“Не верьте, что в Латвии тишь да гладь”

На минувшей неделе в Москве побывал лидер коммунистов Латвии, бывший политзаключенный Альфред Рубикс.

Мы попросили его поделиться своим видением сегодняшней ситуации в Латвии и России.

– Какой Вы увидели Латвию после нескольких лет заключения?

– Латвия погрязла во власти националистической криминальной буржуазии, которая за эту власть будет держаться изо всех сил. Если не принимать каких-то серьезных мер, положение людей труда будет ухудшаться. Я пока подразумеваю меры мирного порядка, потому что революционные действия, баррикады и т.п. сегодня невозможны. Люди, которые в январе девяносто первого стояли на баррикадах, теперь приглашают меня к себе и извиняются за то, что тогда не понимали, кого они защищают.

Сегодня лозунги подавления инакомыслия, лозунги неодинакового отношения к населению на территории Латвии националисты используют в полной мере. Конкретно это выражается в том, чего по-прежнему 700 тысяч нелатышского населения не имеют гражданства, а, соответственно, не имеют и целого ряда других прав – в области экономики, политики. Они не имеют права владения собственностью, права избирать и быть избранными в органы власти даже на самом низком уровне. Все попытки депутатов-социалистов Сейме навести какой-то порядок, который дал бы возможность нелатышам участвовать хотя бы в муниципальных выборах, успеха не имеют. Эта позиция достаточно серьезна и она надолго.

– Между тем латышская пресса доказывает, что национальной проблемы в стране не существует.

– Ясно, что латышская пресса и националисты будут скрывать свои намерения под любым предлогом, лишь бы не показывать, что в стране существует национальный вопрос. Они ездят по всему миру и всюду говорят, что никаких нарушений прав русскоязычного населения нет. Находясь в Москве, я говорю прямо противоположное – так, как есть на самом деле. Это не семь и не семьдесят человек, а семьсот тысяч из всего двух с половиной миллионного населения лишены гражданства и элементарных человеческих прав.

– А каков сейчас уровень жизни в Латвии?

– Вторая проблема заключается в том, что полностью разрушена экономика. Промышленность составляет примерно 40 процентов от уровня 1990-го – последнего года Советской власти. Сельское хозяйство и того меньше – 33 процента, то есть меньше тех пределов, которые на конференции в Рио-де-Жанейро были установлены как границы, ниже которых идет необратимое уничтожение всего народного хозяйства. Для чего это делается? Поначалу для того, чтобы уничтожить все советское, все, что связано с коммунистической идеей, идеологией, с коммунистическим временем. В Риге, мэром которой я был в течение шести лет, разрушали и подавляли все, что было связано с моим именем. Корабль привез – это плохо, организовал вывозку и переработку мусора по-новому – плохо и так далее. Все делается, чтобы показать, будто республика нищая и обнищала она якобы за годы Советской власти. Поэтому “необходимо” отдать эту “бедную” республику под зонтик НАТО, ввести в Евросоюз.

Этот процесс будет продолжаться, потому что власти поняли: внутри страны нет серьезных сил, которые могут воспрепятствовать этому курсу. А Россия тоже только в последнее время стала целенаправленно заниматься этим вопросом.

– Какова, по Вашему мнению, перспектива развития ситуации?

– Перспектива может быть такая. На очередных выборах, которые состоятся осенью, националисты, скорее всего, останутся у власти и попытаются укрепить свои позиции. У них достаточно стабильный электорат, порядка 15 процентов, который голосует за них. Но они не могут одни управлять страной, поэтому входят в коалицию – договорились о создании такой неконституционной структуры, как “совет четырех”, и приняли решение: все, что предлагается оппозицией, рассмотрению не подлежит. То есть полная обструкция.

В Латвии появилась новая сила – социал-демократическая партия. Но это не те социал-демократы, которые были в конце прошлого – начале нынешнего века и потом стали коммунистами. Это новые социал-демократы, и они очень смахивают на тех национал-демократов и социалистов, которые появлялись в Германии, ибо у них “Латвия – для латышей и ливов”, “Латвия должна быть только латышской и ливской”. Правящая коалиция пока будет бороться против них, потому что они не во всем сходятся.

– Вы уже включились в активную политическую деятельность?

– Сейчас я веду переговоры с социалистами и другими движениями, чтобы, объединив левые силы, создать в верховном органе власти противовес националистам. В это объединение пока что входят четыре партии. Они действуют самостоятельно, но на выборы пойдут единым списком. У нас тоже существует пятипроцентный барьер, и когда каждый пытается преодолеть его в одиночку, то лишь набирает 3,5 – 4 процента. Вместе мы могли бы набрать 20 – 25 процентов мандатов. Потом, объединившись с кем-то из центристов, мы могли бы решать целый ряд вопросов в законодательном порядке. Ведь революционной ситуации в Латвии нет, и никакими другими действиями, типа давления народных масс, мы ничего не добьемся. В республике много пенсионеров – это четвертая часть населения, а среди избирателей – их треть. Видимо, пенсионерам правящая верхушка – они же не дураки! – перед выборами что-то подкинет, например, увеличит пенсии – в обмен на голоса.

Я веду эту работу пока не с оптимизмом, но с верой в оптимистический исход. Меня пытаются показать только как защитника прав русскоязычного населения. Я говорю, что это не так. 20 тысяч латышей тоже не имеют гражданства, а от криминального режима, который сегодня существует в Латвии, одинаково бедствуют все. Объехал я всю республику с востока на запад и с запада на восток, побывал в крупнейших двенадцати регионах. Я опасался своих выступлений на западе, потому что там можно встретить махровый национализм. Но эффект был везде одинаковый. Мне говорили: “Где же вы со своими левыми идеями были раньше? Где можно взять ваши газеты?” Так что есть повод если не для оптимизма, то для уверенности, что работа ведется не напрасно.

– Поездка в Россию добавила Вам оптимизма?

– Цель моей нынешней поездки в Россию – все увидеть своими глазами, ибо у меня было в основном “теоретическое” представление о происходящем, почерпнутое из газет. Честно говоря, мой вывод сводится к тому, что вряд ли коммунисты всех мастей, которые сегодня имеются в России, могут объединиться. В конце концов может быть несколько партий коммунистической или социалистической ориентации, Китай тому пример, Болгария в прошлом, ГДР, но там было единство действий. Если этого не произойдет в России, вряд ли что-то изменится к лучшему.

Я, конечно, приехал не для того, чтобы поправлять кого-то или учить, хотя в любой аудитории раздавались вопросы: а нам как быть? Самое главное – мне хотелось донести правдивую информацию о положении в Латвии. Нельзя верить официальным источникам, утверждающим, что в Латвии тишь да гладь да Божья благодать. Там существует массовое нарушение прав человека. И в Москве нам дали понять: пока не будет решаться вопрос об устранении этих нарушений, Россия сдержанно отнесется к тем просьбам, удовлетворение которых будет способствовать подъему экономики Латвии.

Предложения об устранении нарушений прав человека исходят от нас, латвийской оппозиции, а не от националистической верхушки правящего режима. Эту позицию я изложил в МИДе и на встрече с Лужковым. Без жесткого давления со стороны России, без акцентирования на том, что надо прекратить преследование русских и советских людей, их положение в Латвии не изменится.

Беседовала

Надежда ГАРИФУЛЛИНА

Альфред РУБИКС


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Насколько соответствует действительности предположение, что бомбежки Ирака могут стать началом третьей мировой войны?
А у нас на карте газ. А у вас?
Если душа просит сладенького
Кривобока и коррумпирована
Хроника партийной жизни
Будущее России уже не видится таким мрачным
Лучшая обувь – это отсутствие обуви
СНПР действует
Браво, дирижер! И увы
Как подготовить место для ловли
Разделяй и царствуй!
Частица единой общности
“Банное дело”: торжество справедливости или грандиозный подлог?
Битва бумажных львов
Два пишем, семь на ум пошло
Как хорошо уметь читать…
России – достойное будущее нового социализма
О газете в газете


««« »»»