Дети колбасы

Евгений Ю. Додолев. Влад Листьев. Пристрастный реквием, или 12  мифов о «Взгляде». – М.: Зелёная лампа, 2012. – 256 с. – 2000 экз.

После прекрасных, пристрастных «Битлов перестройки» (книги того же автора, о которой я уже писал) это грустное исследование (расследование) должно было появиться. Не могло не появиться.

Поэтичный, трогательный «нас возвышающий обман», да и не обман вовсе, и не самообман, а ностальгически влюблённый взгляд на «когда мы были молодыми», друзей и время, обещавшее новые, всё более головокружительные, счастливые перемены, вдруг упёрся…

В землю.

В смерть.

Убили человека. Его считали самым ярким, везучим, талантливым, успешным…

Один взгляд, другой, третий… Присмотревшись, стало понятно, что нечто страшное случилось и со всеми другими участниками сказочного взлёта, обернувшегося пошлым криминалом с реальными трупами, убитыми судьбами, разрушенными душами.

И страной.

«Низкие истины» второй «битловской» книги Евгения Додолева о жизни и смерти «Взгляда» не низкие, а просто истины. Печальные, вечные.

Горькие.

Кто убил Влада?

Владислава Николаевича Листьева, героя нашего времени, простого русского парня из «полуподвальной» рабочей семьи, на перестроечной волне взлетевшего выше некуда…

Кто его убил?

Кто?

Фамилия?

Ответ не даётся.

И в прямом, и в переносном смысле.

Трудно дать ответ на этот вопрос, потому что в его смерти так или иначе были заинтересованы (виновны) многие. Его хотели убить и убивали все начиная с него самого.

Мне к концу книги стало и не так важно знать, кто конкретно это преступление совершил.

Все почти убийцы. Или самоубийцы. Жертвы.

Такого времени у нас ведь не было. Мы и представить себе не могли, что с людьми могут сделать деньги.

Большие деньги – с небольшими людьми.

Перевернулись представления о добре и зле, дружбе и службе, власти и страсти…

Схлопнулись.

Те из «битлов перестройки», о которых с такой нежностью в первой книге писал Додолев, – юных, талантливых, ярких, самоотверженных, обаятельных, что выросли, перестроились и удобно приспособились к миру, в котором место светлых мечтаний занято баблом, все погибли.

То есть стали другими людьми (людьми ли?) – переродились.

Вот некоторые беспощадно вырванные из контекста фразы:

«Отдельный разговор про то, как Влад пил. Вообще говоря, у него так сложилась биография, что на его месте любой бы спился».

«Мукусев, будучи депутатом в 90 – 93-м годах, получил доступ к гэбэшным архивам и увидел доносы на себя и своих коллег в исполнении Лысенко».

«…медведковские беспредельщики делили в начале 1997 года Рижский рынок с могучими солнцевскими, под которыми ходили и Егор Гайдар, и всё «Видео Интернешнл…».

«…и тут Листьев произносит сакраментальную фразу: «В Останкино легче убить человека, чем пропустить впереди себя».

«…я лично склоняюсь к мысли, что за трагедией 1 марта 1995 года стоял именно харизматичный обаяшка Бадри <…> Березовский использовал мавра из «Взгляда» и сделал то, что с маврами делать положено».

«Костя Эрнст, эстетствующий гений креатива или же чудовище, привнёсшее на экраны полчища малаховых?»

«В качестве отступного Александр получил РБК-ТВ, которым владеет Прохоров. И как бы ни сложилось политическое будущее Любимова, оно незавидно. Поскольку Александр может быть только Первым. А не получается»

«…ведущие «Взгляда» – лузеры по большому счёту».

«Все, преуспевающие до уровня пресловутого списка Forbse = убийцы в той или иной степени. Кто-то просто принимал решения, а у кого-то и пыточные были обустроены рядом с кабинетами».

«…он не сдал Листа, когда соратники похитили Леонида Аркадича и прессовали его на конспиративной квартире, заставляя подписать бумаги: мол, ухожу от Листьева со всеми потрохами «Поля». Правильно повёл себя Якубович, зачёт».

«Наши чиновники – яростные патриоты Соединённых Штатов Америки.

Про царских и/или сталинских бюрократов можно помыслить и говорить что угодно. Некомпетентные садисты. Тупые подхалимы. Жадные глупцы. Но! Они все поголовно ассоциировали Власть с Отчизной. Вынужденно любили Родину. Не рубили сук, на котором восседали».

«В своё время Парфёнов сделал <…> революционный мини-сериал «Дети ХХ съезда». Снимет ли кто-нибудь эпохальную документалку про детей колбасы?»

Эта книга – «документалка» про нас.

Повторяю, она должна быть написана, и хорошо, что Евгений Додолев начал её.

Спасибо ему.

Александр КОНДРАШОВ.

Статья опубликована в «Литературной газете» №25 (6373) (2012-06-20) http://www.lgz.ru/article/19237/.

ОБ АВТОРЕ: Александр Иванович Кондрашов, редактор отдела «ТелевЕдение», один из самых известных «телеведов» России. Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Блока, Булгакова, Маяковского, Пастернака, Толстого, Шукшина… В 37 лет начал писать сам. Первые публикации – в «Литературной газете» (также печатался в других изданиях: «Независимая газета», «Век», МК, «Огонёк», «Крестьянка», «Космополитен», «Новая юность»…). Работал редактором в журналах «Новый крокодил» и «Русский предприниматель». Лауреат премии «Золотой телёнок» (ЛГ), член союза писателей Москвы. Автор двух книг: сборника рассказов «Театральный Декамерон» (ЭКСМО) и романа «Первый любовник» (АСТ). Виктор Шендерович отмечал: «Александр Кондрашов владеет искусством разворачивать характеры во времени… Кондрашовские диалоги проверены на слух; как артист он проверяет на себе психологические повороты персонажей – и чего нельзя сыграть, того не пишет. Сильная фантазия, знание законов композиции и крепкая писательская рука дают на выходе читательский интерес (по крайней мере, мой)… Прибавьте к этому умение писать смешно; я написал «умение»? Не верьте. Этому нельзя научиться. Это от Бога: либо есть, либо нет. У Кондрашова есть».


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ни одного известного актера
ФБ-взгляд
Тайна Ирины Апексимовой
Анатсосите перед обедом
В стране симулякров
Трудно быть министром
Признание в журналистике
Проследит за рейтузами Мадонны
Ситуация стала критической
У Блэкмора родился Дартаньян
Вуди Аллен любит первых леди
Возглавит Петербургский кинофорум
Вырыпаев сменит Боякова
Хопкинс сыграет Хичкока
100-летие российской анимации
Альбом слепого гитариста


««« »»»