БЕЗДЕТНАЯ РОССИЯ ХХI ВЕКА

11 тысяч учителей Алтайского края отказались начинать учебный год.

Костромские педагоги не смогли поздравить школьников с Днем знаний. Не до праздника, если слезы на глазах.

В “средней” московской семье треть дохода уже уходит на детскую одежду и подготовку к школе. И если в прошлом году цены на детскую обувь (по сравнению с 1992 г.) взлетели в 76,7 раза, а на одежду – в 58,8 раза, то августовский обвал рубля совершенно обрушил и эти показатели.

Сотни российских школ оказались без учебников. На школьной доске уже писать нечем: мела нет.

Но это все цветочки…

1 млн 988 тыс. детей родилось в 1990 г., сейчас – 630 тыс. В 1992 г. не хотели заводить семью 8% российских женщин, в 1994-м – уже 24%, в 1998 г… Самая низкая рождаемость отмечена в Санкт-Петербурге, самоназванном оазисе культуры и духовности.

Традиционная многодетность кавказских республик и исторически сложившийся молодой возраст аселения некоторых сибирских и дальневосточных регионов сегодня оборачиваются высокой младенческой смертностью.

По официально опубликованным данным, за последние 15 лет у каждого второго школьника выявлен набор хронических заболеваний. Число опухолей у подростков 10 – 15 лет за последние шесть лет выросло на 24%, заболеваний органов пищеварения – на 15,8%, расстройств питания и нарушения обмена веществ – на 26%, мочеполовой системы – на 26,1%. Из 350 ВИЧ-инфицированных 85 детей умерли.

Падение рождаемости, очевидно, связано с резким снижением уровня жизни. А то, что сегодня происходит в головах и душах детей и подростков, никакому учету не поддается. Потрясшие Америку убийства несколькими школьниками своих товарищей и учителей и изнасилование малолеток малолетками – жалкие фактики на фоне детско-подростковой преступности в России, в которой лидируют Свердловская, Новосибирская, Пермская, Московская, Тюменская, Челябинская, Иркутская области, Красноярский и Приморский края, наша столица – Москва. Рост преступности отягощается взлетом наркотизации и алкоголизации российской молодежи, особенно в Краснодарском крае, Калининградской области, портовых городах и приграничных зонах страны.

На всех бездомных детей и детей-сирот уже не хватает ни приемников-распределителей, ни интернатных учреждений, ни больниц, ни… тюрем…

Когда разворотило взрывом дом, все соседи: и побогаче, и победнее – бросаются на помощь. Наш общий дом, похоже, еще стоит. Изменяется только внутренняя планировка, кое у кого появляются зимние сады и встроенные сауны. Это неплохо. Но ведь рухнем все вместе, если и дальше будем “благоустраиваться” за счет разрушения несущих конструкций.

* * *

Проблема образования в широком его значении из поля общественного внимания как бы не выходит. Она волнует практически каждого пятого россиянина. Так, во всяком случае, показывают результаты социологических опросов. Выше нее в рейтингах располагаются только проблемы зарплаты, преступности, безработицы и войны, хотя и они также связаны с проблемой образования. Низкая, а точнее “минусовая”, зарплата учителей, хронические задержки ее выплат приводят к кадровой утечке преподавательского состава. Почти каждый четвертый, отметивший остроту проблемы зарплаты, в такой же степени выделил и проблему образования. И наоборот, все обеспокоенные состоянием образования отметили проблему зарплаты как наиболее острую.

Преступность и образование – взаимовлияющие величины. Чем меньше учебных мест, тем большему числу людей предоставляется возможность для “преступного маневра”. Рост безработицы снижает престиж и мотивацию образования. Военные и учителя становятся конкурентами. Кому первому выделить бюджетные деньги, если в них остро нуждается и армия, и школа? Вопрос, что называется, риторический. Не добавляют определенности неурегулированные вопросы об альтернативной воинской службе, о службе в армии выпускников высших учебных заведений.

К сожалению, эти проблемы мало волнуют политиков. Среди сторонников ряда политических партий, движений и избирательных блоков довольно низкий процент тех, кого удручает ситуация с образованием: в “Яблоке” – всего 2,86%; в НДР – 2,09%, в Народно-патриотическом союзе – 2,42%, у “Женщин России”- 2,2%, в ЛДПР – 0,66%.

Проблема образования, по данным социологического опроса, менее всего интересует предпринимателей, людей с высоким заработком, пожилых людей и тех, кто не имеет благоустроенного жилья. Следовательно, личностная отстраненность первых двух категорий не позволяет рассчитывать на развитие спонсорской деятельности.

Состоянием образования обеспокоены прежде всего женщины, семейные люди, граждане, думающие о детях, о молодежи, о положении отечественной культуры.

Иной раз слышишь: ”Ах, Итон, Кембридж, Колумбийский университет!..” Понятно: перенимая рыночной образ и стиль жизни, не обойдешься без заимствований. Но если мы сами не ценим свою образовательную систему, то кто же будет ценить? Кому это надо, кроме нас самих?

В завершение хочу напомнить об одной еще не затерявшейся инициативе Мартина Шаккума. Смысл ее весьма прост. Нечего школе рассчитывать на то, что государство найдет, изыщет, перераспределит, образумится и т.д. Каждое городское или сельское сообщество может осознать, что школе, как единственному месту, собирающему детей и подростков, нужны общественные попечители. Как никогда нужно объединение родителей и выпускников каждой конкретной школы. Назовите эти объединения как угодно: попечительскими, общественными советами. Но только не наблюдательными, а действующими формами общественного самоуправления в одной из самых значимых сфер российского общежития.

Не бездетной должна войти Россия в ХХI век.

И.НИКИТИН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»