ВТЯГИВАЯ СТРАНУ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАОС, ПРЕЗИДЕНТ ОПЯТЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Financial Times, 24, March, 1998
Всем, кто хоть сколько-нибудь следит за политическими событиями в России, давно известно, что у г-на Ельцина нет своей собственной демократической идеологии. Его идеология, его ближайший друг, его самая большая страсть и любовь – это власть.
Залпом президентских указов г-н Ельцин отправил в отставку почти все свое правительство во главе с премьер-министром, который верой и правдой служил ему в течение последних пяти лет и был единственным представителем власти, не считая самого президента, кто так долго продержался в своем кресле. Для полного счета г-н Ельцин издал специальный указ, уволив г-на Чубайса, архитектора и инициатора российских рыночных реформ, которому всего две недели назад прилюдно пообещал сохранение его поста до 2000 г.
Эти невероятные и неожиданные шаги, предпринятые г-ном президентом, свидетельствуют о драматических изменениях, происходящих в российском правительстве, значимость которых можно сравнить с конфронтацией между Кремлем и парламентом в октябре 1993 г. Удивляет и то, что г-н Ельцин предпринял эти шаги без видимого идеологического обоснования. Президент долго расхваливал успехи правительства, которое только что отправил в отставку, наградил бывшего премьер-министра медалью и настаивал на том, что отставка правительства вовсе не означает смены политического курса. Так что же это означает?
Ответ напрашивается сам собой – г-н Ельцин сделал себя полновластным царем своих владений. Все остальное не имеет значения. Предпринятые шаги не имеют никакого отношения ни к идеологии, ни к “войне банкиров” – все это связано лишь с попыткой г-на Ельцина сохранить свою собственную власть. Все опять зависит только от него и его желаний.
Как уже случалось не раз, президент воспользовался своей властью для наведения крайнего беспорядка и неразберихи в своем окружении. Как всегда, это был гром среди ясного неба. Фактор неожиданности внес элемент дискомфорта в главный механизм российского государства – министерство финансов, которое было занято рассмотрением секретного плана захвата международных фондовых рынков с помощью нового выпуска еврооблигаций. Фондовые рынки, в свою очередь, не слишком оптимистично восприняли новости об отставке российского правительства – российские акции упали на 10% .
Тем не менее некоторая неразбериха была выгодна президенту. Втягивая страну в политический хаос, он таким образом опять оказывается в центре внимания и становится одним из главных игроков в увлекательной игре под названием “Поиск преемника президента”. Стареющий, беспомощный, с трудом прошедший половину пути президентского правления, некогда всемогущий хозяин Кремля осознал, что фокус всеобщего интереса направлен не на него, а на его потенциальных преемников. Даже такая (мягко говоря) серая личность, как бывший премьер-министр Черномырдин, вдруг стала играть независимую политическую роль, выступая в глазах некоторых обозревателей в качестве одного из претендентов на президентское кресло.
Сегодня, когда г-н президент успешно избавился от своих основных противников, возникает следующий вопрос: какова значимость этих действий? В недалеком прошлом, когда Россия вела свою историческую борьбу против коммунизма, г-н Ельцин, несмотря на все свои недостатки, смог занять правильную позицию и справился со своей исторической миссией. Сегодня, когда коммунисты побеждены, возникает главный вопрос, с которым пытается справиться страна – как осуществить переход от первого, героического поколения антикоммунистов к более нормальной демократической политике? Этот процесс предполагает первую демократическую реформу исполнительной власти и появление первого пост-ельцинского президента. В этих условиях возрождение былого могущества президентской власти делает вопрос ее наследования еще более туманным.
Наиболее драматический поворот событий может произойти, если слабеющий с каждым днем президент умрет на своем рабочем месте и президентская власть окажется в руках премьер-министра до избрания следующего президента. В этой ситуации молодой и неопытный человек, исполняющий в настоящий момент обязанности премьер-министра, вполне способен завести страну в состояние глубочайшего политического кризиса.
Говоря о г-не Черномырдине в качестве преемника президента, нельзя не остановиться на фразе, сказанной г-ном Ельциным в момент объявления об отставке правительства. Г-н президент настаивал на том, что бывший премьер-министр должен сконцентрировать все свое внимание на политической работе, посвященной предстоящим президентским выборам. Возможно, вскользь брошенная фраза и вселила некоторую надежду в душу г-на Черномырдина, но она не может обмануть политических обозревателей. Эти невинные слова для г-на Черномырдина означают всего лишь политическую Сибирь. Лишив своего премьера ответственного поста, президент таким образом выбил политическую почву у него из-под ног.
Большинство политических обозревателей считают, что г-ну Ельцину нельзя отказать в некоторой политической смекалке. Блестяще проведенной серией указов, он смог вернуть себе почти потерянную популярность, в очередной раз приковать к себе внимание мировой общественности и обезвредить своих потенциальных соперников. Один из наиболее любимых г-ном Ельциным политических гамбитов – двухступенчатая революция, когда за одним драматическим шагом молниеносно следует второе самоуверенное движение, полностью опровергающее первоначальные страшные ожидания. Вполне вероятно, что президент предпримет нечто подобное и в этот раз, превратив сегодняшнее замешательство в четко артикулируемую политическую программу действий.
Обзор подготовила
Марина МЕДВЕДЕВА