Владимир Александрович Лисичкин, доктор наук, действительный член трех российских и двух международных академий. Имеет более 200 опубликованных научных работ по управлению отраслями народного хозяйства и научно-техническому прогнозированию. Как депутат Государственной Думы внес 50 законопроектов. В декабре 1998 г. назначен председателем Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике.
В ситуации, когда значительная масса трудоспособного населения не работает, когда отсутствуют стимулы к поиску рабочего места и развитию экономической активности, трудно ожидать экономического роста, соблюдения государственных гарантий, снижения социальной напряженности в обществе и улучшения жизни людей.
Мало того, проблемы безработицы порождают целый ряд постоянно развивающихся негативных общественных явлений: растущее неравенство и социальное отчуждение людей, экономическую нестабильность и человеческие страдания.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА
Задачи занятости и проблемы борьбы с безработицей должны стать приоритетами экономической и социальной политики нашего государства.
С позиции законодательного обеспечения государственная политика в области развития рынка труда должна преследовать решение следующих проблем:
– сокращение уровня безработицы и стремление на первом этапе к достижению максимально возможного уровня занятости населения;
– улучшение положения на рынке труда социально уязвимых слоев граждан и развитие возможностей по подготовке и переобучению граждан;
– создание экономической заинтересованности работодателей в снижении числа увольнений работников и организации новых рабочих мест;
– повышение роли профсоюзов на рынке труда в качестве главного защитника интересов граждан;
– содействие географической и профессиональной мобильности населения;
– стремление к обеспечению полной, эффективной и свободно избранной занятости, что является основой цивилизованного социального государства.
Достижение этих целей напрямую связано с задачей объективной оценки состояния рынка труда. Ни для кого не секрет, что в настоящее время уровень официально зарегистрированной безработицы один, расчет этого показателя по методике МОТ дает более высокий результат, а реалии – это третий, совсем другой показатель. Поэтому первоочередным в развитии законодательства о занятости является обновление критериев оценки состояния рынка труда и совершенствование механизма их расчетов.
Представляется, что правительству Российской Федерации в ближайшее время необходимо подготовить проект федерального закона, отражающего современную концепцию государственной политики занятости населения Российской Федерации, а также ускорить подготовку законопроектов, касающихся совершенствования финансового обеспечения государственной политики занятости.
ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Реформу трудового законодательства необходимо проводить в увязке с реформой всего социального законодательства и с учетом политической и социально-экономической ситуации в стране.
В целях максимального учета мнений и предложений всех заинтересованных сторон следует поддержать идею создания комиссии по разработке и проведению реформы трудового законодательства, сформированной из специалистов – представителей федеральных органов власти, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, субъектов Федерации.
Комиссии целесообразно придать статус государственной, утвердить ее состав указом президента Российской Федерации, как это было сделано при разработке Гражданского кодекса, либо постановлением правительства Российской Федерации и обеспечить ее работу необходимыми условиями и ресурсами.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Необходимо исходить из того, что работник не просто продавец рабочей силы, а субъект социальных прав, соблюдение которых гарантируется государством. Трудовое законодательство должно рассматривать работника как личность и расширить сферу своего действия на все отношения, возникающие в связи с его “производственной жизнью”.
В новом трудовом законодательстве необходимо закрепить и развить основные международные принципы и нормы в области труда, содержащиеся в актах ООН, МОТ, Совета Европы и других международных организаций, применяя методы и приемы, соответствующие национальным особенностям.
Главным направлением реформы российского трудового законодательства должен стать переход от излишней централизации к развитию локального регулирования и расширению договорных начал.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
Следует ускорить принятие законодательных актов об установлении материальной, административной и уголовной ответственности за несвоевременность выплаты заработной платы. Разработать и принять закон об оплате труда, определив понятие заработной платы, виды, системы и формы оплаты труда, порядок установления, исчисления и индексации минимального размера оплаты труда, порядок, способы и основания исчисления средней заработной платы, основные виды надбавок, доплат, компенсационных выплат, механизм регулирования оплаты труда, способы и порядок защиты заработной платы, виды ответственности за нарушения правовых норм об оплате труда.
Необходимо усиление ответственности работников (особенно руководящих) за результаты их трудовой деятельности и деятельности организации, а также за причиняемый организации материальный ущерб и т.д. В то же время необходимо повысить ответственность организации (работодателя) за соблюдение обязательств перед работниками.
Следует разработать и законодательно определить понятие и процедуру коллективных (или массовых) увольнений по экономическим, техническим и организационным причинам, включая временные увольнения (или приостановку трудового договора). Право работодателя на коллективные увольнения должно быть сбалансировано предоставлением работникам максимально возможной защиты и контролем со стороны государства.
ПЛАТИТЬ ВОВРЕМЯ И ПО ТРУДУ
Наиболее важными проблемами являются уровень заработной платы и ее своевременная выплата.
Обеспечение своевременной выплаты заработной платы является наиважнейшей задачей в настоящее время.
Анализ обращений, поступающих в Комитет по труду и социальной политике от граждан и организаций, показывает, что причиной, приводящей к несвоевременной выплате заработной платы работникам, является не только недостаточность денежных средств или недобросовестность работодателей, но и сформировавшееся в последние годы законодательство, предусматривающее приоритет конституционной обязанности уплаты налогов над конституционным правом работника на вознаграждение за труд.
В связи с этим Комитет предусматривает разработку и принятие пакета законов, направленных на изменение налогового законодательства, законодательства о денежных расчетах, трудового законодательства.
Реализация принципа равенства обязанности уплаты налогов и права на вознаграждение за труд невозможна без введения одинаковых санкций в случае неуплаты налогов и невыплаты заработной платы. В административном и уголовном законодательстве такие нормы предусмотрены. Однако стабильная тенденция роста задолженности при наличии административных и уголовных санкций показывает, что, пока будет экономически выгодно использовать средства фонда заработной платы в качестве льготного кредита для пополнения оборотных средств, работодатели будут этим пользоваться. При этом работники в большинстве случаев не обращаются в суды, так как боятся лишиться рабочего места в случае сокращения производства.
Комитет по труду разработал проект федерального закона “О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы”, который уже принят Государственной Думой в первом чтении.
Предлагаемые проектом федерального закона выплаты носят двойственный характер, так как, с одной стороны, являются санкциями для работодателей, а с другой стороны, компенсируют работникам потери из-за задержек выплаты заработной платы.
Другой проблемой является низкий уровень заработной платы практически во всех сферах деятельности.
По данным Госкомстата РФ, средняя заработная плата по России составляет менее 100 долл. в месяц, а конституционная гарантия – минимальная заработная плата – около 5 долл. в месяц.
Таким образом, в настоящее время заработная плата полностью утратила свои основные функции стимула к труду и цены труда.
На федеральном уровне предполагается в первую очередь повысить конституционную гарантию – минимальный размер оплаты труда и первого разряда Единой тарифной сетки работников бюджетной сферы, а также разработать механизм предоставления такой гарантии в случае неплатежеспособности или банкротства организации.
Требует обсуждения и законодательного решения проблема регулирования размеров заработной платы и соотношения между различными категориями работников.
Так как в настоящее время уровень оплаты труда различных категорий работников устанавливается нормативными актами организаций, государство не может вмешиваться и выступать арбитром в споре о размере заработной платы, например, директора организации. В связи с этим необходимо определить роль и методы вмешательства государства в решение вопросов регулирования уровня заработной платы работников организаций различных форм собственности (особенно тех, которые самостоятельно определяют цену на свою продукцию), работников органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления.
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАБОЧИЕ МЕСТА
Кардинальный вопрос, который должен решать наш Комитет, – это вопрос о создании новых рабочих мест и достижении полной занятости. Мы намерены решать этот вопрос, исходя из основного фонда развития экономики, наблюдаемого во всех странах Большой семерки и во многих развивающихся странах. Этот фонд носит название “Движение к информационному обществу”. Создается новая социально-экономическая формация, называемая информационным обществом и характеризующаяся широчайшим использованием науки, высоких технологий, средств телекоммуникаций. Строится глобальная мировая экономика, основанная на знании, – Knowledge Based Economy.
Возникают новые, не виданные ранее формы труда, такие, как телеработа, т.е. работа по сетям, не требующая присутствия на рабочем месте в старом смысле слова. Возникают новые формы владения и пользования собственностью.
Если Россия не пройдет своего пути к информационному обществу, ее экономика вновь будет требовать новой структурной перестройки, и эта болезнь станет хронической.
В этом сущность сегодняшнего кризиса, охватившего не только Россию. Россия не может жить за счет экспорта сырья и энергоносителей.
Если правительство РФ ищет средства для того, чтобы сегодня срочно накормить и согреть население нашей страны, то Госдума должна возглавить движение к долгосрочному исправлению положения.
Российское общество должно узнать, что в одном только Европейском союзе реализуется сегодня более 2000 проектов перехода к информационному обществу.
Я, как экономист, хорошо знаю, насколько сложно управление рыночной экономикой, банками и фондовым рынком. И мы будем совершенствовать наш новый рынок, потому что та структура, которую мы имеем сегодня, рынком не является. Российский рынок должен стать новым социально направленным рынком.
Путь к благосостоянию займет не 500 дней, как обещал господин Явлинский, но он приведет нас к успеху.
Владимир ЛИСИЧКИН