ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СНПР МАРТИН ШАККУМ О ПЕРЕСТАНОВКАХ В РУКОВОДСТВЕ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ
Финансовый кризис, разразившийся на прошлой неделе, повлек за собой первые жертвы в российском руководстве. Самой заметной стала вынужденная отставка руководителя Госналогслужбы Александра Починка. На его место был назначен бывший вице-премьер российского правительства и министр финансов Борис Федоров. В связи с этим ряд известных изданий, в частности газета “Московский комсомолец”, обратились к Мартину Шаккуму с просьбой прокомментировать это назначение. Предлагаем вашему вниманию полный текст этого комментария.
Вспоминаются известные слова из басни Крылова: “А вы, друзья, как ни садитесь…”. В нашем конкретном случае личность руководителя налоговой службы имеет далеко не решающее значение. Тем более, Борис Федоров – не какая-то восходящая звезда на российском политическом небосклоне. Он уже имел шанс продемонстрировать свои способности на посту вице-премьера и министра финансов российского правительства. Итоги его деятельности весьма неутешительны. Именно при нем ставка кредитования промышленных предприятий поднялась до 250%, что практически парализовало отечественную промышленность.
Проблема собираемости налогов заключается не столько в работе фискальной службы. Это – вопрос третьестепенной важности. А главное – это налогооблагаемая база, т.е. с чего собирают налоги.
Простой пример: если у овцы шерсть отросла на 15 см, то можно состричь пять, а можно и 10. Но 20 см состричь все равно нельзя. С нее можно только шкуру содрать. Хороший хозяин стрижет овцу, а не дерет с нее шкуру. Наше же правительство поступает с точностью до наоборот.
Если производство сворачивается, граждане нищают, то налогооблагаемая база сужается. И какой здесь ни пиши Налоговый кодекс – он всегда будет плох. Тем более, когда над государственными финансами навис огромный долг из государственных краткосрочных обязательств, который равен двум годовым бюджетам, плюс задолженность бюджетов всех уровней коммерческим банкам в таком же объеме, да еще точно такой же внешний долг – итого шесть реальных годовых бюджетов.
И какого “финансового гения” ни ставь во главе Госналогслужбы – собираемость налогов существенно не изменится. Кстати, если уж речь зашла о “финансовых гениях”, то уместно будет вспомнить великого министра финансов Франции эпохи Людовика XIV Жана Батиста Кольбера. Первое, что он сделал в целях наполнения казны – это добился увольнения и последующего наказания (не буду уточнять – какого) коррупционеров всех уровней, “присосавшихся” к государственным финансам…
Еще раз поясню: налогооблагаемая база – это доходы предприятий и доходы граждан. Наши предприятия за годы “чудесных” реформ пришли к тому, что 80% налогов по промышленности платит топливно-энергетический комплекс (плюс ГТК), который к тому же переживает глубокий кризис. Этот кризис связан с отсутствием в мире ресурсного голода, резким снижением цен на сырье, в частности – на сырую нефть, трудностями добычи и транспортировки нефти в северных территориях. Еще в более тяжелом положении находится наша обрабатывающая промышленность. Она практически полностью “лежит”. Граждане тоже лежат. На тех самых рельсах, куда обещал лечь президент в том случае, если его реформы приведут к снижению уровня жизни.
Конечно, я не хочу этим сказать, что улучшать налоговую службу невозможно и не нужно. Ее можно улучшить. Но это даст приращение собираемости налогов в лучшем случае на несколько процентов, но не изменит ситуацию радикально.
На сегодняшний день за первый квартал этого года мы собрали 57 млрд руб. налогов вместе с Государственным таможенным комитетом. Это – мизер. Нужно КРАТНОЕ увеличение. Да вот беда – собирать не с кого.
Необходимы радикальные меры, направленные на ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, т.е. на расширение налогооблагаемой базы.
Что можно ждать от нового руководителя Госналогслужбы? Пока он нам еще не изложил свое “финансовое кредо”. Но в минувшее воскресенье телевидение показало “программную” речь премьера Кириенко и некоторые видеосюжеты. Что же мы услышали и что мы увидели? Увидели мы пока только одно: людей в камуфляже и черных масках, разгоняющих торговцев на рынке около ДК им.Горбунова. Но я что-то сомневаюсь, что экономика России может быть “поднята” такими методами. Такие “жесткие” меры напоминают мне “раннего” Горбачева. Это – от безысходности, от полного непонимания того, что надо делать.
Какие теоретические постулаты мы услышали из уст премьера? Первое: необходимо перенести тяжесть налогообложения с промышленности на население. Это мы слышим уже давно и знаем, что так делается на Западе. Мол, в начале нужно снять тяжесть с ТЭКа и перенести ее на обрабатывающую промышленность, а затем – на население. Все это напоминает лекцию для первокурсников по экономике в каком-нибудь западном колледже, но имеет весьма малое отношение к нашей российской практике. Обрабатывающая промышленность находится в еще более худшем состоянии, чем ТЭК, поскольку она напрочь лишена оборотных средств, а о доходах граждан мы уже говорили.
Второй тезис Кириенко: нужно заставить предприятия и граждан платить налоги, провести показательные банкротства, процессы над неплательщиками и т.п. Но мы же видим, чем это все кончается. Все эти “показательныее процессы” проводятся только тогда, когда одному клану правящей олигархии нужно свести счеты с другим.
В целом, все эти перестановки – наглядное свидетельство исчерпанности как самого экономического курса, так и “кадрового потенциала” президента.