Пять точек над одним «i»

Рубрики: [Мнение]  

Спорил с одной женщиной про журналистику. Она считает, что российские журналисты не умеют подавать новости отстраненно. И что они ставят на первое место свое мнение. И что они должны работать для публики правдиво. Я же разозлился, если честно. Не буду отвечать за всех журналистов, но от себя скажу. Пускай даже это многим и многим не понравится. Но мне кажется, пора расставить точки над «i».

Первое. По моему глубокому убеждению журналист не является честью и совестью нации. Журналист – наемный работник. Он получает зарплату или гонорары. И работает ради денег. Как и все остальные в нашей стране. Он работает не для того, чтобы рассказать правду или выразить интересы народные. Вовсе нет.

Второе. Как сотрудник той или иной компании, журналист обязан учитывать корпоративные интересы. И если компания поддерживает ту или иную политическую силу, журналист априори будет ее поддерживать, иначе он лишится работы и заработка. Это относится не только к российским журналистам, но и ко всем журналистам в мире. Те журналисты, которые идут против корпоративных интересов, не могут долго работать в данной компании.

Третье. Журналист, несомненно должен учитывать интерес аудитории. Но далеко не всех групп ее составляющих – а только те, которые обеспечивают изданию максимальные продажи – либо тиражей, либо рекламы. Например, креативный класс не дает федеральным телеканалам рейтинга. Поэтому они могут спокойно игнорировать интересы этой группы людей. А телеканал «Дождь» целиком от нее зависит. Поэтому он такой.

Четвертое. Зритель или читатель на самом деле не всегда может отличить правду от неправды. Часто неправду он принимает за правду – потому что эта неправда ему ближе. Так западная публика уверена в жестокости сирийского президента и в том, что там свободные хорошие люди бьются с диктатором. А наша публика часто уверена в обратном. И если программа «Время» вдруг начнет рассказывать о зверствах режима Асада, то зрители будут в недоумении.

Пятое. Журналист сам часто не понимает, где правда, а где вранье. Потому что процесс поступления и обработки информации далек от совершенства. Надо еще вспомнить о плохом уровне подготовки большинства наших журналистов – их некомпетентности во многих вопросах и их привычке к штампам. Часто информация искажается именно поэтому. Мало того, она подгоняется под рамки истории, понятной зрителю, что еще больше ее искажает.

Я плохо себе представляю, откуда вообще в России появилась уверенность, что журналисты должны нести функцию совести нации. Когда в 91 году демократы пришли к власти, лидеры новой российской журналистики заявляли – мы не можем помогать. Мы можем только наблюдать и трубить, чтобы государство заметило. И одновременно создавали систему продажи эфиров и полос, чтобы превратить журналистику в коммерцию. И получать очень и очень неплохие деньги. Коммерция победила журналистику еще в середине 90-х. Что вы теперь хотите от журналистики?

Андрей ДОБРОВ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Этот текст позавчера в своем блоге обнародовал автор, колумнист еженедельника «Однако», который с прошлого сентября ведет «Новости 24» (РЕН ТВ) поочередно с Михаилом Осокиным.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Настоящий мужчина
Коротко
Избегайте самоповторов
Четвертая дочь Брюса Уиллиса
Анна Семенович покинула Николая Баскова
Станет госпожой Бовари
Рекламирует себя на самокрутках
Кукла Чаки вернется на экраны
Наперекор. Следствие расследования
Влад Листьев в «Экспресс-газете»
Мопассан покажет любовь
Отель «Наполеон». История и настоящее
Крест или трусы
Цветочница Коломба


««« »»»