ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ПЕРЕЧНЕ ОСНОВАНИЙ, НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ ПРЕПЯТСТВУЕТ ЗАНЯТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ” СЕГОДНЯ АКТИВНО ОБСУЖДАЮТ В ШКОЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Этот законопроект прошел в середине ноября первое чтение в Государственной Думе России и сразу же вызвал массу вопросов и толкований. Поэтому наш корреспондент попросила прокомментировать некоторые его положения депутата Государственной Думы, члена Комитета по образованию и науке Виктора Шевелуху.
– Виктор Степанович, чем вызвана необходимость принятия подобного закона?
– Принятие новых законов обычно вызвано правовым вакуумом в какой-то отрасли. Видимо, и в области преподавания не все нюансы учтены в Уголовном и Гражданском кодексах. Что касается этого конкретного законопроекта, он и у меня вызывает массу вопросов.
Вот, например, в перечне заболеваний, при наличии которых нельзя вести педагогическую деятельность, есть пункт: выраженные расстройства функции органов зрения и слуха. А я в своей жизни встретил великолепного, блестящего преподавателя политэкономии в Тимирязевской академии. Это кандидат философских наук, доцент Крахалев. Он абсолютно слепой. В нашем Комитете есть, несмотря на проблемы со зрением, великолепный профессионал, преподаватель Олег Николаевич Смолин. Поэтому я, разумеется, не могу согласиться с наличием в законе этого пункта. Вызывает сомнение и то, что хронические заболевания глотки и гортани должны быть препятствием к преподаванию. Есть преподаватели с тихими или хрипловатыми голосами, но они прекрасно работают. Ведь преподаватель не репродуктор, чтобы орать на слушателей, учеников, студентов. И не оперный певец.
– Виктор Степанович, общеизвестно, что заболевания глотки и гортани – это профессиональная болезнь учителей. И если законопроект будет все-таки принят во всех трех чтениях, то страна может потерять огромное число школьных учителей пожилого возраста, именно тех, кто на своей многолетней работе это заболевание приобрел.
– Снижение голосовых возможностей в результате то ли многолетнего преподавания, то ли операции не должно быть препятствием к преподаванию, тем более что в наше время, кроме традиционных методов – громкого голоса и жеста, у преподавателя появляются многочисленные технические возможности, в том числе и различные голосовые усилители.
– В данном законопроекте препятствием к педагогической деятельности является и перечень статей УК, в том числе статья 212 “Массовые беспорядки”…
– Согласен, это тоже опасный пункт. Ведь классифицировать как массовые беспорядки можно и протест учителей против невыплаты заработной платы, и вооруженное восстание, и выражение несогласия с каким-либо руководством.
В этом перечне есть и статья о государственной измене. Не вижу причин выносить ее отдельно, ведь наказание по ней предусмотрено в Уголовном Кодексе.
– В законопроекте описан и механизм введения закона в действие. В соответствии с ним все учителя России в течение шести месяцев должны будут для продолжения своей профессиональной деятельности предоставить медицинские справки. Но ведь все знают, что такое у нас взять справку…
– По Райкину будет. Но даже если нет проблем со справкой, то какое унижение должен пережить учитель, подтверждая, что у него нет перечисленных заболеваний. Но это следствия, которые наступят, если закон будет принят. А я считаю, что необходимо если не совсем предотвратить его принятие, то, по крайней мере, исключить те пункты, которые мы обсудили.
Беседовала Оксана ТАРЫНИНА