Гримасы киножизни

Мои коллеги-кинематографисты нередко утверждают, что у нас развелось слишком много кинофестивалей – дескать, хороших фильмов мало, вот и показывают одно и то же. А вот в ненавистной Америке, где хороших фильмов тоже мало, и показывают они одно и то же, только не у себя дома, а во всех странах мира, по-видимому, так не думают. Там на каждом пятачке проходит по меньшей мере десяток кинофестивалей.

Вот, например, маленький городок под названием Тибурон (в переводе с испанского – акула). По сути – пригород Сан-Франциско (что-то вроде наших Химок). Фестиваль организует престарелый интеллигентного вида иранец, по слухам, его семья заработала денег торговлей коврами. Маленький офис в центре «города», все сотрудники – добровольцы, работающие бесплатно, в основном тоже иранцы. Единственный здесь маленький трехзальный кинотеатр на неделю отдан фестивалю. Фильмы показывают также в бальном зале местного роскошного яхт-клуба. Зрителей немного. Средний возраст – 50 лет. Призы без всякого жюри распределяют сами организаторы. Однако на этом маленьком кинофестивале было показано… 225 фильмов из 90 стран. Для сравнения: на роскошном Московском международном кинофестивале класса А в последние годы демонстрируется менее 150 картин, и постоянно звучат голоса, что их слишком много – денег на все не хватает.

А вот в Тибуроне чего только не было! Не забыли и о нас. В программу включены два российских полнометражных фильма – «20 сигарет» и «Натурщица», а также обласканный наградами анимационный фильм Константина Бронзита «Уборная история – любовная история» и короткометражная лента «Письмо» с Викторией Толстогановой в главной роли. Россиян среди немногочисленных гостей хватало: сексапильные продюсерши «20 сигарет», режиссер-продюсер «Натурщицы» Татьяна Воронецкая и автор этих строк. Была и еще одна картина «про нас» – смонтированный европейцами «враждебный» политический памфлет «Система Путина». Справедливости ради скажу, что его мрачное содержание никак не сказалось на радушности приема гостей из России, как, впрочем, и натянутость американо-иранских отношений – на самой организации.

Фестиваль в Тибуроне был 7-м по счету. В нескольких километрах отсюда проходит более «старый» (ему уже около 30) кинофестиваль в Милл-Вэлли, не говоря уже о самом Сан-Франциско, где этих фестивалей как собак нерезаных. Помимо главного большого фестиваля, который пройдет в конце апреля, широкой известностью пользуются Еврейский кинофестиваль и, конечно, фестиваль фильмов сексуальных меньшинств – фирменная фишка этого культурного центра Северной Калифорнии.

Но меня здесь интересовало другое. Разрабатывая программу предстоящего фестиваля независимого американского кино в Москве, я пытался разыскать знаменитых братьев-авангардистов Джорджа и Майка Кучаров, которые еще в 50-е годы снимали пародии на голливудские блокбастеры, до сих пор вдохновляющие молодое поколение кинематографистов. Чуть ли не перед самым отлетом нам удалось добраться до далекой 19-й улицы (моя спутница пришла в ужас – населенный мексиканцами квартал напоминал ей самые устрашающие эпизоды из популярных боевиков) и в квартире, до боли напоминающей наши коммуналки, обнаружить престарелых, но по-прежнему ироничных и энергичных классиков в окружении реликвий масскульта. Потомки выходцев с Украины с готовностью передали нам свою классическую ленту «Держи меня, пока я голая» и новую работу «Волшебный сад» (в этом саду их восторженную сверстницу посещает юный соблазнитель с губной гармошкой античного образца и впечатляющим мужским достоинством) для показа на предстоящем в октябре фестивале независимого американского кино в Москве.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” №13 (506) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Умер барабанщик «МВ»
Звезда без звездности
Николаев покоряет Голливуд
Каролина – Ани Лорак


««« »»»