ЕС вспомнил о культуре

До самого последнего времени представители Европейского союза бежали от культуры как чёрт от ладана. Даже соглашаясь поучаствовать в финансировании какой-нибудь культурной акции в близлежащих странах, они предупреждали: «Только не упоминайте слова «культура» и «искусство», попросите на что-нибудь другое, а мы сами как-нибудь разберёмся». Культура считалась даже не прерогативой, а монополией отдельных государств, соответствующих министерств и ведомств и специализированных институтов: «Альянс Франсез», немецкий Институт Гёте, испанский Институт Сервантеса или многострадальный (у нас) Британский совет.

Не так давно отечественные зрители могли почувствовать, что «лёд тронулся». В Москве и ряде других городов России с успехом прошли показы фильмов производства франко-германского телеканала «Арте» (аналога нашей «Культуры»), организованные совместно французским посольством и Институтом Гёте. Справедливости ради признаем, что и раньше были попытки проводить кинофестивали ЕС в Москве, но их мало кто замечал – на сеансы собирались в основном дипломаты и сотрудники посольств соответствующих государств да их друзья, чада и домочадцы.

И вдруг в Любляне (столице Словении, которая на шесть месяцев приняла на себя руководство ЕС) под звуки фанфар объявляется международная конференция под весьма симптоматичным названием «Новые парадигмы, новые модели – культура во внешних связях ЕС». В зале – скопление международных и национальных чиновников преимущественно европейских стран. Тут и комиссары Европейской комиссии по образованию, подготовке кадров, культуре и молодежи, по науке и исследованиям (а на большом экране и видеообращение комиссара по внешним сношениям и европейской политике добрососедства), руководители соответствующих отделов комиссии, а уж послов всех мастей – пруд пруди. И все поют дифирамбы культуре и искусству и их роли в связях со странами «Западных Балкан» (такое вот геополитическое нововведение), Средиземноморья и Восточной Европы, где, по мнению организаторов, осталось всего три государства: Украина, Молдова, Беларусь. Что характерно, «соседи» представлены не дипломатами и чиновниками, а преимущественно художниками, театральными деятелями и разного рода эксцентриками. В сравнении они тут же выигрывают у своих увенчанных лаврами собеседников, поскольку люди живые и энергичные. Автора этих строк и еще одного профессора из Санкт-Петербурга пригласили, как выяснилось, чтобы хоть как-то обозначить присутствие России – соседа «Восточной Европы». При этом, что приятно, русский язык тут же завоевал права гражданства, поскольку и среди западных дипломатов было несколько человек с опытом работы в России.

Не буду вдаваться в детали дискуссии, порой занудливой, а порой страстной и увлекательной (особенно порадовало выступление молодого социолога из Косово, который на удивление резал правду-матку прямо в глаза осторожным и дипломатичным каноническим европейцам). Назову только мою любимую идею: культурное сотрудничество в международном плане приобретает особое значение именно тогда, когда в политике и экономическом сотрудничестве дела обстоят не блестяще. Не случайно в соглашениях ЕС с близлежащими странами специальный пункт о культурном сотрудничестве включен лишь в договор с Россией. Поэтому и не знаешь, радоваться этому вынесению культуры на первый план или, наоборот, сокрушаться по поводу кризиса внешних сношений ЕС? Так и хотелось сказать своим восторженным коллегам: «Рано радуешься, Иван-царевич!»

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №19 (512) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Слайд, квадрат и вау-гитара
Распахнутые ветра Селигера
Аdвокат Беляк: человек-оркестр
Как отомстить мужу
Планы Петербурга
В стиле кантри
Распродажа памятных вещей


««« »»»