В знаменательный день 22 июня представители редакции нашей газеты и Политсовета СНПР побывали у шахтеров, пикетирующих Дом правительства. Беседы с пикетчиками еще раз подтвердили их жесткий настрой и твердую последовательность в отстаивании заявленных требований. Их решимость не поколебали ни природные катаклизмы нынешнего лета, ни демонстративное равнодушие правительства, ни откровенная травля в СМИ.
Немудрящий быт шахтеров организован дисциплинированно и четко. На плацу, продуваемом всеми ветрами, перед сотнями телекамер и тысячами глаз они сохраняют достоинство людей, уверенных в своей правоте.
Шахтеры не одиноки в своем противостоянии с властью. Только за один вечер у них побывали и ветераны войны, и представители нескольких партий, и профсоюзные деятели. Добросердечные московские старушки принесли домашнюю стряпню. С неподдельным интересом шахтеры разбирали нашу газету, целую полосу посвятившую их акции.
Несколько эпизодов этого вечера мы представляем нашим читателям.
С лидером “Трудовой России” Виктором Анпиловым мы буквально столкнулись у Горбатого моста.
– Пришли помочь пикетчикам, Виктор Иванович?
– Мы бы хотели, чтобы рабочий класс Москвы поддержал шахтеров. Москва не имеет права оставаться безучастной, когда в городе разворачиваются события, значимые для всей России. Прятаться за тем, что мы живем лучше, мне кажется несправедливым и пошлым.
Если сегодня не платят шахтерам, учителям, врачам по всей стране, завтра и в Москве не будут платить.
Мы бы очень хотели, чтобы москвичи делегировали сюда своих постоянных представителей. В том числе – для избежания любых эксцессов.
– Виктор Иванович, вся пресса твердит, что шахтеры воспринимают оппозиционных политиков и, в частности, Вас лично, крайне недоброжелательно и настороженно.
– Если объективно говорить, шахтеров крайне недоброжелательно приняла столичная пресса. Нагнетается и навязывается оскорбительный для шахтеров образ, который не имеет ничего общего с действительностью.
Да. Вначале шахтеры были настороженны, но сейчас у меня много друзей среди них. “Трудовая Россия” старается помочь шахтерам, чем может. Мы организация небогатая, но деньги – не главное. Нам важно привести сюда людей, помочь организационно.
Договорились, например, с одним из колхозов – выделяют для ребят помидоры, огурцы. Хотелось бы, чтобы шахтеры увидели, как по-человечески к ним москвичи относятся.
Ведь посмотрите: никто из Дома правительства и не пытается наладить с пикетчиками контакт. Даже когда буря была, они все двери позакрывали. Как к такому правительству можно относиться!
Нам нужно задуматься: почему человека довели до такого состояния, что он вынужден здесь, как собака, лежать и ждать, когда к нему кто-то выйдет. Это не демократия, а верх цинизма и нахальства!
– Было время, когда Вы очень резко критиковали шахтеров за поддержку демократов.
– Шахтеры – часть рабочего класса, а класс в целом обмануть нельзя. Многие тогда были обмануты, все ведь хотели жить лучше. И никто не ожидал, что люди, облеченные такой властью, окажутся банальными обманщиками и предателями.
Зато сейчас именно шахтеры вышли с политическими требованиями.
Кажется ничто так сильно не раздражает шахтеров, как необъективность СМИ, доходящая порой до глумления и провокации. Василий Кочетков, наладчик предприятия Печоруглеразведка объединения “Воркутауголь”, считает, что СМИ сознательно делают из шахтеров пугало:
– Звонишь домой в Воркуту, говорят: “Показывают черт-те что про вас”. Люди-то нас знают, вместе работаем.
И постоянно твердят о том, что это мы избрали Ельцина. А шахтеров всего три миллиона, и не все мы за Ельцина голосовали. У шахтеров было время подумать, и мы твердо знаем, чего хотим. А вот правительство не знает, что делать, и прямо в этом расписывается
– Семья рассчитывает на ваш успех?
– Не очень. Жена получает зарплату, за счет этого и существуем. А семьи, где жена и муж работают на одной шахте и зарплату там задерживают по несколько месяцев, живут очень тяжело.
Поздно вечером началось заседание шахтерского штаба. Настроены были штабисты очень решительно.
Владимир ЛОХОВ,
Татьяна СУХОВА,
Сергей СМИРНОВ