Уже несколько лет уважаемые и авторитетные умы ищут в России национальную идею. Сейчас об этом стали говорить пореже, но можно предположить, что в ближайшие месяцы мы услышим о самых разнокалиберных “нацидеях”, которые косяком пойдут “навстречу выборам”.
Возникает вопрос: нужна ли вообще России национальная идея и если да, то зачем?
Безусловно, адепты национальной идеологии могут привести серьезный набор аргументов, доказывая ее насущную необходимость. Во-первых, Россия страна духовная с развитой культурой “идеального”. Традиционно идеалистические ценности выдвигались у нас на первый план и высоко ценились в обществе. Если вспомнить, что сюжет и структура сказки отражают архетипы народа, то в качестве подтверждения можно обратиться к деяниям русских сказочных героев. Стимулом и наградой для них чаще всего служит любовь, восстановление справедливости или личностное самообретение. Однако не личностный достаток как таковой: он может быть сопутствующим фактором, но не целью.
Второе, значение объединяющей и мобилизующей идеи особенно возрастает в кризисные моменты. Даже самые рьяные либералы и позитивисты не возражают против этого. Пришло понимание того очевидного факта, что только на одних технологиях – финансовых либо политических – страну из коллапса не вытащить. Необходимо согласие в обществе, осознание и принятие большинством членов этого общества глобальных стратегических целей.
Все это так и здесь: нет оснований для спора, но очень важно учитывать и иную, оборотную сторону медали. Чем выше значимость для общества той или иной идеи, тем выше и ее стоимость – в буквальном смысле, по номиналу. Тем большие дивиденты она способна принести владельцу. А в современной России все, что способно принести дивиденты, приватизируется быстро и жестко.
Сейчас можно говорить вполне обоснованно о приватизации практически всех каналов воздействия на массовое сознание. А это есть самое первое и необходимое условие приватизации “идеального” в информационном обществе. Условие, необходимое для того, чтобы любая идея, выдвигаемая как общенациональная, на деле стала обслуживающей мифологемой для той или иной группы лиц. А если таковая идеология не отыскивается, она создается.
Подобный “гомункул из пробирки” будет интенсивно вскармливаться и навязчиво вдалбливаться в мозги до тех пор, пока одурманенное массовое сознание не примет его как органическую и необходимую реальность. За примерами ходить недалеко – одиозное “голосуй, или проиграешь” возымело-таки свое действие, и миллионы людей отдали свои голоса за очень пожилого и явно нетрудоспособного человека. Ну и что они выиграли? Задумались над своей психической зомбированностью, сделали выводы? Вопросы явно декларативные, на которые не приходится ждать ответа.
Поверить, то такие люди как Чубайс, Березовский или Немцов всерьез заботятся о благе России может только человек наивный до глупости. Но газеты и телевидение держат в руках именно они или ребята из их же компании. Значит, дело только за тем, чтобы ребята договорились между собой да подсчитали ожидания электората. После чего интеллектуальные кутюрье соорудят и идею, и героя-носителя, и цели, и “позитивно окрашенную модель будущего”. Сроки поджимают, поэтому действо начнется вскорости.
Итак, резюмирую свою позицию. Я не против национальной идеи как таковой. Но я с большим опасением отношусь к тому, что пытаются выдвинуть и непременно выдвинут в будущем в качестве таковой. Потому что условия выдвижения предопределяют: обществу будет предложена даже не утопия, не “сон золотой”, а полая пластмассовая размалеванная кукла. Кукла, готорую суют голодному ребенку, чтобы он, забыв о голоде, заулыбался. А рассудительная нянька тем временем займется собственными приватными делишками.
Игорь ПРОКОПОВ,
Москва