ДРУГОЙ РОССИИ У НАС НЕТ

Назначение Евгения Примакова на пост премьера и заявленная им смена курса – обстоятельства сами по себе достаточно позитивные. Впервые за последние годы президент действительно “переступил через себя”. В результате после десяти лет катастрофических псевдореформ страна получила шанс на выживание. Ибо предыдущий курс, при всех своих зигзагах, ни на одном этапе не нес в себе ничего позитивного. Его единственным результатом стало формирование причудливого механизма воровской, паразитической экономики. Сотни тысяч суперквалифицированных “специалистов с большой дороги” с лихорадочным блеском в глазах занимались чем угодно – переделом накопленного национального богатства, превращением бюджетных средств в личные, строительством “пирамидальных” конструкций, но только не производством, не созиданием.

Сегодня страна получила своего рода “стабилизационную площадку”, основанную на кредите ожидания. Ждут все: лидеры “семерки”, зарубежные инвесторы, руководители предприятий, политики, банкиры, рядовые граждане. Даже радикальная оппозиция замерла в напряженном ожидании. 7 октября – день Всероссийской акции протеста – перестало быть дамокловым мечом, зависшим над головами президента и правительства. Наступил социальный мир, но мир временный, мир хрупкий. И его хрупкость осознают все.

ИХ СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ УШЛО?

Жизнь подтвердила непреложный вывод: бесконечно можно лишь созидать; разрушительные процессы имеют естественный предел, за которым распад, хаос, тлен, катастрофа. Осознание этого факта стало “моментом истины”, поворотным пунктом для всей российской общественной жизни. В этом осознании шанс на спасение.

Но вместе с открывшимся шансом перед нами вырисовывается и чрезвычайная опасность. Нетрудно представить, как будут злорадствовать радикал-реформаторы, если правительство потерпит фиаско, которое они уже предрекают. Внезапно вынырнувший из политического небытия Анатолий Чубайс в огромном интервью (опубликованном сразу в двух ведущих газетах!) стращает нас грядущими экономическими бедами и надвигающейся диктатурой. Эксперимент радикал-реформаторов, по его словам, прервался на самом интересном месте. Еще немного, уверяет он, и в стране начался бы желанный подъем. Но увы, им, реформаторам, в очередной раз “помешали”…

Вообще, “реформаторам” на протяжении всех лет “реформ” постоянно кто-то или что-то мешает – “недобитая” КПСС, хасбулатовский Верховный Совет, “коммунистическая” Дума, кризис в Индонезии, любовные приключения Билла Клинтона

Как и прежде, Чубайс верен себе: что ни слово – то беспардонная, наглая ложь. Вот лишь одна цитата: “Надо было проводить структурную перестройку экономики? Надо было. Но на это нужны деньги – вот мы и занимали… Надеялись – выкрутимся. И выкрутились бы, если бы не упали цены на нефть, если бы не случился кризис в Азии”.

Здесь вся суть мышления наших доморощенных “либералов”. “Надеялись – выкрутимся”. Как? За счет чего? Упование на стихийность, на волю случая, на “невидимую руку”, на то, что все как-нибудь да образуется. А на деле – стремление любой ценой продлить свое пребывание у власти, ибо каждый день ИХ власти – это многомиллионные прибыли для олигархов и “друзей – чиновников” из команды “реформаторов”. ИХ девизом – и мне уже приходилось говорить об этом – было: лишь бы ночь простоять, да день продержаться. К счастью, ИХ время уходит. Хотелось бы надеяться, что уже навсегда.

“Занимали деньги на структурную перестройку экономики”. Где же она, эта структурная перестройка? Во всем мире структурная перестройка означает повышение эффективности предприятий, внедрение новых технологий, диверсификацию экспорта. Где все это? И куда же ушли позаимствованные средства? Львиная часть оказалась в карманах все тех же олигархов, остальное пошло на выплату процентов по ранее сделанным займам. На провозглашенную для отвода глаз структурную перестройку экономики не осталось НИЧЕГО, и г-н Чубайс прекрасно знает это. Знает – и продолжает цинично лгать. Точно так же, как лгал, обещая две “Волги” за ваучер, предрекая “золотой дождь” зарубежных инвестиций или утверждая, что “коробка из-под ксерокса” – провокация в стиле КГБ.

“ЛУЧШЕ ЛАСКОВОЙ ЛЖИ БЕСПОЩАДНАЯ ПРАВДА”

НА ВРАНЬЕ НИЧЕГО ПОСТРОИТЬ НЕЛЬЗЯ. И это первый вывод, которого мы ждем от нового правительства. Нельзя лечить тяжелую и запущенную болезнь, уверяя всех и каждого, что больной “практически здоров” и “постельный режим ему противопоказан”, как это делал и президент Ельцин, и сменяющие друг друга команды “реформаторов”.

Задача номер один – восстановление доверия общества к власти. Не случайно ведущие ученые-экономисты в своем открытом письме президенту и всем ветвям власти подчеркивают: “Главное и единственное условие, способное спасти Россию от грозящего ей разрушения, состоит в восстановлении доверия. Речь идет о доверии к власти, к российскому рублю, к мудрости, достоинству и чести россиян”.

Хватит пичкать народ сказками о “стабилизации”! Новому правительству следует немедленно и публично признать: страна оказалась перед лицом системного кризиса, последствия которого могут быть катастрофическими. И меры по выходу из кризиса с необходимостью должны носить системный и предельно жесткий характер. В этих условиях всякие разговоры о продолжении либеральных реформ – преступление перед Россией и ее народом.

Смена правительства впервые за многие годы породила в обществе серьезные надежды. Но будем реалистами и не станем требовать невозможного. Не надо забывать, что новое правительство будет действовать при нынешнем президенте, которого ближайшее окружение всегда будет подталкивать к столь привычным для него радикальным шагам – отставке правительства, роспуску Думы, разного рода “силовым вариантам”.

К тому же кризис и нормальное развитие – разные типы жизни. Политика любого правительства в процессе преодоления кризиса и его идеал будущей жизни – вещи взаимосвязанные, но далеко не тождественные. То, что неприемлемо для “прекрасного идеала”, может оказаться меньшим злом и даже железной необходимостью в момент катастрофы.

Какие же выводы следует сделать из десяти лет периода псевдореформ? Тех лет, в ходе которых мы потеряли четвертую часть своей территории, укрепленную границу, мировой авторитет, треть национального богатства, за которые наша страна без войны из сравнительно благополучного состояния была приведена на грань катастрофы и социального взрыва.

Только МЫ САМИ И НИКТО ДРУГОЙ можем и должны решать проблемы, которые стоят перед нами. Только мы сами в состоянии обустроить нашу страну, возродить конкурентоспособную промышленность, создать эффективные рабочие места, качественные системы образования, здравоохранения и социального обеспечения. ТОЛЬКО МЫ САМИ.

По итогам всех десяти лет “реформирования” мы обязаны сделать неутешительный вывод: мы никому не нужны, кроме нас самих. И НИКОГДА “золотой дождь” зарубежных инвестиций не прольется благодатным потоком на российскую землю. Вопреки всем иллюзиям, которые на протяжении 10 лет сеяли идеологи так называемых демократических рыночных преобразований, мировое сообщество по большому счету не интересуют наши природные ресурсы. В мире нет ресурсного голода. Наши природные ресурсы низкорентабельны и за исключением нескольких позиций представляют интерес только для внутреннего рынка.

Не может Россия дать иностранному инвестору и преимущества в виде дешевой рабочей силы. Наша “рабочая сила” привыкла к высокому уровню социальных гарантий и достаточно высокому уровню жизни. Высокий уровень жизни закладывается целым рядом объективных причин, прежде всего климатом, при котором отнюдь не роскошью является отапливаемое жилье, электро- и водоснабжение, теплая одежда, высококалорийное питание. Содержание наших городов, особенно на северных широтах, требует очень больших средств, и инвестору в любом случае придется брать на себя целый ряд социальных обязательств.

В общем, мы не банановая республика. И не только потому, что у нас не растут бананы. Модели МВФ, позволяющие “банановым республикам” влачить кое-какое существование, для России смерти подобны. МВФ НЕЛЬЗЯ ПОДПУСКАТЬ К РОССИИ И НА ПУШЕЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ!

В конце концов, пора же нам вспомнить о самолюбии и национальной гордости! Сколько можно позволять чиновникам из аппарата МВФ – в большинстве своем выходцам из “банановых республик” – высокомерно поучать россиян, как лучше выводить из тупика нашу экономику!

Учитывая огромные пространства России, ее климат, необходимость содержания дорогостоящей инфраструктуры, нетрудно прийти к выводу, что некоторые отрасли у нас НИКОГДА НЕ БУДУТ РЕНТАБЕЛЬНЫ. Не будет рентабельно сельское хозяйство в условиях рискованного земледелия, не будут рентабельны угольные шахты в условиях их удаленности от центра. И для нормального функционирования этих отраслей, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕСУЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, необходима государственная поддержка. Доля госсектора в российской экономике должна быть значительной. И не потому, что так хочет Шаккум или не хочет Гайдар. Геополитическое положение страны, огромные пространства, суровый климат – все это диктует настоятельную необходимость особой роли государства.

Бюджет такого государства не может строиться по принципу: сколько сможем собрать (в виде налогов) за вычетом того, что сумеем украсть. Что такое бюджет государства? Это сумма средств, необходимая для содержания страны. Она определяется этапом исторического развития и уровнем научно-технического прогресса, достигнутым человечеством. Именно эти факторы определяют как минимальный уровень потребностей каждого человека, так и уровень общественных потребностей. Существуют четкие стандарты обеспечения указанных потребностей, соблюдение которых и гарантирует каждому гражданину право на достойную жизнь.

Россия имеет более 60 тыс. км государственной границы, каждый километр которой требует четко определенных средств для ее охраны. Есть дороги – автомобильные и железные, вокзалы и аэропорты, которые также нужно содержать, и суммы, необходимые для их содержания, хорошо известны. Есть школы, больницы, детские сады, детские дома и дома для престарелых. Все эти учреждения нужно ремонтировать, обновлять. Нужно вырабатывать совершенно определенное количество электроэнергии и поддерживать в рабочем состоянии линии электропередач. Нужно платить, хотя бы в объемах, необходимых для выживания, пенсии и пособия тем, кто уже или еще неспособен работать. Нужно содержать армию, органы правопорядка, суды. Таким образом, хотим мы этого или не хотим, но у нас из всех совершенно четких нужд государства складывается вполне определенная сумма, которая и является итогом расходной части госбюджета. По моим оценкам, основывающимся на экспертных данных, России потребен бюджет на уровне 500 млрд долл. (для сравнения: бюджет США равен 2 трлн долл., а бюджет небольшой Финляндии с ее 5,5 млн граждан составляет 35 млрд долл. и как раз равен реальным поступлениям в российский бюджет).

Все знают, что запланированный на 1998 г. бюджет России меньше названной цифры в пять с половиной раз, а фактический бюджет – примерно в 10 раз. Можно ли существовать с таким бюджетом? Можно, и мы это делаем. Что это – экономическое чудо самоограничения? Нет, это пример того, как можно (но недопустимо!) жить за счет собственного будущего, за счет будущего своих детей. Потому что съежившийся бюджет – это не только социальные проблемы и жизнь двух третей россиян на грани нищеты. Это – проедание инфраструктуры. И дороги, и линии связи, и энергетическая система, равно как и каждая школа и больница, требуют ремонта и обновления. Если мы сегодня в силу дефицита бюджета не обновляем основные фонды и не направляем средства на содержание инфраструктуры, то завтра инфраструктура выйдет из строя, а на ее восстановление потребуется во много раз больше средств. Многие же потери – в уровне образования, здравоохранения, культуры, науки – вообще невосполнимы.

В таких условиях под вопрос ставится национальная безопасность России. Следует отдавать себе отчет: обеспечить безопасность России с ее 17 млн км территории и 10 млн км экономической зоны с помощью обычных вооружений при нынешнем бюджете невозможно. Для этого необходимо сохранение статуса России в качестве ядерной державы. А пока на территории нашей страны будут оставаться ядерные вооружения, мы всегда будем для Запада “вероятным стратегическим противником номер один”. И ни на какую серьезную помощь надеяться нам не приходится.

Мы сделали отчаянную попытку форсированными темпами построить рынок и демократию. Она была изначально обречена. В то время, как весь мир идет в направлении социал-демократии, стремясь преодолеть пороки “чистого капитализма”, российские “реформаторы” поставили перед собой безумную цель – вернуться в мифологизированный “чистый конкурентный капитализм” начала прошлого века. Подобная попытка претворения в жизнь мифа не имеет аналогов в мировой истории.

Не так уж сложно наплодить в стране биржи и банки, но если они создаются опережающими темпами по сравнению с развитием реального сектора и тем более если они взрастают на фоне сворачивания реального сектора, то они превращаются в паразитический механизм разграбления страны. Аналогичным образом западные банки, допущенные в Россию, начали высасывать средства из экономики, а не инвестировать их. Отсюда вывод: не нужно так уж отчаянно цепляться за большинство этих псевдорыночных институтов. Подобно известным насекомым, опустошив сосуды нашей экономики, они “отпадут” сами по себе. После крушения пирамиды ГКО банковская система по большому счету выжить уже не сможет. И любые попытки продлить ее агонию нанесут еще больший ущерб отечественной экономике. Особенно вредна затея с заменой пирамиды ГКО на пирамиду ГЦБ. Невольно оживает в памяти до боли знакомая фигура Мавроди, объявившего в свое время о замене “акций” АО МММ “билетами” той же фирмы и вновь нашедшего на эти “ценные бумаги” покупателей.

Нужно быть реалистами и понимать, что сегодня владельцев банков заботит не то, как спасти эти банки, а как побольше заработать на их банкротстве. А как известно, на банкротстве можно заработать ничуть не меньше, чем на функционировании банка.

Функционирование финансовой системы страны будет во все большей степени обеспечиваться государственными институтами. При этом коммерческие институты страны должны быть взяты под жесткий государственный контроль. Большинство из них уже сегодня имеют такие дыры, что они нежизнеспособны, а их искусственное “поддержание на плаву” служит лишь обогащению их владельцев.

С другой стороны, государство всеми силами должно способствовать развитию частного сектора экономики в производственной сфере путем реализации государственных целевых программ, таких, как программы создания рабочих мест. Величайшая иллюзия “реформаторов” состояла в том, что в условиях рыночной экономики следует начисто отказаться от планирования. Только запойный алкоголик не планирует свою жизнь. Планирование существует везде – в семье, на малом предприятии, в гигантской корпорации, на уровне государства с рыночной экономикой. Другое дело, что методы государственного регулирования экономики могут быть рыночными, а не командно-административными: госзаказ, льготные кредиты и т.д.

Неменьшей иллюзией оказалось и представление о возможности немедленного “насаждения” демократии в России. В нищей стране развитая демократия нереальна. В такой стране может быть либо “военный коммунизм”, либо фашизм, либо другие разновидности тоталитарных режимов. Сама демократия – это не только выборы и многопартийность. “Выборы” и разного рода плебисциты проходили и при Гитлере, и при Муссолини, и при Пиночете – много ли с них толку? ДЕМОКРАТИЯ – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ. То самое право, которого сегодня лишено подавляющее большинство российских семей, чьи совокупные доходы балансируют на грани прожиточного минимума.

ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Сегодня первостепенная задача правительства – СОЦИАЛЬНАЯ РЕАНИМАЦИЯ, преодоление катастрофических последствий “радикальных реформ”. В первую очередь речь идет о том, чтобы оживить хозяйство, гарантировать гражданам жизненно важные продукты питания, спасти и сохранить то, что еще осталось в науке, медицине, образовании. Сегодня нам не до споров о том, какой тип общества более приемлем для России. Речь идет о ВЫЖИВАНИИ людей, о сохранении интеллектуального, духовного, нравственного потенциала нации.

Главная задача переходного периода – оживить и вовлечь в производство дремлющие и омертвленные ресурсы. Значительная часть промышленного, научного, человеческого потенциала была выведена из строя в результате “реформ”, единственной целью которых было создание и поддержание бесперебойного механизма конвертации национального богатства в твердую валюту с последующим вывозом ее за рубеж.

“Свежий ветер банкротств”, о котором не устают толковать г-н Немцов и другие приверженцы псевдолиберальной экономической модели, на деле обернется “суховеем”, способным лишь оставить после себя пустыню на просторах российской экономики. Еще ни одно общество в человеческой истории не выходило из системного кризиса путем сокращения производительных сил – банкротств, безработицы, ликвидации предприятий. Напротив, возрождение всегда строилось на мобилизации всех имеющихся рабочих рук, помещений, сырья, оборудования, но главным образом – интеллекта нации. В этот момент такие формальные показатели, как уровень инфляции, дефицит бюджета, рентабельность и т.п., отступают на второй план. Человек не должен становиться инструментом рынка, наоборот, рынок существует для человека. И государственные решения должны приниматься в пользу человека, а не рыночной догмы. В свое время именно такие решения принял президент Рузвельт – и тем спас страну, несмотря на истерические вопли псевдолиберальных доктринеров.

РОСТ РОСТУ РОЗНЬ

Другая не менее важная задача правительства – вернуть людям возможность честно трудиться. Для большинства россиян такая возможность – не только путь к решению насущных материальных проблем, но и первейшая жизненная потребность. В России человек не может жить без труда, так же как не может жить без воды и пищи. Не в этом ли причина краха “импортных” экономических моделей, ориентированных на “жизнь без труда” – исключительно за счет имеющихся природных ресурсов и внешних заимствований?

За годы псевдореформ наблюдалось стремительное сокращение реального сектора при одновременном росте сектора спекулятивного. То, что государство должно повернуться лицом к производству, к созданию условий для экономического роста, – это аксиома. Но всякий ли рост нам во благо? Поставим вопрос так: нужен ли нам рост за счет искусственного “надувания” банковского сектора, чем так гордились радикал-реформаторы? Благотворен ли рост за счет возрождения закрытых в свое время “грязных”, токсичных, экологически вредных производств? Так ли необходим рост за счет искусственной поддержки предприятий, которые, в принципе, неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке? Ответ очевиден. Такой рост нам не нужен.

Тогда какой? Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо детально разобраться, что же сегодня реально происходит в промышленности. Какие производства конкурентоспособны на мировом рынке и нуждаются в государственном протекционизме? Какие предприятия способны обслуживать внутренний рынок, с тем чтобы сократить зависимость от импорта? И, наконец, какие предприятия подлежат закрытию или перепрофилированию? Без объективного ответа на эти вопросы невозможна никакая разумная промышленная политика. Мы должны честно признать: равномерное восстановление разрушенной “реформами” промышленности в сегодняшних условиях невозможно; на это потребуются триллионы долларов, которых у нас нет и которые нам никто не даст.

СВОЕ ДЕЛО – МИЛЛИОНАМ РОССИЯН

Сказанное не означает, что нам следует сидеть сложа руки вплоть до полного прояснения ситуации. Есть шаги, которые можно предпринять немедленно. Важнейший из них – создание малых предприятий. Во всем мире промышленное развитие опирается на малые предприятия. Они активно вовлекают в оборот “дремлющие” материальные и трудовые ресурсы и за счет этого резко снижают капиталовложения на создание рабочего места – в 10 раз и более по сравнению с обычным предприятием. Именно поэтому они повсеместно стали механизмом оживления депрессивных регионов, причем оживление происходит за счет внутренних ресурсов региона, без привлечения средств извне.

Специалистами Фонда “Реформа” разработана и на практике осуществлена концепция создания эффективных рабочих мест на малых предприятиях на трех уровнях.

Первый уровень – создание рабочих мест в регионах, где отсутствует развитая промышленная инфраструктура (Дагестан, Ингушетия). Как правило, речь может идти о переработке сельскохозяйственной продукции. Первый этап программы – комплексное обследование региона в целях выявления тех населенных пунктов, где возможно создание эффективных производств, а также тех групп граждан, которые могли бы стать их совладельцами. Анализ мирового опыта показывает, что наиболее эффективным способом передачи оборудования новым предпринимателям является лизинг, то есть аренда с последующим выкупом. Первоначальный взнос составляет 20% от стоимости оборудования, а затем в течение трех лет за него расплачиваются полностью. По условиям лизинга в случае нарушения условий договора оборудование может изыматься и передаваться новым владельцам, однако на практике такое случается редко.

Каждый год с вновь созданных малых предприятий поступают лизинговые платежи, которые реинвестируются в производство. Государство получает налоги, жители региона – хлеб, колбасу, масло, соки.

В регионы приходят прогрессивные технологии, которые требуют организации процесса обучения будущих предпринимателей. Параллельно органы внутренних дел региона осуществляют операции, направленные на недопущение контроля над вновь создаваемыми предприятиями со стороны организованной преступности.

Для того чтобы запустить подобную региональную программу, необходимо в первую очередь создание государственного предприятия по обеспечению занятости, которое предоставляет вновь создаваемым малым предприятиям организационные и консалтинговые услуги, берет на себя закупку и поставку необходимого оборудования, руководит процессом обучения и подготовки специалистов.

Программы второго уровня осуществляются в регионах, где имеется значительный производственный потенциал, но он недогружен. Порой выясняется, что не хватает всего одного станка, чтобы запустить всю технологическую цепочку. Так было, например, в Ивановской области.

Программы третьего уровня осуществляются в регионах, где имеющиеся высокотехнологичные предприятия не в состоянии выдержать конкурентную гонку с Западом. Их суть – размещение новых производств на площадях уже существующих предприятий, максимально приближенных к их профилю, например производство солнечных батарей на предприятиях электронной промышленности, как это было сделано в Зеленограде.

Следует заметить, что программы всех трех уровней могут осуществляться и в одном регионе: например, программа первого уровня – в сельской местности, второго – в районных центрах, третьего – в крупных городах.

Не надо думать, что малые предприятия – это непременно низкотехнологичные, кустарные производства. Малые предприятия совершенно эластичны по отношению к науко- и техноемкости. Это могут быть как сыроварни и маслобойки, так и фирмы, занятые проектированием с помощью сверхмощных компьютеров. В Италии, например, сети высокотехнологичных малых предприятий стали теснить крупные корпорации в самых передовых, наукоемких отраслях.

Что могла бы дать целенаправленная мобилизация ресурсов на создание рабочих мест? Если в регионе с миллионным населением на программу затратить 1 млрд. руб., то уже через год поступления налогов в бюджет на 65% окупят ее. Безработица пойдет на убыль, а рынок будет насыщен необходимыми товарами.

Уверен, что, если правительство пойдет на создание рабочих мест по моделям, предлагаемым Фондом “Реформа”, ситуация в экономике может стать качественно иной. За те средства, которые сегодня выделяются на выплату пособий по безработице, можно создать в каждом регионе 50 тыс. рабочих мест на 1 млн. населения.

Подобные программы способствуют формированию СРЕДНЕГО СЛОЯ И НАСТОЯЩЕГО ЧЕСТНОГО БИЗНЕСА. Они создают потенциал настоящего рынка, пробуждая потенциал людей и экономики. Чтобы принять новые подходы к решению проблемы безработицы и использовать их, власть должна проявить свои самые главные качества – политическую волю и здравый смысл.

РЕФОРМЫ: ЦЕЛЬ И СМЫСЛ

Но сколь бы острыми и неотложными ни были проблемы сегодняшнего дня, правительство не имеет права “плыть по течению”. Причиной неверия россиян в успех реформ стала их очевидная бесцельность и бессистемность. Правительство напоминало то ли пожарную команду, то ли бригаду МЧС: погрязшее в текучке и суете, оно как бы “забыло”, что у великой страны должны быть великие цели.

Чем может стать Россия в современном мире? Сырьевой полуколонией, государством третьего мира, “Верхней Вольтой с ракетами”? Нет и еще раз нет. Советский строй оставил нам в наследство мощную и уникальную науку, которую (пока еще!) не удалось погубить, несмотря на все старания “реформаторов”. Беда в том, что в советское время научный, интеллектуальный потенциал поглощался ненасытным Молохом гонки вооружений. Но сегодня мы должны понять: обладая на десятки лет вперед ядерным потенциалом сдерживания, мы можем переключить усилия на создание оригинальных, необходимых именно России технологий. Наука в наши дни переживает системный кризис, связанный со сменой самой научной картины мира. И сегодня мы имеем возможность находить очень эффективные технологические решения без привлечения исполинских ресурсов. Важно только как можно скорее определить перечень тех проблем, за решение которых могли бы взяться российские ученые и технологи, и те секторы мирового рынка, которые Россия сможет последовательно занять через 5 – 10 – 15 лет. Сделать это можно только при наличии целенаправленных усилий государства: “невидимая рука рынка” тут не поможет. С этой целью уже сегодня необходимо создать государственный центр стратегического планирования и институт глобального прогнозирования мировой экономики.

В первой половине XXI в. специалисты по научно-техническому прогнозированию планируют реализацию порядка 700 важнейших открытий. Это – создание принципиально новых и альтернативных источников энергии, разработка новых видов двигателей, открытие способов и методов лечения “болезней века” и трансплантации органов и тканей, создание новых биопрепаратов и конструкционных материалов, открытия в области генной инженерии и информатики. Каждое открытие принесет стране, где оно будет сделано, от сотен миллионов до сотен миллиардов долларов прибыли.

Россия не должна стремиться занять передовые рубежи на всех направлениях научно-технического прогресса. Эта попытка не под силу ни одной стране мира. Но нельзя снова проглядеть важные “точки роста”, недопустимо в очередной раз “проспать” очередную технологическую революцию.

К сожалению, как отмечается в упомянутом письме ученых-экономистов, “ослабла, а порой и утрачена связь с власти с наукой, культурой и всеми сферами духовной жизни общества”. Будем надеяться, что эта ситуация вскоре изменится.

Стратегическая ставка нового правительства – на интеллектуальный прорыв России, выход на передовые рубежи в мире, обеспечение достойного места России в мировом разделении труда, ибо в наш технотронный век только высокие технологии, а не сырье и природные ресурсы создают потенциал государственной силы и уважение в мире. И смешно, например, когда банкир Смоленский, говоря о ресурсах России, упоминает исключительно “треть полезных ископаемых мира”. Нет, не газ, не золото, не нефть и уголь – наше главное богатство! Это прежде всего наши граждане, их интеллектуальный, духовный, нравственный потенциал. Мир шагает в постиндустриальное общество, и мы не должны от него отставать. Мы можем выжить и надеяться на дальнейшее развитие только в результате реализации стратегии прорыва. Уже сегодня рентабельным становится производство лишь таких товаров, в которых на копейку материалов, на рубль интеллекта. Можно, как мы и делаем, экспортировать нефть или сталь по цене 100 долл. за тонну, можно – цветные металлы по цене 1000 долл. за тонну. Можно, как это делает Южная Корея, экспортировать автомобили по 10 тыс. долл. за тонну. А можно пойти по пути США и Японии, которые продают компьютеры новейших поколений по цене 100 тыс. долл. за тонну и выше.

Мы можем и должны, даже находясь на краю пропасти, совершить научно-техническую революцию и выйти на передовые рубежи в мире. Для этого у нас имеются необходимые научные, технологические и интеллектуальные ресурсы.

Сегодня Россия получила шанс на стабилизацию, на переходный период, который может послужить мостиком к качественно новой стратегии экономического развития. Так давайте же не упустим его. И будем помнить слова, сказанные в свое время одним искренним патриотом своей Родины перед вынужденным отъездом на чужбину: “Другой России у нас нет”.

Мартин ШАККУМ

президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»