Разве плохо быть портнихой?

Треть сегодняшних безработных – это молодежь, их трудоустройством заняты десятки разных структур, но помочь удается единицам. Почему?

“Я – Гуляева Ольга, мне 18 лет, образование среднее. После школы не захотела сидеть на маминой шее и решила работать. Но вот вопрос – где? В магазинной торговле – нет опыта обманывать. В уличной – обирают рэкетиры. В центре занятости предложили быть уборщицей, гардеробщицей с нищенской зарплатой. Отказалась. Подучилась у мамы печатать на машинке и по знакомству устроилась лаборанткой в институт на 100 тысяч рублей. Как прожить на эти деньги?”

г. Тула

СТЫДНО НЕ РАБОТАТЬ

Собирая материал для этой публикации, я расспросила своих знакомых, оставались ли они когда-нибудь без работы и денег. Если да, то что предпринимали? Перед вами – их ответы.

Марина Г., 28 лет, сотрудница Минатома: “Я была в такой ситуации, когда писала диссертацию. Приятельница подсказала, что есть место продавца молочных продуктов возле станции метро. Я, конечно, согласилась. Работала каждый день до тех пор, пока не продам весь товар, получала по 500 – 600 тысяч в месяц, тогда это было неплохо. Зимой с работы ушла, холодно на морозе торговать было. Недавно оказалась безработной снова, обзвонила подруг и нашла работу, скажем так, нетворческую, нелюбимую, с жестким графиком, да еще бывшая однокурсница стала начальницей. Не сахар, одним словом, но согласилась на предложение. По субботам для души преподаю в столичном вузе литературу за… 80 тысяч в месяц. Так что у меня теперь две работы – для денег и для души”.

Каролина А.Ф., 25 лет, аспирантка МГУ: “Около года я жила в Англии и зарабатывала тем, что сидела с детьми за 8 долларов в час. Обычно работала три-четыре часа в день и старалась подбирать двух-трех детей, чтобы заработать побольше. В свободное время практиковалась в английском и давала уроки испанского. Здесь, в России, мне недавно предложили торговать цветами, но я отказалась, потому что боюсь рэкета. На днях устроилась в китайскую фирму, получаю мало, но если нет денег, надо соглашаться на любую работу. Я так и делаю”.

Олег С., 24 года, тележурналист: “В студенческую пору я подрабатывал санитаром в морге. Нельзя сказать, что работа мне нравилась, но надо было жить, есть, учиться. Днем ходил на занятия в университет, ночью – сутки через трое – работал. Потом торговал книгами, был на побегушках на телевидении, сейчас корреспондент Российского телевидения. Считаю, что стыдно – не работать, а не мало получать”.

Ольга Александровна, 35 лет, хозяйка фирмы: “Жизнь сложилась так, что я уехала в Германию. Учила немецкий, ухаживала за престарелыми, прибирала в квартирах – так прошло два года. Недавно открыла свое дело – бюро знакомств, о прибыли говорить рано, но мне работа нравится, хотя немцы косо смотрят на тех русских, которые открывают свое дело”.

Саша И., 21 год, студент вуза: “Долго не мог найти работу, такую, чтобы успевать на занятия ходить. Потом по блату устроился курьером, после расклеивал афиши и объявления. Знаю, что можно заработать, раздавая листовки в метро, может быть, займусь этим”.

КТО ТРУСЫ РЕБЯТАМ ШЬЕТ?

В подмосковных Люберцах социологи провели опрос выпускников школ и выяснили, что почти все хотят быть банкирами, экономистами, управленцами, менеджерами. При этом молодежь привлекала высокая зарплата, престиж, наличие кабинета, телефона, секретарши. Вместо этого службы занятости предлагают тем, кто не поступает в вузы, места продавцов, уборщиц, библиотекарей и слесарей. Молодые, естественно, отказываются. Но скажите на милость, на что рассчитывает троечник, с трудом одолевший школьную программу и окончивший курсы “менеджмента” при академии “Рога и копыта”, когда сообщает, что меньше чем за “тысячу баксов” он работать не станет?! Такой “работник” и за намного меньшую сумму не найдет себе применение. Пришло иное время – энергичных, образованных, знающих 2 – 3 иностранных языка и компьютер.

Некоторые читатели возразят словами Агнии Барто: “Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет?” Нет, конечно, не пилот, а швея. Только швеей-то быть сейчас никто не хочет. Непрестижно, да и платят за это мало. Кстати, при прежнем строе, плох он был или хорош, неприличным считалось бездельничать.

Иное дело, если ты получил профессию, но не можешь найти работу в городе, где закрыто все, кроме ларьков и палаток. Тут совет один – уезжать туда, где есть работа. Именно так поступает весь мир, люди мигрируют из города в город, из страны в страну. Согласитесь, это лучше, чем сидеть на шее у родителей, обкуриваться и спиваться.

Справедливости ради замечу, что столичная молодежь находится в более выгодных условиях, чем провинциалы. Во-первых, есть шанс найти работу в сфере услуг и развлечений, во-вторых, можно заработать продажей газет, книг, разной мелочи, в-третьих, некоторые предприятия, такие как АМО “ЗИЛ”, “Тушинский машиностроительный завод”, “Московский электроламповый завод”, сеть “Русских бистро”, “Макдональдс”, наконец, дают работу сотням молодых людей. В крайнем случае прилавки вещевых рынков, где торгует в основном молодежь, не дадут умереть с голоду.

ЯПОНСКОЕ ЧУДО

Когда я спросила датскую подругу, какие профессии считаются непрестижными в Дании, она не поняла меня: “У нас нет понятия “престиж”, у нас любая работа уважаема. Многие школьники по выходным дням разносят газеты, получают за это гроши, но очень гордятся собственными деньгами. Поступать сразу после школы в вуз – дурной тон, к таким студентам относятся настороженно. Обычно выпускников родители отправляют на год-два за границу, чтобы они выучили иностранные языки и узнали “взрослую” жизнь”.

В Японии, к примеру, наоборот. Там фирмы набирают выпускников во время последнего школьного семестра, так что еще до окончания учебы ребята знают, где им предстоит работать. Вначале им назначают испытательный срок, год за их работой наблюдает менеджер. Тех, кто хорошо себя зарекомендовал, оставляют, остальным отказывают в месте. Молодой человек, поступивший в фирму, вначале живет в общежитии, его отец работает и семье пока не надо помогать, поэтому зарплата у молодого рабочего низкая. Как только он обзаводится семьей, ему повышают оклад. Дети, покупка машины, квартиры снова увеличивает заработок, так продолжается до 50 лет. В 55 лет работника отправляют на пенсию, а на его место берут нового специалиста и платят ему втрое меньше. Интересно, что японец может изменить взгляд на мир, развестись с женой, взять другую фамилию, но никогда не уйдет с фирмы без очень уважительной причины, какой бы скромной ни была его зарплата.

САМ НЕ ПЛОШАЙ

В России молодым не приходится рассчитывать на поддержку государства в лице комитетов и центров занятости. До сих пор в Госдуме не утвержден закон о молодежной политике, а это значит, что власть имущие не знают или не хотят знать, как живет молодежь и чем ее занять. Так что наш вам совет: на государство надейся, а сам не плошай. Можешь учиться – учись, чем усерднее, тем лучше. Умеешь работать – работай, не стыдясь “непрестижных” мест. И, главное, надо помнить, что большинство американских миллионеров начинали карьеру санитарами в больницах и чистильщиками обуви.

Наталья ЛИХАЧЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Вирус усталых гениев
На левую руку надела перчатку с правой руки
НОВЫЙ СОЦИАЛИЗМ ДЛЯ БУДУЩЕЙ РОССИИ
Акции протеста в регионах России
Коктейльный стол
Долги Приморью
Новые лица в “Министерстве правды”
Российские банки: добро пожаловать или посторонним вход запрещен
Больная власть
Нужен ли России Пиночет?
Эхо войны – эхо любви
Бабурин и КПРФ: взгляд издалека
Лещь из проруби
Без меня тебе, любимый мой
Друзья советских памятников
Новый состав Совета директоров ОРТ
Заявление Политсовета СНПР
Обращение
У Фемиды на кухне
Ветеран президентских олимпиад рассчитывает на золото в 2000 году
Как я свой долг перед государством выполняла
Про доспехи


««« »»»