“ТЫ ЦАРЬ! ЖИВИ ОДИН”

По мере развития кризиса основным направлением политического процесса становится очередное серьезное переформатирование поля российской политики.

С одной стороны, речь идет о видимых невооруженным глазом персональных, программных и структурных изменениях в российском правительстве, с другой – о более серьезных изменениях, затрагивающих фундаментальные аспекты российского политического процесса. Российская политическая система вошла в период новых трансформаций, для которых характерно назревание проблемы смены политических поколений и лидеров, значимые изменения в сознании и поведении основных политических группировок. Политические события последней недели свидетельствуют, что российский политический класс начал активную подготовку к досрочным президентским выборам. По-видимому, вопрос об уходе Б. Ельцина с его поста до 2000 г., в принципе, уже решен для российского политического класса.

В то же время минувшая неделя в российской политике прошла под знаком нарастания апокалипсических настроений ввиду перспективы дальнейшего ухудшения ситуации в экономике и социальной жизни страны. Традиционное “осеннего наступления трудящихся и оппозиции” проходит в этом году в условиях обострения кризиса. Кульминацией протестных акций, как известно, должны стать выступления 7 октября. В связи с тем, что финансовый кризис вызвал стремительный обвал доверия общества к власти, алармистски настроенная часть элиты, а также сами лидеры оппозиции испытывают серьезные опасения, удастся ли российским политикам удержать стихию недовольства под контролем. Развиваются пораженческие настроения внутри реформаторского лагеря, часть которого обнаруживает явную готовность к временному отступлению от курса реформ. Акцент делается на приоритет решения проблемы сохранения страны. Дополнительными аргументами в пользу сторонников более гибкой линии становятся и такие факты, как продолжающийся бюджетно-налоговый кризис, утрата иллюзий относительно неизменной заинтересованности Запада в продолжении реформ в России, нарастание нестабильности в регионах и т.д.

НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН

На минувшей неделе продолжала сохраняться неопределенность во взаимоотношениях России с Западом, от которых в значительной степени зависит выбор будущего социально-экономического курса правительства Е. Примакова. Финансово-промышленные круги Запада требуют от российского Кабинета полной и безоговорочной капитуляции перед их требованиями как по части выплаты долгов по ГКО, так и по условиям дальнейшего предоставления помощи России со стороны МВФ. Эти заведомо не выполнимые в нынешних условиях требования, скорее всего, лишь маскируют нежелание Запада сотрудничать со страной, неспособной обслуживать свой накопившийся внешний долг (составляющий, по некоторым данным, более 150 млрд долл.). Кроме того, надежда на получение западной помощи слаба и в связи с тем, что российское правительство оказалось вынужденным в условиях нарастания социального недовольства начать эмиссионное погашение внутреннего долга. “Чрезвычайный бюджет” на IV квартал текущего года, который играет решающую роль на переговорах с МВФ, сверстан с дефицитом 100 млрд руб., а это означает, что позиции России крайне невыгодны. Западные финансисты не приемлют даже намека на то, что новый Кабинет, при всех своих обещаниях учесть интересы западных кредиторов, намерен усилить контролирующую роль государства в экономической политике России. Характерно, что на минувшей неделе Запад продолжал линию на экономическую изоляцию России.

РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ: НАРАСТАНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Продолжаются деструктивные процессы в сфере административно-территориальной политики. Минувшая неделя показала, что есть основания говорить не только о кризисе Федерации, но и о процессах дезорганизации и дезинтеграции внутри самих регионов. Если раньше было принято считать, что региональные политические системы выгодно отличаются от Центра высокой интегрированностью своих элит, способных держать под плотным контролем основные процессы в регионах, то ныне правильность этого тезиса вызывает все большие сомнения. Так, есть основания полагать, что кризис серьезно подорвал идиллию во взаимоотношениях между татарскими национал-сепаратистами и президентом этой республики М. Шаймиевым. Та же тенденция роста внутрирегиональной напряженности вновь выплеснулась в Приморье (во-первых, в связи с выборами мэра Владивостока, в ходе которых наблюдался явный антагонизм населения этого города и приморской администрации, возглавляемой Е. Наздратенко, и, во-вторых, в связи с принятием приморской краевой думой закона об отзыве выборных должностных лиц региона). Пытаясь избежать аналогичного сценария санкт-петербургский губернатор В. Яковлев выступил категорически против объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, предложенного новым вице-премьером В. Густовым. С особой остротой процессы внутрирегионального разложения развернулись на Северном Кавказе, и в частности в Дагестане и Чечне, где минувшая неделя отмечена возникновением новых очагов противостояния между региональным Центром и различными территориальными, социальными и политическими субъектами (стремление дербентской элиты выделиться из состава Дагестана и перейти под юрисдикцию России, резкий антагонизм, возникший между радикальными полевыми командирами, возглавляемыми Ш. Басаевым и президентом А. Масхадовым).

Московское правительство, стремясь смягчить последствия кризиса, пытается предпринять экстренные экономические и политические меры. Во-первых, активизировать свою близость с новоназначенной администрацией Центробанка и добиться получения кредита ЦБ под залог для проведения клиринга между промышленными предприятиями города.

Во-вторых, Ю. Лужков начал на минувшей неделе политическую мобилизацию, впервые высказав готовность в случае необходимости баллотироваться на пост президента, а также объявив о возможности создания под своим руководством новой левоцентристской коалиции. Группа Ю. Лужкова опубликовала собственную антикризисную экономическую программу, направленную на то, чтобы “вернуть человеческое лицо рыночным реформам”. Кроме того, Ю. Лужков продолжал устанавливать союзнические отношения с возможными будущими партнерами по коалиции на парламентских и президентских выборах. В частности, в качестве своего наиболее вероятного союзника он назвал вождя КПРФ Г. Зюганова, а последний, в свою очередь, подтвердил, что КПРФ с интересом и пониманием относится к усилиям московского мэра по консолидации левого центра.

По мнению большинства наблюдателей, все эти заявления и символические шаги столичного мэра означают, что он дал старт президентской гонке. Де-факто Ю. Лужков озвучил, как минимум, достижение российской элитой согласия по вопросу о неучастии Б. Ельцина в следующей президентской кампании. Мэр Москвы дал понять, что теперь основные претенденты на президентский пост и стоящие за ними силы поведут предвыборную борьбу без оглядки на действующего прездента и его окружение. Возможно, что именно поэтому СМИ, контролируемые мэрией, начали усиленно подчеркивать свою дистанцированность по отношению к Ельцину.

Тяжелое положение в регионах, сложившееся в преддверии традиционного осеннего наступления оппозиции, вынудило большинство региональных властей пойти на ряд экстраординарных шагов, призванных смягчить положение, – от создания местных фондов для поддержки малоимущих слоев населения (Кузбасс, Ростовская область и т.д.) до поиска “козлов отпущения”, в качестве которых выступают, как правило, крупные местные руководители, обвиняемые в различных экономических преступлениях. Так, в Самарской области и Дагестане преследованиям подверглись руководители местных отделений Пенсионного фонда, в Ростове-на-Дону арестованы бывшие руководители Ростсельмаша и т.д. В Саратовской области, куда в последнее время устремился поток вынужденных переселенцев из Средней Азии и Закавказья, а также из российских “северов”, губернатор Д. Аяцков объявил о создании особой иммиграционной полиции, которая, по мысли областного начальства, позволит разыграть в его собственных интересах миграционную карту. Кроме того, для региональных верхов испытанным вариантом самосохранения продолжает оставаться канализация недовольства в сторону федерального Центра. Региональные власти по-прежнему не без успеха разыгрывают в своих интересах антимосковскую и антиельцинскую карту. Например, вслед за прозвучавшей на предыдущей неделе угрозой хабаровского губернатора В. Ишаева прекратить отчисления в федеральный бюджет Хабаровская краевая дума практически единогласно приняла заявление с требованием отставки Б. Ельцина (к настоящему моменту около трети законодательных органов в субъектах Федерации выступили с аналогичными инициативами). В этой связи стоит отметить и весьма своеобразную инициативу генерала Лебедя, который объявил о своих планах возглавить демонстрацию протеста 7 октября под антипрезидентскими лозунгами. Вместе с тем, понимая, что худшее еще впереди, губернаторы выдвигают более долгосрочные и радикальные предложения. В частности, на минувшей неделе свердловский губернатор Э. Россель, имея в виду, что кризис ведет к нарастанию неуправляемости в регионах, которая для губернаторов намного опаснее, чем произвол Центра, предложил новую схему взаимодействия губернских начальников, Центра и местного самоуправления на период кризиса. Во-первых, он потребовал, чтобы Центр согласился передать губернаторам верховную власть в регионах, напрямую подчинив им выборных глав муниципалий (городских мэров и т.д.). Во-вторых, в обмен на это губернатор предложил президенту взять аналогичным образом под свой контроль самих глав исполнительной власти в регионах. Таким образом, Россель представил вниманию президента идею широкомасштабной административной реформы, основанной на воссоздании жесткой централизованной иерархии унитаристского типа.

МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА КУРСА

Социологические данные свидетельствуют о том, что приход Е. Примакова на пост премьера был отмечен некоторым спадом протестных настроений населения и оппозиции. Выбор этой кандидатуры накануне нарастания осенних акций протеста и продолжающегося кризиса социально-экономических, региональных и политических устоев режима Б. Ельцина отразил адаптацию российской элиты к ухудшению социально-политической ситуации. Речь может идти о начале очередной “революции сверху”, которую стремится осуществить российский истеблишмент, пытаясь овладеть инициативой в условиях роста массового недовольства низов, чтобы воспрепятствовать восхождению к власти на волне кризиса наиболее радикализированных и маргинализированных элементов отечественной контрэлиты. Говоря о содержании этой “верхушечной революции”, следует отметить, что действия нового правительства перед 7 октября (назначение левоориентированного социального блока в правительстве, начало эмиссионного погашения долгов бюджета по зарплате и пенсиям и т.д.) свидетельствуют о том, что российские верхи вновь вынуждены признавать свою социальную ответственность перед обществом и проводить политику, соответствующую ближайшим ожиданиям общества, а не абстрактным схемам МВФ.

В новом внутреннем и внешнем контексте, сложившемся в результате обвального кризиса реформаторского курса, правительство Примакова находится перед лицом острейшей дилеммы. Попытки вновь задействовать фактор опоры на помощь Запада наталкиваются не только на явное нежелание западных стран иметь дело с Россией до тех пор, пока не будет наведен элементарный порядок в экономике страны, но и на непонимание со стороны значительной части российского населения. В общественном мнении сотрудничество российских верхов с международными финансовыми кругами оказалось синонимом политики расхищения национальных богатств, казнокрадства, унижения национального достоинства. Попытки Кабинета прибегнуть к мобилизационным методам были бы сегодня встречены с непониманием со стороны как Запада, для которого это было бы равнозначно отходу России от “пути реформ”, так и широких слоев населения, которое не в полной мере осознает глубину кризиса и продолжает существовать на накопленные в период относительного процветания валютные и товарные запасы. Резкое изменение курса сыграло бы лишь на руку выбитым из правительственной обоймы радикальным реформаторам типа Е. Гайдара, А. Чубайса, Б. Федорова и примыкающей к ним “демшизе”.

На минувшей неделе вектор действий правительства Е. Примакова представлял собой серию различных позиционных маневров, забрасываний в общественное мнение пробных шаров в целях отслеживания возможных реакций общества на предполагаемые шаги правительства. Продолжился и процесс обновления Кабинета. Из него были выведены почти все представители “радикального реформаторства” – бывший вице-премьер и председатель Госналогслужбы Б. Федоров и вице-премьер кириенковского призыва В. Христенко. После ухода из правительства вице-премьера, курировавшего финансовый блок, А. Шохина на минувшей неделе было объявлено, что Е. Примаков принял решение не торопиться с назначением главного финансиста страны. Серьезные проблемы начали возникать у “либерального” министра финансов М. Задорнова (сложились конфликтные отношения с первым вице-премьером Ю. Маслюковым, программу срочных антикризисных мер которого М. Задорнов подверг резкой критике на заседании президиума правительства; на этом же заседании возник конфликт между министром финансов и губернаторами, входящими в состав президиума, по вопросу о целесообразности проведения взаимозачетов в реальном секторе экономики). Несмотря на то что перед началом переговоров В. Геращенко и М. Задорнова с МВФ и Всемирным банком эти конфликты не получили продолжения, очевидно, что позиции последнего крупного представителя реформаторских настроений в правительстве стали чрезвычайно шаткими.

Хотя в либеральной прессе была встречена в штыки чрезвычайная программа антикризисных действий, разработанная в аппарате первого вице-премьера Ю. Маслюкова, это, скорее всего, не означает ухудшения его позиций в правительстве. Эта программа, от основных положений которой сам Ю. Маслюков счел за благо пока дистанцироваться в воскресной телепрограмме НТВ “Итоги”, отразила ряд важных идей, озвученных левоцентристской оппозицией в ходе президентской кампании 1996 г. Ее вброс в СМИ явился, очевидно, пробным шаром, запущенным с целью проверки реакции общественного мнения внутри страны и за ее пределами на возможное изменение экономического курса.

Премьер на минувшей неделе провел ряд встреч с представителями российских и зарубежных бизнес-кругов. Первым он дал понять, что правительство настроено на то, чтобы российские олигархи, в руках которых находится нефтегазовый комплекс, “поделились” с правительством валютной выручкой. К западным бизнес-кругам премьер обратился в традиционном дипломатическом тоне с призывом остаться в российской экономике, однако на тех условиях, которые сочтет необходимым правительство, стремящееся усилить роль государства в регулировании народного хозяйства и реализовать новую модель приватизации, также рассчитанную на “интересы народа и государства”. Важную встречу провело правительство с губернаторским корпусом, на которой глава Кабинета выступил с сенсационным заявлением о необходимости принятия закона об ответственности выборных должностных лиц в случае нарушения ими федерального законодательства и норм Конституции, что, судя по всему, стало одним из новых факторов обострения отношений между правительством и регионами.

Новый премьер вступил в опасные конфликты с рядом влиятельных социально-политических групп – с внутренними и внешними финансово-промышленными группировками, олигархами, либеральными политическими кругами, лидерами регионов, возможно переоценив при этом свои силы. Высказываются опасения, что предлагаемые правительством программные меры, такие, как укрупнение регионов, увольнения губернаторов, планы по ограничению обращения валюты внутри страны и большинство других шагов Кабинета, предлагаемые на фоне удручающей экономической ситуации, ослабленной государственной системы и т.д., могут привести к очередной серии крупных провалов во внутренней и внешней политике страны.

Следует отметить, что объективный вектор эволюции отношений нового правительства с различными социально-политическими силами внутри и вне страны принял на минувшей неделе, невзирая на отдельные зигзаги, вызванные политической конъюнктурой, более левоцентристскую окраску, чем прежде. Позитивным последствием маневров главы Кабинета стало существенное ослабление напора на Кабинет со стороны левых сил. Возможно, именно поэтому на прошедшей неделе наблюдалось определенное ослабление протестного потенциала политических акций, проведенных при активном участии российской оппозиции, таких, как попытка перекрытия автомобильных магистралей под Москвой, студенческие выступления 1 октября, манифестации, прошедшие 3 октября в связи с пятой годовщиной штурма мэрии и кровопролития в “Останкино”. Более массовые мероприятия 4 октября, в которых приняли участие основные лидеры оппозиции, во многом явились лишь данью, выплаченной ими в ответ на натиск со стороны радикалов, вновь поднявших по итогам предшествующих мероприятий вопрос о потере оппозицией собственного лица. Стоит отметить, что стремление Кабинета действовать, сообразуясь не с какими-то наперед заданными догмами, а с конкретной ситуацией, складывающейся в обществе, является, скорее, позитивной, чем негативной характеристикой нового Кабинета.

Говоря о политике главы Кабинета, нельзя не упомянуть и о таких мало привлекших пока внимание сторонах деятельности правительства Е. Примакова, как последовательная линия на овладение командными высотами в российских СМИ. Так, на прошлой неделе Всероссийская государственная телерадиовещательная компания (ВГТРК) полностью перешла на обслуживание в контролируемый государством Сбербанк РФ. Кроме того, правительство и левая оппозиция в Думе обеспечили быстрое принятие нового закона о печати, делающего правительство и бюджет основными игроками в сфере материальной поддержки средств массовой информации. Одновременно начались переговоры между профсоюзом журналистов, отказавшимся, кстати, от поддержки протестных акций 7 октября, и Кабинетом министров по заключению тарифного соглашения на предстоящие два года. Пойдя навстречу требованиям профсоюза (повышение уровня зарплаты, ее индексация, меры по созданию новых рабочих мест для журналистов и т.д.), правительство может получить в лице данной влиятельной профессиональной группы весьма надежного партнера.

В течение минувшей недели продолжали развертываться процессы по перегруппировке сил в правой части политического спектра. Наблюдающиеся здесь явления оцениваются большинством политологов как признаки интенсивно идущего процесса консолидации либеральных сил, утративших свои политические позиции в правительстве.

Все в большей мере дистанцируется от поддержки НДР и “Газпром” (“вотчина” В. Черномырдина), испытывающий серьезнейшие финансовые трудности в связи с кризисом неплатежей. Говоря о проблемах НДР, нельзя также не упомянуть бывшего лидера этой фракции, экс-председателя Госкомимущества С. Беляева, который заявил о своей готовности сложить с себя полномочия депутата Госдумы ради места в Законодательном собрании Санкт-Петербурга.

Видимо, процессы, происходящие в правом углу российской политики, связаны с двумя следующими факторами. Во-первых, с желанием президентского окружения выйти из политической изоляции и принять активное участие в формировании нового политического пейзажа, и во-вторых – с четко обозначившейся консолидацией ряда финансово-олигархических группировок и, в частности, групп М. Ходорковского, В. Гусинского, М. Потанина, которые пытаются вывести на финансовую сцену нового игрока, так называемый “Росбанк”. Они связывают с его формированием надежды на собственную реанимацию в банковском сообществе после того, как их банки ОНЭКСИМ-банк, МЕНАТЕП и Мост-банк оказались в крайне тяжелом состоянии после финансового кризиса. На минувшей неделе один из участников этого нового банковского пула М. Ходорковский открыто заявил о своих планах противостоять политике нового Кабинета, пытающегося подчинить ТЭК интересам ВПК. Пытаясь использовать в своих целях оживление реваншистских настроений в либерально-реформаторском лагере, олигархи стремятся создать политическую группировку, которая могла бы лоббировать их интересы, связанные прежде всего с ТЭКом, в политической сфере.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВЕСТИ ИЗ КАЗАНИ
ЗАВЕТНЫЙ ЯЗЬ
Как сейчас, по прошествии 5 лет, Вы оцениваете события октября 1993 года?
ВЕНИАМИН СОКОЛОВ: КРЕДИТЫ МВФ ПОДДЕРЖИВАЮТ РОССИЮ, КАК ВЕРЕВКА ПОВЕШЕННОГО
О ЧЕМ БОЛИТ УЧИТЕЛЬСКОЕ СЕРДЦЕ?
СТО ОДЕЖЕК – ПОД ЗАСТЕЖКУ
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ – ЗАКАЛЯЙСЯ!
МАРТИН ЛЮЦИАНОВИЧ ШАККУМ
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
ДАЖЕ В ПЛЕНУ ОН НЕ ПАДАЛ ДУХОМ
ЗАЯВЛЕНИЕ
МЫ НЕ ТАКИЕ БОГАТЫЕ, ЧТОБЫ ЭКОНОМИТЬ НА ОБРАЗОВАНИИ
ЛУЧШЕ БЫ ВЫ ПОДОЛЬШЕ ОСТАВАЛИСЬ ФЕЕЙ…
СНПР – В ПОДДЕРЖКУ УЧЕНЫХ!
ЗДОРОВЬЯ И МУЖЕСТВА ВАМ, ЛЮЦИАН МАРТИНОВИЧ!
ТАЙНЫ “КАПУСТНОГО” ДВОРА
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ
РЫНОК – ЭТО ПРАВО НА ЧЕСТНЫЙ ТРУД


««« »»»