Музыкальные проекты или группы, названия которых образованы от имён собственных, не столь уж редки на нашей поп-рок-сцене – «Доктор Ватсон», «Профессор Лебединский», «УмаТурман» и т.п., поэтому рок-группа «Аdвокат Беляк» не является здесь чем-то необычным и вполне подходит для рок-н-ролла с его любовью поиграть словами.
Необычным можно назвать само существование этого музыкального коллектива, ведь основал его самый скандальный практикующий адвокат современной России Сергей БЕЛЯК.
Личность Сергея Беляка всегда привлекала внимание, в первую очередь – из-за его громких дел. В судах его зовут шоуменом, в музыкальных кругах – он адвокат. Его также прозвали «адвокатом Жириновского» – несколько лет жизни связывают адвоката со скандальным политиком.
«Услугами Сергея Беляка пользуются жулики-чиновники и честные бандиты», – написал о нём Эдуард Лимонов, который сам в своё время избежал тюрьмы благодаря защите адвоката Беляка.
Свой первый альбом адвокат-музыкант выпустил в 2001 году. Однако, профессионально занявшись рок-музыкой, Беляк отнюдь не «завязал» с юридической деятельностью и не собирается этого делать сейчас.
– Запись музыкальных альбомов – это попытка создать артефакты, способные самостоятельно существовать и вызывать ответные чувства у слушателей несколько дольше, нежели существует ощущение удовлетворённости или даже счастья от победы в каком-то конкретном судебном процессе, – говорит Сергей Беляк. – Адвокатура – это интересная, хотя и психологически очень тяжёлая работа, поэтому отдушиной, спасением в этой ситуации может стать какое-то другое занятие. Для меня этой отдушиной является творчество: музыка, литература, фотография.
Группа «Аdвокат Беляк» – это исключительно студийный некоммерческий музыкальный проект, выпускающий чисто студийные альбомы. Коллектив крайне редко гастролирует, несмотря на многочисленные предложения и, как утверждает Сергей Беляк:
– Мы никогда не будем заниматься «чёсом» для «отбива» денег, затраченных на запись наших альбомов и для их раскрутки.
Что же касается собственно названия «Аdвокат Беляк», то это не только известный персонаж из судебной и светской хроники, прославившийся своими скандальными делами и яркими судебными победами; не только художник, поэт и музыкант; а «беляк» – не только «щёголь», «заяц» или «белогвардеец». «Беляк» – это ещё и… «белая горячка» (на сленге художников и музыкантов). Слышали, наверное, про «беляков», которые «напали»?.. И в этом смысле «Аdвокат Беляк» звучит, конечно же, прикольно и вполне по-рокерски.
И хотя очевидно, что душой и сердцем проекта является автор музыки и большинства текстов песен Сергей Беляк (лидер-вокал), вторым главным человеком в этом коллективе был и остаётся мультиинструменталист Пётр Струков, он же – аранжировщик и продюсер проекта. Не зря покойная ныне певица, писательница и поэтесса Наталья Медведева, познакомившись с первым альбомом «Аdвоката Беляка», искала встречи с Петром в надежде записать с его помощью свой очередной диск. К сожалению, внезапная смерть певицы помешала реализации этого проекта.
Нынешним летом был выпущен новый, третий по счёту и первый двойной альбом группы под названием «Nет слоv». Новый альбом, являющийся синтезом работы лучших питерских музыкантов и известного московского адвоката, записывался в течение двух лет и состоит из двух пластинок. Одна пластинка («disc grey») – содержит новые песни группы, другая пластинка («disc red») – инструментальные пьесы. Сделано это для того, чтобы продемонстрировать слушателям, что они имеют дело не с обычным разрозненным набором «песен, написанных для себя», а с неким единым музыкальным произведением.
Одной из главных «звёзд» нынешнего альбома, безусловно, является виртуоз-баянист Юрий Семёнов. Волшебные (то сказочные северные, то чарующие восточные, то насмешливые, то залихватски игривые, то задумчивые и меланхоличные) звуки его баяна делают альбом абсолютно цельным музыкальным произведением. Баян Юрия Семёнова только усилил единство двенадцати треков альбома, превращённого в одно большое произведение – сюиту на тему любви. Социальные и иные темы, затронутые в песнях (что вообще-то характерно для рок-культуры) лишь развивают главную тему альбома, раскрывая различные переживания и чувства лирического героя.
Что касается пластинки «disc red», то неспроста альбом получил многозначительное название «Nет слоv», ведь эта пластика содержит инструментальную версию всего двенадцатичастного музыкального произведения. И это не банальные «минусовки», как может кто-то подумать, и не музыка для караоке. Скорее, это можно назвать музыкой для кино. Так, в ряде вещей изменены, по сравнению с основным диском («disc grey»), вступления; в других – иначе звучат инструменты. А бэк-вокальные партии присутствуют только там, где голос человека используется как дополнительный инструмент, добавляющий ещё одну яркую краску в общую музыкальную палитру.
Впрочем, все альбомы «Аdвоката Беляка» отличаются именно цельностью, представляя собой не набор разрозненных песенок (где куплет – припев – куплет), а своеобразные сюиты, состоящие из нескольких мелких произведений (частей), объединённых общей темой и с обязательными для подобных музыкальных форм вступлением, кульминацией и финалом.
Почему москвич Сергей Беляк взялся записывать свой последний альбом именно с питерскими музыкантами, для многих остаётся загадкой. Сам он объясняет это так:
– Питерцы, ленинградцы обладают только им свойственной энергетикой, сверхтонкой чувствительностью и интеллигентностью. К тому же, мне более близко их трепетное, почти религиозное, отношение к музыке, нежели уже давно ставшее прагматичным отношение к ней многих моих московских друзей-музыкантов.
В общей сложности, в создании альбома «Nет слоv» принимало участие более 20 человек. Ряд музыкантов из групп «Аквариум», «Зоопарк», «Поп-механика», «Ноль», «Дети», «Сильвер», «Санкт-Петербург», «Союз Любителей Музыки Рок» и многих других питерских групп ещё в 2000 году вошли в состав организованной группы «Аdвокат Беляк». На сей раз к ним присоединились лидер легендарных «Мифов» Геннадий Барихновский, приезжавший на студийные сессии из Германии, и оперная дива из Конго Жюли Фамба. А ещё традиционно – новые музыкант из Капеллы и Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Кстати, одна из песен альбома («Бактрия и Согдиана») написана на новые стихи Эдуарда Лимонова. И это уже четвёртый случай работы Сергея Беляка с текстами своего бывшего подзащитного. А на состоявшейся недавно презентации альбома «Nет слоv» Владимир Жириновский назвал песню «Позорная страна» хитом и заявил, что это «настоящий гимн демократической оппозиции». В завершение своего выступления Владимир Вольфович, в свойственной ему манере, заверил Сергея Беляка, что он обязательно придёт его провожать на Белорусский вокзал столицы, когда того отправят в вынужденную эмиграцию…
Короче, нет слов!
Василий КОЗЛОВ.
Всякого добра на свете хоть завались, а у большинства людей ни черта нет. Вот уже несколько тысяч лет, как все дело именно в этом.
——