Воспитание воспитателей

Рубрики: [Разное]  

Что обычно люди подразумевают под понятием «воспитание ребёнка»? Как правило, процесс обучения ребёнка чему-либо, тому, что умеем делать, или знаем сами.

Взрослый человек обычно делает следующее, вполне логичное умозаключение: он является взрослым, умным и образованным человеком, который обладает определёнными знаниями и умениями. Ребёнок, в свою очередь, является маленьким и незащищённым существом, которое не сумеет обеспечить себе защиту. Следовательно, он зависит от взрослого человека. Отсюда вытекает вывод, что воспитание детей – это процесс обучения жизненным навыкам, по средствам которых он обретёт свою самостоятельность, а также независимость от родителей.

И это по своей сути является правильным, так как если не научить ребенка, при каком свете светофора переходить необходимо улицу, как правильно посчитать сдачу, к кому в машину не стоит садиться – то у него впоследствии могут возникнуть серьёзные проблемы. Следует отметить, что такое воспитание ему необходимо.

Но, как впрочем, и во всех жизненных ситуациях, в процессе воспитания детей есть и обратная сторона медали. Можно провестиочень простой эксперимент: подойдите к детской горке, на которой играют дети 5-10 летнего возраста. Что там можно увидеть? Ребята играют: бегают и прыгают, плачут и смеются. Кто-то веселится, а кто-то расстроен, но, несмотря на это их глаза блестят и светятся счастьем. Детские сердца чисты и открыты, а от мыслей и поступков веет свежестью и искренностью. Дети наслаждаются жизнью несмотря не на что.

А теперь стоит посмотреть на тех, кто наблюдает за детьми. Взрослые сидят на скамейке с бутылкой пива. Взгляд понурый, чувствуется усталость от жизни. В глазах можно разглядеть тоску, апатию и равнодушие. То есть в плане удовлетворённости жизнью, дети порядком превзошли взрослых. Дети наслаждаются самим процессом жизни, они постоянно находятся в моменте здесь и сейчас. Взрослые постоянно разрываются между прошлым и будущим, в итоге жизнь проходит мимо них. Выходит так, что различные знания и правила, которыми общество старается максимально напичкать детей, лишает их дара, сбивает с правильного жизненного ритма. Вопрос, какой смысл в этих знаниях, если они ухудшают качество жизни? В том плане дети должны стать нашими наставниками, а мы должны у них учиться.

В этой ситуации нужно мудро действовать согласно правилу золотой середины: ребёнку необходимо дать заботу и воспитание, но в той мере, чтобы они не лишили его чувствительности, искренности и открытости, правильного понимания мира, внутреннего стремления к творчеству и красоте.

Если провести техническую аналогию, то объём памяти и скорость мышления людей можно сравнить с ёмкостью винчестера, и частотой процессора. Можно  поставить вопрос: кто умнее – взрослые или дети? По количеству знаний, естественно, превосходство за взрослыми. Но если взять за основу скорость мышления, то мы приходим к выводу, что дети в большинстве случаев сообразительней взрослых. Наверное, каждый сталкивался с примерами, когда дети намного быстрее взрослых осваивали мобильный телефон нового поколения или какую-либо компьютерную игру. Дети замечают вещи, мимо которых взрослые могут ходить и буквально не видеть.

Возникает вопрос: какой из подходов к обучению более правильный и эффективный? Нынешняя система образования делает основной упор на первый принцип, ребёнка попросту наполняют знаниями, ему приходится ежедневно усваивать немалые объёмы информации. Странным является то, что современная система образования уделяет мало внимания аспекту повышения качества мышления, и его скорости. Очевидным является тот факт, что любое знание – это результат мышления, а соответственно знание вторично по отношению к мышлению.

Вывод прост: ребёнка следует не только «пичкать» знаниями, но и в равной степени развивать мышление, стимулировать природную потребность ребёнка искать ответы самостоятельно.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»