ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
The Economist, 17, March, 19
История автомобильной промышленности России складывалась так, что последняя всегда испытывала в чем-то недостаток. При коммунистическом режиме ей явно не хватало международной оценки и рыночной дисциплины. При демократическом правлении она страдает от нехватки инвестиций, впрочем, так же как и вся остальная российская промышленность.
Автомобили, изготовляемые в России, с технической точки зрения до сих пор остаются на уровне 70-х гг., и их не покупают нигде, кроме самой России. Несмотря на то что российское правительство вроде бы обещает поощрить свою автомобильную промышленность снижением налогового бремени, у нее вряд ли уменьшится количество проблем. Как и всем остальным производственным предприятиям России, компаниям, производящим автомобили, приходится работать в условиях неадекватной инфраструктуры, отсутствия функциональной законодательной системы и высокого процента криминализации деловой сферы.
Немногие иностранные инвесторы отваживаются забрести в дебри российского рынка, и тем более интересным может оказаться новое совместное предприятие, переговоры о создании которого ведут компании ГАЗ и итальянский Fiat. По оценкам специалистов, это предприятие займет довольно высокое место не только в рейтинге крупнейших иностранных инвестиций в российскую автомобильную промышленность, но и в рейтинге крупнейших иностранных инвестиций вообще. К настоящему времени ни один западный производитель автомобилей не рискнул осуществить в России проект более крупный, чем простой завод по сборке автомобилей из импортируемых запчастей.
В прошлом году в России было собрано всего 15 200 автомобилей с использованием западных технологий и запчастей. Несомненно, это капля в океане, если сравнивать их количество с миллионами автомобилей, произведенных на отечественных автомобильных заводах. Только АВТОБАЗ выпустил в прошлом году 700 000 машин со своих конвейеров. Вторым стал “ГАЗ” с 250 000 автомобилями.
General Motors и Ford также имеют намерение проникнуть на территорию России со своими инвестиционными проектами. Однако в настоящий момент они заняли выжидательную позицию и с пристрастием наблюдают за деятельностью компании Fiat. По данным западных экспертов, Ford намерен выделить 150 млн долл. на преобразование небольшой моторостроительной фабрики под С.-Петербургом в завод по производству малолитражных легковых автомобилей и небольших грузовиков. В амбициозные планы General Motors входит создание совместного предприятия с АВТОВАЗОМ в Тольятти. На первой стадии этого проекта в дело будет вовлечено 80 млн долл. Компания планирует осуществлять сборку 35 000 автомобилей в год. Технологии и запасные части будут импортироваться из-за рубежа.
В случае успешного начала данного проекта, компания планирует увеличить объем инвестиций и построить завод по выпуску 150 000 автомобилей в год с использованием частей и механизмов российского производства. По своему размаху и исполнению этот проект максимально соответствует проекту совместного предприятия “Fiat – ГАЗ”.
Беспроигрышной приманкой для иностранных производителей автомобилей является, несмотря на очевидную опасность вложения капиталов в Россию, перспектива развивающегося рынка и отсутствие более или менее серьезных конкурентов. Сегодня в России в частной собственности находится порядка 13 млн автомобилей, в то время как население страны насчитывает 150 млн жителей. Для сравнения можно сказать, что американцы приобретают такое количество автомобилей ежегодно. Средний возраст частного российского автомобиля составляет 10 лет, и состояние его таково, что любой контроль экологической службы сочтет его непригодным и даже опасным для использования.
Некоторая, хотя и очень немногочисленная часть населения России становится богаче день ото дня. В основном, это люди, проживающие в больших городах. При их уровне доходов приобретение автомобилей перерастает в страсть – эта черта является отличительной для представителей развивающихся стран. Западные аналитики предполагают, что подобные тенденции развивающегося рынка России способствуют увеличению объема продаж автомобилей в этой стране и к 2000 г. численность частного автопарка может быть увеличена до 18 млн автомашин, конечно же, за счет западных моделей.
Если крупные совместные предприятия, создаваемые сейчас в автомобилестроительной промышленности России, вопреки прогнозам, окажутся дееспособными и рентабельными, очень скоро встанет вопрос о том, как долго они смогут протянуть на принципах “старого производства”. Некоторые аналитики считают, что совместное предприятие “Fiat – ГАЗ” создает такую технологическую модель, которую сможет перенять часть завода, не вошедшая в систему СП. Однако если Генри Форд вдруг вернулся бы посмотреть на то, во что превратился сегодня завод “ГАЗ”, начинавший работу на его принципах, у него осталось бы мало причин для оптимизма. Сегодня российские автомобилестроительные заводы тратят 150 человеко-часов на производство одного автомобиля, что в десять раз превышает нормы Америки или Европы и в три раза – нормы некоторых развивающихся стран. Что касается российских цен, то они также выше ценовых стандартов любой развивающейся страны.
Скорее всего, с созданием совместных предприятий российские автомобильные заводы станут менее продуктивны, так как новое производство переманит молодых и наиболее перспективных работников.
Обзор подготовила
Марина МЕДВЕДЕВА.