КУПЛЯ-ПРОДАЖА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В современной глобальной экономике создается возможность для любой страны сделать рывок в результате быстрой адаптации эффективных технологий даже при отсутствии своих природных ресурсов. Так было, например, в Сингапуре и Гонконге. Тем более это актуально для России с ее огромным ресурсным потенциалом, который должен быть наконец вовлечен в экономический оборот эффективным образом.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ

В 90-е гг. компании в значительно большей степени, чем раньше, стремятся выйти на глобальный мировой рынок.

Дело не только в том, что новые коммуникационные технологии сделали мир как бы меньше. Прежде всего предприятия видят для себя реальную экономическую выгоду.

При этом технологии электронного рынка уравнивают крупные и мелкие компании в том смысле, что участие в электронном рынке одинаково доступно и приемлемо по цене для всех.

Самый непосредственный эффект от внедрения новых технологий электронного рынка заключается в том, что каждое предприятие или индивидуум получает при небольших затратах возможность сделать или получить коммерческое предложение о покупке (продаже) товара в компьютерной сети Интернет (в определенном формате). Такая глобальная осведомленность о рыночной конъюнктуре столь малой ценой есть большое благо, так как расширяет возможности выбора покупателя или продавца, снижает издержки на поиск альтернатив и т.д.

Участие в электронном рынке – самый экономичный способ распространения информации о своей продукции и предприятии (в сотни раз дешевле рассылки печатных материалов). Он дает возможность представлять сколь угодно сложную и детальную техническую информацию (схемы, фото, видео), получать обратную связь от покупателей, наладить связи с выгодными поставщиками и инвесторами и многое другое.

Это имеет и макроэкономические последствия. Если, скажем, два экономических агента нашли друг друга и осуществили взаимовыгодный обмен, то это дополнительное благо для общества в целом. При массовом распространении этой технологии увеличивается общий объем взаимовыгодного обмена в экономике, что делает ее более эффективной.

Объем глобального электронного рынка в 1997 г. оценивается в 10 млрд долл., но к 2001 г. он, по оценкам специалистов, вырастет многократно и составит 350 – 1300 млрд долл., причем в азиатско-тихоокеанском регионе ожидается опережающий рост.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Можно выделить три фазы в адаптации новых технологий, которые прослеживались в 80-е гг. в распространении персональных компьютеров и наблюдаются сейчас в распространении технологии участия в электронном рынке.

Первая фаза затрагивает в основном настоящих новаторов, которые составляют около 3% общего числа предприятий. Во второй фазе технология уже перестает быть новой, поскольку ею овладевают 30% общего числа и, наконец, в третьей фазе она находит всеобщее применение.

Технологии электронного рынка имеют ту особенность, что эффект от их применения в наибольшей степени проявляется на стадии действительно массового распространения. В этом количественном пороге и заключается трудность.

Здесь уместна аналогия с телефоном. От него мало пользы, если в городе мало абонентов. Телефон перестал быть игрушкой, когда получил повсеместное применение. Также и электронный рынок. В полной мере его преимущества проявятся после преодоления некоторого порога, за которым использование становится жизненной необходимостью.

Посмотрим на технические возможности в территориальном разрезе. Европа к началу 1998 г. прошла первую стадию освоения технологий электронного рынка – около 3% населения подключено к Интернету по сравнению с 10% в Японии и 12% в США. Именно 3% рассматриваются как количественный порог в указанном выше смысле, за которым и начинается бурный рост.

В России насчитывается пока около 600 тыс. пользователей Интернетом, что составляет менее половины процента населения, то есть точка перелома еще впереди и при сложившихся темпах роста будет преодолена через 1 – 2 г.

НА ПОРОГЕ

Какие технико-экономические факторы определяют это развитие?

Первый фактор – резкое снижение цены персональных компьютеров (до 500 – 700 долл., что уже вполне сравнимо со стоимостью телевизора). Это дает основания рассчитывать на ускорение данного процесса. В результате в США, например, одна четверть семей уже имеет персональный компьютер, а в промышленности на одного занятого приходится даже 1,1 компьютера.

Если сейчас в мире имеется около 150 млн персональных компьютеров, то к следующему десятилетию эта цифра возрастет до одного миллиарда, что обеспечит достаточную техническую базу для электронного рынка.

Есть веские причины для поистине взрывного развития сети Интернет.

Известна технологическая закономерность – феномен Мура (основателя компании Intel), заключающаяся в том, что мощность компьютера удваивается каждые 10 месяцев.

С другой стороны, развитие информационных сетей имеет свою фундаментальную закономерность – закон Меткалфа (изобретателя сетевого стандарта Ethernet): полезность сети для общества пропорциональна квадрату числа пользователей.

Феноменально высокие темпы развития сети Интернет объясняются тем, что она основывается на обеих движущих силах, дополняющих одна другую.

Второй фактор – упрощение и удешевление доступа в Интернет. По данным некоторых исследований, около четверти пользователей сети Интернет уже используют ее и для электронной коммерции в том или ином виде.

В результате все более широкого распространения электронный рынок достигает основного слоя участников – розничных покупателей, генерирующих около двух третей совокупного спроса в экономике.

СИСТЕМА БУДУЩЕГО

Есть основания считать, что экономическое пространство в Интернете никогда не может быть приватизировано как единое целое или полностью контролироваться какой-то одной компанией. Это вытекает из его “генетических особенностей”, так как Интернет, вообще, был создан как открытое информационное сообщество и имеет уже ряд стандартов, предусматривающих открытый доступ для каждого и многие другие атрибуты открытого саморазвивающегося сообщества.

Главным сдерживающим фактором развития и расширения глобального рынка является техническая проблема – пропускная способность информационных каналов. Резкое снижение стоимости передачи информации в результате внедрения новых протоколов и технических средств связи уже принципиально меняет ландшафт в использовании Интернета в коммерческих целях – становится дешевой и массовой передача не только текстов, но и графических изображений, звука и пр., что предоставляет новые возможности в рыночных взаимодействиях. Сейчас спрос на услуги по передаче больших объемов информации превышает предложение. Это весьма необычная ситуация для рыночной экономики.

Надо полагать, что в ближайшие годы появятся технические решения данной проблемы.

В 1998 г. развитие электронного рынка преодолевает качественный рубеж, поскольку его использование превращается из причуды в жизненную необходимость. Это год перехода инициативы от венчурных мелких фирм к крупным производителям, располагающим нужным капиталом для рывка, кардинального увеличения темпов роста электронного рынка. Это вполне естественно и должно, в свою очередь, привести к резкому удешевлению услуг по обеспечению полного участия предприятия в рынке (с 50 тыс. долл. в начале 1997 г. до 1 тыс. в конце 1998 г. или даже к нулю для простейших схем участия), а значит, к еще большему ускорению развития электронного рынка.

Что является “узким местом” в развитии потребительского электронного рынка? По материалам обследований, главным сдерживающим фактором является отсутствие гарантии безопасности платежей в Интернете и надежности продавца в выполнении своих обязательств. Главные преимущества для участников электронного рынка – более низкая цена и широкие возможности выбора.

НЕ ОПОЗДАЙТЕ НА ПОЕЗД

В использовании технологий электронного рынка многое зависит от человеческого фактора, и в первую очередь – от отношения руководителей предприятий. Участие в электронном рынке рассматривается руководителями как решающий фактор в обеспечении конкурентоспособности предприятия, обеспечении высокой рентабельности и пр. В настоящее время более 60% предприятий в мире имеют свои страницы (серверы) в Интернете, активно предлагая свою продукцию, находя выгодных поставщиков, партнеров и инвесторов. Уже сейчас это становится необходимым условием успеха предприятия.

Есть основания считать, что Россия еще более благоприятная среда для распространения технологии Интернет, чем, скажем, Китай, хотя бы потому, что здесь значительно выше уровень образованности населения.

Однако, по некоторым оценкам, в России лишь один из двадцати директоров промышленных предприятий отчетливо представляет, о чем идет речь, и считает это приоритетным делом.

Имеет место парадокс – директорский корпус России практически не осознал всю важность данной проблемы, и, следовательно, есть большая вероятность “опоздать на уходящий поезд”. Конечно, можно сказать, что есть и более актуальные проблемы, связанные просто с выживанием предприятий. Однако это недальновидная позиция. Действительно, многие резервы выживания предприятиями уже исчерпаны, а внешней помощи ждать неоткуда. В этой критической ситуации особенно важно найти технологию, которая могла бы быстро получить массовое распространение и обеспечить перелом экономической ситуации. Такую роль могут сыграть технологии электронного рынка.

Сергей ПЕРМИНОВ

доктор экономических наук, профессор МГУ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МЕСЯЦ КОРОТКИХ ДНЕЙ
НА ЭТУ ЗИМУ ХЛЕБА ХВАТИТ
СНЕГОПАД – СНЕГОПАД, НЕ МЕТИ МНЕ НА КОСЫ
НЕОБРАЗОВАННОЙ МАССОЙ УПРАВЛЯТЬ ЛЕГЧЕ
НОВЫЕ СТОРОННИКИ СНПР
В ТРУДЕ ОБРЕТАЕМ МЫ ПРАВО СВОЕ
ВМЕСТО ДЕДА – САНТА-КЛАУС, ЗА СНЕГУРКУ – МИККИ МАУС
ИДЕАЛЕН, КАК ЧУБАЙС, ЖЕНСТВЕНЕН, КАК КИРИЕНКО
Насколько жесткие методы налоговых служб способствуют пополнению доходов бюджета?
ПЕРЕЛИВАНИЕ СНОВ
ИСПЫТАНИЕ ВЫБОРАМИ
ДАРЫ ОКЕАНА
ЗАЯВЛЕНИЕ
ТАКОВО НАШЕ РЕШЕНИЕ
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
НА ЮГО-ВОСТОКЕ СОЛДАТЫ ТАНЦУЮТ И ПОЮТ
НОВОГОДНИЙ СЕКЕНХЭНД: ПОЛИТИКИ Б.У. ВЫСТАВЛЯЮТСЯ БЛОКОМ
МЫ НЕ РАБЫ. РАБЫ – НЕ МЫ?
Месяцеслов
А ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ СЛАДКИХ ПРЯНИКОВ?
Они верили в Россию за 50 процентов годовых
Дорогие читатели!


««« »»»