Нужна ли каждой вилке своя розетка

БОРЬБА РЫНКА И ПЛАНА ПРЕОДОЛЕВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ЕДИНСТВО

Много лет подряд нашему народу твердили, что плановая экономика – это образец человеческой мудрости, победы интеллекта над хаосом и беспорядком. Говорилось, что в плановом хозяйстве СССР каждое событие осмыслено и целесообразно. В противовес ему рыночная экономика – это сплошной хаос, который держится лишь на жесточайшей эксплуатации бесправного рабочего большинства.

Потом все поменялось. Теперь уже капитализм стал верхом совершенства, а план – откровенной глупостью. Над планированием потешаются, его называют ерундой. Но вот что удивительно: было в нашей экономике тотальное планирование, есть абсолютно свободный рынок, но государство так и не пришло к процветанию.

Как будто бы в пику нам пресловутая Америка год от года богатеет. При этом в ее экономике происходят довольно-таки удивительные события. Вот, например, сообщения из бурно растущей сферы компьютерных технологий.

9 сентября прошлого года три крупнейшие компании-производители микропроцессоров Intel, Motorola и AMD объявили о создании общего предприятия, главной целью которого будет разработка сверхсовременного процессора, в 500 раз более быстрого, чем существующие ныне. Проект настолько дорог, что в одиночку ни один из этих промышленных гигантов осилить его не смог. Стоимость всей задумки превышает 250 млн долл.

Еще одно событие. Уже упоминавшаяся Intel вместе с целым сонмом компаний-производителей сотовых телефонов создает фирму MDI. Ее задачей будет объединение мобильных компьютерных и телефонных технологий. Это позволит, например, за несколько секунд получить почту (не бумажную – электронную), находясь где-нибудь в Сахаре, вдалеке от цивилизации, или пообщаться жителям разных континентов в режиме реального видео. Чтобы доставить людям эти маленькие радости, сил одной фирмы опять-таки недостаточно. Дело тут даже не в деньгах, проблема в специалистах. Задача настолько трудна и требует столь тонкого инженерного ума, что собрать всех нужных специалистов можно лишь в нескольких фирмах.

Вот еще пример. Компании IBM и Toshiba открыли совместное предприятие, стоимостью 1,7 млрд долл., производящее схемы оперативной памяти для компьютеров с рекордными возможностями.

Наконец, самое удивительное событие. Компания Sun, разработавшая язык java, используемый для программирования и работы в сети Интернет, обратилась в Международную организацию стандартизации с просьбой придать одному из ее подразделений статус контролера соблюдения стандартов использования этого языка. Просьба более чем дерзкая, ибо означает, что частная компания хочет получить права правительственной службы, наподобие тех, что имеют в России санэпидемстанции по отношению к пунктам общепита.

Поразительное дело: с точки зрения рынка, наиболее выгодным оказывается объединение промышленных гигантов в союзы масштаба целой отрасли, соединение усилий, плотнейшее сотрудничество между некогда конкурировавшими фирмами. Без подобных слияний невозможно дальнейшее развитие. Альянсы эти до боли напоминают советскую промышленность времен всесильного Госплана: та же высочайшая концентрация крупных производств, всеобщая стандартизация, диктат вышестоящих органов.

Как только рождается новая технология, новый товар, первым делом собираются представители 10 – 20 крупнейших фирм и договариваются о стандартах их производства. Причем эти стандарты являются открытыми, разрешенными к использованию всеми желающими. Казалось бы, конкурентная борьба должна приводить к обратному, к стремлению замкнуться, отгородиться от всех, сохранить секрет производства в тайне. Но нет, ими делятся, патенты на уникальные изобретения продают, да еще борются за то, чтобы этими патентами пользовалось как можно большее число фирм.

Кое-кто все-таки пытается сохранить “секреты мастерства” в тайне, производить и продавать свои оригинальные товары в одиночку. Судьба их безрадостна. Так, фирма Apple (в переводе – “яблоко”) производила в течение 80-х гг. самые качественные компьютеры. В них все было очень хорошо и продумано. Предприятие процветало и желанием допускать кого-либо еще к производству аналогов своей продукции не горело. В это же время другая корпорация – IBM создала свой стандарт электронной машины и разрешила копировать его всем, кто захочет. Apple почивала на лаврах, а IBM “крутилась” в жесткой конкурентной борьбе, которую сама себе придумала. Как следствие, в 90-х гг. технологическое превосходство “яблок” исчезло, а сравнимые по качеству, но более дешевые и исключительно разнообразные IBM-совместимые компьютеры оказались более привлекательными для покупателей. Теперь Apple уже несколько лет подряд отчитывается об убытках, едва держится на плаву, а IBM, сохранившая лидерство в конгломерате производителей “своей” техники, – “на коне”. Более того, именно IBM в значительной степени диктует новые производственные стандарты.

Как ни странно, конкуренция приводит к объединению, заставляет придерживаться вполне четких норм. Рынок утверждает порядок как самый оптимальный, самый выгодный способ ведения бизнеса. Результат достаточно долгого действия стихийных рыночных сил похож на то, что делал Госплан в Советском Союзе: всему определено свое место, каждый паровоз едет по своим рельсам, а к каждой гайке подобран свой болт.

Из всего этого следует, что полностью отрицать значение рынка или плана нельзя. Каждый из этих способов управления экономикой в чистом виде разрушителен. Успешное развитие возможно лишь при разумном сочетании элементов того и другого. Начинается все с личного интереса, с эгоизма. Но успешнее всего эгоизм достигается в коллективе, при соединении усилий многих людей. Тогда каждый, вместо того чтобы пытаться объять необъятное , профессионально делает свое маленькое дело. Для осмысленной работы коллектив нуждается в плане или хотя бы в самых общих стандартах. Нельзя же, скажем, производителям утюгов, холодильников и пылесосов снабжать свою продукцию вилками для розеток разного размера. Планирование и свобода достаточно мирно уживаются и имеют самостоятельное предназначение. Не стоит выбирать что-то одно и “затаптывать” другое. Грамотно соединить оба этих начала, вот что, действительно, необходимо. Не в крайностях, а в органичном соединении этих двух начал заключается рецепт процветания. А это – большой и кропотливый труд.

Конечно, митинговать, делать революции и пытаться за один день решить все проблемы человечества проще – это не требует реальной работы, часто черной и неблагодарной. Но и результат такого подхода соответствующий, то есть в лучшем случае, нулевой. Однако если мы хотим подъема и благополучия – надо поступать разумно. И тогда мы прийдем к тому, чего добились развитые рыночные страны, которым жесткая рыночная экономика помогла реализовать то, что мы видели в самых розовых социалистических мечтах.

Александр ТАРАСОВ

Фонд “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Заявление Виктора Черномырдина об участии в президентских выборах
Две фазы одного эксперимента
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВОЧКИ
Веселая кампания
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
Научиться понимать людей
Ах картошка, объеденье…
Четвертая власть становится первой
Акции протеста в регионах России
Капризный красавец
Полуостров невезения
Не спешите с ратификацией!
Наливают ли новое вино в старые мехи?
Апрель ленивого не любит, проворного голубит
Генерал Сухарто в старом амплуа
Политические диспозиции по-южноуральски
Когда умирают легенды
Любовь и страсть Бориса Ельцина
Милые бранятся…


««« »»»