Спорил с одной женщиной про журналистику. Она считает, что российские журналисты не умеют подавать новости отстраненно. И что они ставят на первое место свое мнение. И что они должны работать для публики правдиво. Я же разозлился, если честно. Не буду отвечать за всех журналистов, но от себя скажу. Пускай даже это многим и многим не понравится. Но мне кажется, пора расставить точки над «i».
Первое. По моему глубокому убеждению журналист не является честью и совестью нации. Журналист – наемный работник. Он получает зарплату или гонорары. И работает ради денег. Как и все остальные в нашей стране. Он работает не для того, чтобы рассказать правду или выразить интересы народные. Вовсе нет.
Второе. Как сотрудник той или иной компании, журналист обязан учитывать корпоративные интересы. И если компания поддерживает ту или иную политическую силу, журналист априори будет ее поддерживать, иначе он лишится работы и заработка. Это относится не только к российским журналистам, но и ко всем журналистам в мире. Те журналисты, которые идут против корпоративных интересов, не могут долго работать в данной компании.
Третье. Журналист, несомненно должен учитывать интерес аудитории. Но далеко не всех групп ее составляющих – а только те, которые обеспечивают изданию максимальные продажи – либо тиражей, либо рекламы. Например, креативный класс не дает федеральным телеканалам рейтинга. Поэтому они могут спокойно игнорировать интересы этой группы людей. А телеканал «Дождь» целиком от нее зависит. Поэтому он такой.
Четвертое. Зритель или читатель на самом деле не всегда может отличить правду от неправды. Часто неправду он принимает за правду – потому что эта неправда ему ближе. Так западная публика уверена в жестокости сирийского президента и в том, что там свободные хорошие люди бьются с диктатором. А наша публика часто уверена в обратном. И если программа «Время» вдруг начнет рассказывать о зверствах режима Асада, то зрители будут в недоумении.
Пятое. Журналист сам часто не понимает, где правда, а где вранье. Потому что процесс поступления и обработки информации далек от совершенства. Надо еще вспомнить о плохом уровне подготовки большинства наших журналистов – их некомпетентности во многих вопросах и их привычке к штампам. Часто информация искажается именно поэтому. Мало того, она подгоняется под рамки истории, понятной зрителю, что еще больше ее искажает.
Я плохо себе представляю, откуда вообще в России появилась уверенность, что журналисты должны нести функцию совести нации. Когда в 91 году демократы пришли к власти, лидеры новой российской журналистики заявляли – мы не можем помогать. Мы можем только наблюдать и трубить, чтобы государство заметило. И одновременно создавали систему продажи эфиров и полос, чтобы превратить журналистику в коммерцию. И получать очень и очень неплохие деньги. Коммерция победила журналистику еще в середине 90-х. Что вы теперь хотите от журналистики?
Андрей ДОБРОВ.
ОТ РЕДАКЦИИ. Этот текст позавчера в своем блоге обнародовал автор, колумнист еженедельника «Однако», который с прошлого сентября ведет «Новости 24» (РЕН ТВ) поочередно с Михаилом Осокиным.