР. Был принят в штат “Ленфильма”, где познакомился с патриархом кинодраматургии Евгением Габриловичем. Именно он написал сценарий для первого фильма Панфилова “В огне брода нет”. Панфилов долго искал исполнительницу главной роли (Тани Тёткиной). Чурикова – попадание в десятку. Инна стала не только музой режиссера, но его женой и матерью их сына Ивана. Этот творческий тандем подарит зрителям десять фильмов, среди которых есть настоящие шедевры – “Начало” (кубок Вольпи за лучшую женскую роль на МКФ в Венеции), “Васса” (Государственная премия РСФСР), “Тема”, “Валентина”, “Прошу слова”.

Но Чурикова снималась не только у мужа. Она добилась потрясающих результатов и у других мастеров кино – Петра Тодоровского (“Военно-полевой роман”, приз “Серебряный Медведь” на XXIV МКФ в Западном Берлине, 1985), Марка Захарова “(Три девушки в голубом” и “Тот самый Мюнхгаузен”), Андрона Кончаловского (“Курочка Ряба”), Александра Галина (“Плащ Казановы”, премия за лучшую роль ОРКФ “Кинотавр” в Сочи), Вячеслава Криштофовича (“Ребро Адама”, премия “Ника-92”).

Тридцать пять лет назад актриса приходит в театр “Ленком”, где великолепно сыграет героинь в пьесах классиков и в спектаклях современных авторов – Сару (“Иванов”), Неле (“Тиль”), Комиссара (“Оптимистическая трагедия”), Офелию (“Гамлет” в постановке Андрея Тарковского) и королеву Гертруду там же, но в режиссуре Глеба Панфилова; Аркадину (“Чайка”), Антонину Васильевну (“Варвар и еретик”)… В этих постановках Чурикова демонстрировала не только выдающееся мастерство драматической актрисы, но и преподала уроки ума, доброты, интеллигентности и женственности. Увы, сегодняшние “звезды” экрана этими качествами похвастаться не могут.

***

– Инна Михайловна, почему, несмотря на предельную занятость в театре, кино и на телевидении вы дали согласие стать президентом МКФ “Зеркало”?

– Потому что этот фестиваль носит имя Андрея Тарковского. И дорог этот киносмотр тем, что он проходит на Ивановской земле, где родился великий режиссер. Земля эта издавна славилась талантливыми людьми, она питала и вдохновляла художников Левитана и Саврасова, здесь появились на свет великий киносказочник Александр Роу и замечательный композитор Исаак Шварц. Она известна художественными традициями Палеха, Холуя, Ряполово, Ландеха, Пучежа, чьи изделия поражают изысканностью и красотой. И еще, что очень важно, здесь нет суеты. И люди там – кто бы что ни говорил – другие: простые, открытые, сердечные. Мне кажется, для тех, кто там живет, фестиваль Тарковского – совершенно необходимый факт бытия. Потому что жизнь закипела в этих местах. А места потрясающие – сила там невероятная и гармония.

– Чем еще для вас интересен фестиваль в Иваново?

– Уникальной кинопрограммой. Наш фестиваль так построен, что после каждой картины проходят обсуждения, и люди говорят, что думают. И это очень интересно и, мне кажется, важно для тех, кто картины снимает, – слушать людей, потому что зритель чаще всего прав. В сегодняшнем мире есть очень немного мест, где создатели фильма могут поговорить с теми, кто картину смотрит.

– А вы сами публике доверяете?

– Конечно.

– Как вы думаете, зрителя можно обмануть?

– А зачем тогда выходить на сцену, если ты хочешь обмануть тысячу, к примеру, человек? Ни театр, ни кино – не место, где надо обманывать.

– Я вас видел в конце 70-х на репетициях Анатолия Эфроса. Нас, студентов ГИТИСа, отпускали в театр на Малой Бронной даже с такого предмета, как история КПСС. А сегодня к кому из режиссеров вам было бы интересно пойти на репетицию?

– Наверное, к Някрошюсу. Еще можно было бы посидеть у Серебренникова. К горькому сожалению, титаны театральной режиссуры остались в прошлом. Мастеров ранга Эфроса, Товстоногова, Висконти, Бергмана на театральных подмостках не осталось. Слава Богу, многие их постановки остались на кинопленке.

– Приз “Верю! Константин Станиславский” в этом году на 30-м ММКФ вручили Изабель Юппер. Года три назад вы обмолвились, что никогда бы не сыграли в “Пианистке”. Почему?

– Не посмела бы. Потому что там нужна была абсолютная нагота. Хотя Юппер, по слухам, тоже долго не соглашалась, но в конце концов ее уговорили. Может быть, и меня уговорили бы, кто знает…

– Но на “Монологи вагины” вас же не смогли уговорить?

– Да, было такое. Мне Ингеборга Дапкунайте говорит: “Инна, я знаю, что вы должны сыграть?” Я загорелась, а она говорит: “Жену в пьесе, где мужчина любит козу”. Не знаю, может быть, где-то принято с козами… В общем, Ингеборга мне придумала одну пьесу про козу, а другую про вагину (заразительно смеется). Нет, ну это правда, смешно.

– А были в вашей артистической карьере какие-то не сыгранные вами роли, о которых вы жалеете?

– Жалела, что не сыграла у Кончаловского Соню в “Дяде Ване”, потому что мы с Глебом Панфиловым ждали в тот момент, что нам разрешат снимать фильм о Жанне Д’Арк. Не случилось. Такие две роли потеряла! Предлагали сыграть Анну Каренину, но я отказалась. Рада, что сыграла Кручинину в последнем фильме Панфилова “Без вины виноватые”. У меня были знаменитые предшественницы – Мария Ермолова, Алла Тарасова, Юлия Борисова, Элина Быстрицкая, Людмила Касаткина, правда, кроме Тарасовой, воплотившей этот пленительный образ на экране, другие актрисы играли Кручинину на сцене. Скоро выйдет на экраны седьмая часть исторического сериала Светланы Дружининой о дворцовых переворотах XVIII века – “Виват, Анна Иоанновна”, где у меня главная роль. А партнеры какие! Алексей Жарков, Владимир Ильин, Алексей Петренко, Дмитрий Харатьян.

– Инна Михайловна, вы можете сказать о себе: “Я – суперстар”?

– Ну какие же мы звезды? Я просто всегда стремилась быть хорошей актрисой. Все эти “стары” – в Голливуде. Мы ведь получаем гроши по сравнению с американскими звездами. А вот в актерском плане, смею заметить, мы гораздо выше их. У нас лучшая театральная школа в мире. А еще – я не только актриса, но и жена, и мать, хранительница семейного очага. Во времена всеобщего дефицита стояла в очередях в магазинах. Да и сегодня сама хожу на рынок, готовлю, слежу за порядком в доме. У меня нет персонального шофера, охранников, многомиллионных особняков, коллекции бриллиантов и дорогого антиквариата. Жить напоказ – неинтеллигентно.

***

Вот такая она Инна Чурикова – достойная всех самых восторженных эпитетов Актриса. Доброжелательная, спокойная, она держится с достоинством английской королевы, существуя на некотором расстоянии от всех нас. При том, что ей ведомы все наши страхи, радости и комплексы, иначе бы она не играла так, что, раз увидев актрису в какой-либо роли, забыть ее уже невозможно.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Забытое старое
Пора пробовать что-то новое
Да здравствует планета Земля


««« »»»