А ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ СЛАДКИХ ПРЯНИКОВ?

НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ОТПРАВИЛАСЬ В СТАРИННЫЙ ГОРОД ТУЛУ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, НЕ “СЪЕЛ” ЛИ КРИЗИС ЗНАМЕНИТЫЕ ПРЯНИКИ

Первые пряники на Руси были обрядовыми, их лепили на Рождество, лишь позднее мастера-резчики научились делать формы, и пряники стали любимым лакомством народа. Если парень дарил девушке пряничное сердце и она принимала дар, значит, скоро быть свадьбе. Если за столом подавали пряники-”разгони”, тем самым хозяева напоминали гостям, что пора им и честь знать. Рецепт пряников держался в строгом секрете и передавался только по мужской линии. Замешивая тесто, вместо гирь для отмера ингредиентов использовали мелкие камешки, которые после взвешивания тщательно прятали.

Говорят, что рецепт тульского пряника выкрал у своего хозяина – купца Гречихина один из рабочих: улучив минутку, нашел заветные камешки и взвесил их. И хотя тульские пряники выпускают сегодня во многих городах, настоящие можно отведать только в Туле. А еще в этом городе есть необычный пряничный музей. Раз в полгода некоторые экспонаты обновляются: старые, с истекшим сроком хранения, размачивают и перемалывают на муку, их место в витринах занимают свежие пряники. В музее хранятся уникальные пряники – утешительный приз нашей хоккейной команде, проигравшей чехам в 1973 г., дубликат огромного, с письменный стол, подарочного пряника патриарху и много других не менее любопытных экспонатов.

В принципе, заказать пряник, какой душе угодно, может каждый желающий. Главное в этом деле – вырезать деревянную форму, а она стоит денег, и немалых. Сегодня на тульской фабрике “Лакомка” работает лишь один резчик – Анатолий Николаевич Липатов, так что его можно назвать главным пряничным художником.

“Кого люблю – тому дарю” – гласит надпись на одном их самых любимых народом пряников в форме сердца. Таким образом Нина Усачева, бисквитчик с 32-летним стажем, сохранила память об отце-фронтовике. Дело было так: много лет назад в одном из чешских журналов она подсмотрела пряник в форме маленького сердечка и предложила резчику изготовить форму побольше – для фабричного производства. Только вот как украсить пряник? Случайно на глаза попалась старая фронтовая карточка, которую отец послал в годы войны маме, подписав: “Кого люблю – тому дарю”. И вскоре на полукилограммовом “сердце” тульской кондитерской фабрики “Лакомка” появились эти слова, а новая форма пополнила коллекцию специальных досок, которых на фабрике около тысячи.

Бисквитчики выпускают 2,5 т пряников в день, они продаются в семи фирменных магазинах Тулы. Кроме “Лакомки”, пряники выпускает еще одна фабрика – “Ясная поляна”, которая была создана в 70-х годах для того, чтобы насытить рынок дефицитным тогда товаром (было время, когда очередь за пряниками занимали в четыре часа утра). Яснополянские пряники обычно небольшого размера, от других отличаются упаковкой и, как уверяют знатоки, вкусом: на “Лакомке” пряники выпекаются в старинной печи, единственной на всю фабрику, а в “Ясной поляне” используется современное оборудование.

Цены у всех производителей примерно одинаковые, прибыль – стабильная, но небольшая: пряничное производство – довольно затратно. Кроме натурального сырья, нужны специальные деревянные формы, вырезанные из березы или груши вручную. Стоимость одной формы может доходить до 1000 руб., и резчик делает ее неделю, а то и две.

Покупать дорогие пряники туляки, не видевшие зарплату по полгода, не могут. Нина Усачева, начальник участка на “Лакомке”, получает, например, около 800 руб. Для Тулы, где зарплату выплачивает в срок редкое предприятие, это хорошие деньги.

В связи с кризисом, а если быть точнее, с повышением цен на украинский сахар стоимость сладкой продукции увеличилась на 30%. При этом спрос не уменьшился. Правда, по словам директора фабрики, они пользуются пока старыми запасами меда, фруктового пюре, муки. И все же Галина Александровна Локтева считает, что сейчас им живется чуть лучше, чем три-четыре месяца назад, главным образом потому, что исчезли иностранные конкуренты.

“Первым делом мы должны развивать транспортное хозяйство для того, чтобы самим развозить продукцию заказчикам, – рассказывает она. – Это выгоднее, чем пользоваться услугами посредников. Другая забота – упаковка пряников. Раньше мы укладывали их в коробки, и продавцы сбивались с ног, пытаясь отыскать приглянувшийся покупателю рисунок. Теперь упаковываем пряники на четырех итальянских машинах в специальную пленку. Вряд ли после обвала рубля импортная техника будет нам по карману, придется искать российскую”.

По мнению директора “Лакомки”, три четверти существующих ныне налогов фабрика могла бы отдавать в казну безболезненно для себя, но оставшаяся четвертая часть душит и тормозит развитие производства. Сегодняшнее довольно стабильное положение своего предприятия Галина Александровна объясняет не только высоким спросом на пряники и карамель ( в ассортименте фабрики – 30 – 40 видов карамели). Очень важен и подход к делу. В свое время коллектив акционировался так, что 61% акций оставил себе, а оставшимися поделился с сельхозпроизводителями, которые поставляют фабрике сырье. Сомнительных коммерсантов не допустили к “пряничному делу”. А уж сколько ходоков было за эти годы, лакомый кусок тульского пряника хотелось заполучить многим. На все подобные предложения директор отвечала отказом, если хотите, осторожничала, перестраховывалась. И как знать, может, именно поэтому настоящий тульский пряник – медовый, ароматный, с фруктовой начинкой, приготовленной по особому рецепту, в Туле все еще можно купить?

Наталья ЛИХАЧЕВА, г.Тула


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НОВЫЕ СТОРОННИКИ СНПР
ИДЕАЛЕН, КАК ЧУБАЙС, ЖЕНСТВЕНЕН, КАК КИРИЕНКО
Насколько жесткие методы налоговых служб способствуют пополнению доходов бюджета?
ВМЕСТО ДЕДА – САНТА-КЛАУС, ЗА СНЕГУРКУ – МИККИ МАУС
ИСПЫТАНИЕ ВЫБОРАМИ
ПЕРЕЛИВАНИЕ СНОВ
ЗАЯВЛЕНИЕ
ДАРЫ ОКЕАНА
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
ТАКОВО НАШЕ РЕШЕНИЕ
НОВОГОДНИЙ СЕКЕНХЭНД: ПОЛИТИКИ Б.У. ВЫСТАВЛЯЮТСЯ БЛОКОМ
НА ЮГО-ВОСТОКЕ СОЛДАТЫ ТАНЦУЮТ И ПОЮТ
КУПЛЯ-ПРОДАЖА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МЫ НЕ РАБЫ. РАБЫ – НЕ МЫ?
Месяцеслов
Дорогие читатели!
Они верили в Россию за 50 процентов годовых
НА ЭТУ ЗИМУ ХЛЕБА ХВАТИТ
МЕСЯЦ КОРОТКИХ ДНЕЙ
НЕОБРАЗОВАННОЙ МАССОЙ УПРАВЛЯТЬ ЛЕГЧЕ
СНЕГОПАД – СНЕГОПАД, НЕ МЕТИ МНЕ НА КОСЫ
В ТРУДЕ ОБРЕТАЕМ МЫ ПРАВО СВОЕ


««« »»»