Первое систематическое изложение этики

Рубрики: [Разное]  

Ясперс Карл – немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. После 1915 года отошел от психиатрии. После разгрома фашизма Ясперс получил огромную популярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ. В ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» , выступал как политический моралист. Если в 50-х годах консервативный либерализм Ясперса имел антикоммунистическую направленность, то в конце 60-х годов Ясперс выступил с резкой критикой антидемократических и реваншистских тенденций в политической жизни ФРГ.

Место Ясперса в истории двойственно. Его исходный идеал – бюргерский гуманизм; идею интеллектуальной честности для него символизирует имя Канта, идею культурной широты – имя Гёте. С это установкой, резко отличающей его от Хайдеггера, связаны и преклонение Ясперса перед гражданским и умственным свободолюбием античной Греции и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее переживания Ясперса в начале его философского пути связано с ощущением кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ницше, Ясперс Oral-B Sensitive Original испытывал влияние их идей. Свой труд мыслителя Ясперс называл не философией, а философствованием, делая акцент на незавершенности умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. По мнению Ясперса наше время уже не обладает такой духовной мощью, которая позволяла Платону, Спинозе или Гегелю выводить стройные системы «из истока» , оно вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями, но с другой стороны только в философствовании Ясперс видит возможность постижения реальности человека кризисной эпохи.

Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение:

1) предметное бытие, или «бытие-в-мире» ;

2) экзистенция, то есть необъективируемая человеческая самость;

3) трансценденция как «облемлющее» – непостижимый предел всякого бытия и мышления.

Мышление перед лицом «бытие-в-мире» есть «ориентация-в-мире» ; мышление перед лицом экзистенции – «высветление экзистенции» ; мышление перед лицом трансценденции – «метафизика» , выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» . Несмотря на конфликт Ясперса с теологией, очевидна близость его философии к традиции теизма. Согласно Ясперсу соотнесенность экзистенций осуществляется в акте «коммуникации» , то есть глубоко интимного и личностного общения в «истине» . «Коммуникация» центральное понятие миропонимания Ясперса возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, интеллектуальное и социальное зло есть для Ясперса прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии» , принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, безразличного массового общения. Этот тезис равнозначен с политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Ясперсу, – в создании путей «общечеловеческой коммуникации» между странами веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи обеспечена достижениями «осевого времени» (8-3 в. до н.э.) , когда The Minister’s Black Veil одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. «Осевое время» , как полагает Ясперс, создало для нас общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Запада и Востока; поэтому необходимо обновлять свою связь с заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой истины новые «шифры» .

В целом философия Ясперса – выражение кризиса традиций либерально-индивидуалистического гуманизма и вместе с тем – попытка осмысления этого кризиса и осознание возможности выхода из него. Такую характеристику дает Ясперсу философский энциклопедический словарь. А так о себе и своей философии думал Ясперс.

Человек, по Ясперсу, – всегда больше того, что он знает о себе и что может знать о себе. Ясперс считал, что при научном познании человека познается лишь нечто в его проявлениях, но не он сам. Если кажется, что достигнуто познание человека в его тотальности, – это иллюзия, возникшая в следствии того, что один из способов рассмотрения превращен в единственный, а один из методов исследования возведен в степень универсального.


Иван Савельев


Оставьте комментарий



««« »»»