ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ “КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ”

24 октября состоялось расширенное заседание Правительственной комиссии, посвященное рассмотрению проекта “Концепции реформирования российской науки на период 1997 – 2000 гг. Этот проект (принципиально не отличающийся от проекта, опубликованного в газете “Поиск” за 4 – 10 октября, – имеют место различия в деталях) в выступлении автора был подвергнут критике (последняя в расширенном изложении опубликована в газете “Советская Россия” 11 ноября). Кроме того, автором было выдвинуто от имени Гильдии руководителей науки предложение о разработке альтернативной концепции. Ясно, что создать полноценный проект за месяц невозможно; но вместе с тем очевидно, что основные его положения должны быть обнародованы как можно быстрее. Поэтому выношу на обсуждение приводимое ниже краткое изложение основных положений альтернативного проекта “Концепции реформирования российской науки”.

По нашему мнению, этот проект должен включать девять разделов:

1. Роль науки в современном мире. 2. Наука советской эпохи. 3. Современное состояние российской науки. 4. Цели и задачи реформы российской науки, сроки ее проведения. 5. Модель российской науки начала XXI века. 6. Основные мероприятия, обеспечивающие достижение целей реформирования российской науки. 7. Контрактная система выполнения государственного заказа на НИР и ОКР. 8. Материальное обеспечение, стимулирование и социальная защита сотрудников, работающих в сфере НИОКР. 9. Необходимая законодательная и нормативная база для научно-технической сферы.

Ниже излагается в кратком виде содержание разделов.

I. Роль науки в современном мире.

Уровень цивилизации в любой стране определяется прежде всего тем, на каком уровне в ней находятся наука, культура, образование, здравоохранение. При этом роль науки в развитии культуры, образования и здравоохранения непрерывно возрастает. Из сказанного следует, что в любой по-настоящему цивилизованной стране развитию науки (равно как развитию культуры, образования и здравоохранения) должен быть дан высший государственный и общественный приоритет.

II. Наука советской эпохи.

Наука советской эпохи была исключительно диалектичной (как бы олицетворяла известный принцип “единства противоположностей”). С одной стороны, это была великая наука, внесшая огромный вклад в развитие мировой науки, с другой – ей были присущи очевидные негативные черты.

Успехи советской науки в основном были определены тремя факторами: пониманием роли и значения науки для развития государства и обороноспособности страны со стороны руководителей; плановым характером развития науки, имевшей чисто государственный статус; преданностью интересам науки основного контингента творчески работающих ученых.

Негативные стороны советской науки заключались в высокой степени ориентированности на решение военных задач; чрезвычайном режиме секретности; идеологизированностью и требованием безусловного повиновения решениям партийных органов; нарастающим со временем отставанием от передового мирового уровня материально-технической базы науки, прежде всего – в области микроэлектроники и вычислительной техники; засоренностью научных учреждений непрофессиональными кадрами и культивированием “уравниловки” в заработной плате.

Следует подчеркнуть также, что по крайней мере с начала 70-х гг. в широких кругах населения стало формироваться критическое отношение к ученым, стали господствовать обывательские суждения такого рода: ученых слишком много; ученые за свой труд получают слишком высокую зарплату; ученые пишут никому не нужные диссертации и др.

III. Современное состояние российской науки.

В результате политических и экономических потрясений, постигших СССР и далее Россию в 1991 – 1992 гг. и позднее, отношение к науке со стороны государства и общества в целом сильно изменилось – она потеряла имевший в советскую эпоху высокий приоритет. Современное состояние российской науки можно охарактеризовать как катастрофическое. Вот основные черты этого состояния:

1. Объемы финансирования государственного сектора науки в России с 1991 г. сократились в 15 – 20 раз (ни одна наука в мире выдержать этого не может).

2. За последние 5 – 6 лет материально-техническая база науки (в особенности ее приборная часть) практически не обновлялась.

3. Используемая в настоящее время в российской науке вычислительная техника на 2 – 3 порядка слабее, чем в развитых странах мира.

4. Информационное обеспечение российской науки (книгами, журналами, телекоммуникациями, конференциями, семинарами и т.д.) по крайней мере на порядок слабее, чем в развитых странах мира.

5. Реальная заработная плата ученых за 1992 – 1996 гг. сократилась приблизительно в 4 – 5 раз и стала по крайней мере в 1,5 – 2 раза ниже, чем заработная плата государственных служащих (в советскую эпоху имело место обратное).

6. За последние 6 лет численность работников научно-технической сферы сократилось более чем в 2 раза, тогда как число работающих в сфере управления возросло примерно во столько же раз.

7. Приток молодежи в российскую науку сократился почти до нуля, и сейчас с каждым годом средний возраст ученых увеличивается практически на год и достаточно давно перешагнул 50-летний рубеж.

8. В связи с трудностями бытия и отсталостью материально-технической базы заметная часть научного потенциала потеряна в связи с массовыми выездами ученых (в особенности младшего и среднего поколений) за границу – как на постоянное местожительство, так и в длительные командировки.

9. Следствием катастрофического падения заработной платы в научно-технической сфере, в особенности у сотрудников без ученых степеней, явилось глубокое моральное разложение, когда значительная часть сотрудников, получая зарплату, не обеспечивающую прожиточного минимума, тратит основную часть рабочего времени на приработок на стороне.

10. Количество “балласта” в российской науке, прежде всего порожденного приведенным выше фактом морального разложения, достаточно велико – составляет приблизительно 20 – 25%. (В связи с этим необходимо подчеркнуть, что это определяет уровень реальных потерь в объемах финансирования науки приблизительно в 15 – 20%.)

Главный же итог, из которого необходимо исходить при планировании реформы российской науки, с очевидностью таков: шесть лет (1992 – 1997 гг.) российская наука сильно деградировала; еще 2 – 3 года отставания, и она уже не сможет продуцировать результаты мирового уровня, т.е. по существу перестанет существовать как важный компонент мировой науки.

Тот поразительный факт, что российская наука до сих пор не погибла, объясняется одним – беззаветной преданностью науке большинства ученых старшего (свыше 60 лет на 1991 г.) и среднего (свыше 45 лет на 1991 г.) поколений. Но при этом необходимо понимать, что подавляющее большинство российских ученых в настоящее время находится либо в состоянии глубокого физического и нравственного истощения, либо на грани такого истощения. И этот факт нельзя недооценивать – он также является одним из факторов надвигающейся гибели российской науки при условии, что политика в отношении науки не будет изменена.

IV. Цели и задачи реформы российской науки, сроки и этапы ее проведения.

Основные цели, достижению которых должна способствовать реформа российской науки, таковы:

1. Повышение уровня безопасности, а также политической и экономической независимости России как государства.

2. Обеспечение высокого международного авторитета Российской Федерации.

3. Становление и функционирование эффективной экономики.

4. Обеспечение полноценного развития здравоохранения, образования и культуры в стране.

Достижение указанных целей должно быть получено через решение следующих задач:

1. Создание системы определения и смены приоритетных направлений.

2. Увеличение общего объема финансирования науки.

3. Улучшение структуры бюджета научных учреждений в направлении увеличения доли средств, выделяемых на совершенствование материально-технической базы и информационное обеспечение.

4. Введение наряду с базовым конкурсного (контрактного) финансирования.

5. Реорганизация (реструктуризация) российской науки.

6. Проведение аккредитации и аттестации научных учреждений.

7. Создание и реализация специальной федеральной целевой программы технического перевооружения научных учреждений.

8. Обеспечение смены поколений в российской науке.

9. Интеграция науки и образования.

10. Создание системы стимулирования инновационной деятельности коммерческого (прежде всего банковского) капитала по отношению к науке.

11. Адаптация научных учреждений к условиям рыночной экономики.

12. Повышение эффективности научных исследований в учреждениях государственного сектора за счет увольнения части сотрудников, потерявших необходимый профессионализм и необходимую работоспособность.

13. Достижение необходимого уровня материального и социального обеспечения сотрудников научно-технической сферы.

14. Социальная защита сотрудников, увольняемых из научных учреждений государственного сектора.

15. Интеграция российской науки в мировую науку.

16. Создание полноценной электронной базы данных “Наука России”.

По времени решения различных задач разумным является проведение реформы в три этапа. Все сформулированные выше задачи начинают решаться в 1998 г. и решаются все последующие годы: I этап (1998) – 1, 4, 5, 6, 16; II этап (1999) – 2, 3, 8, 10, 12; III этап (2000 – 2001) – 7, 9, 11, 13, 15.

V. Модель российской науки начала XXI века. Ясно, что реформа российской науки должна обеспечить устойчивое и эффективное функционирование последней после окончания реформы на достаточно длительный срок – по крайней мере до 2015 г., а еще лучше – до 2020 г. Реформу нельзя начинать, не определив состояние и способы функционирования (модель) российской науки по окончании реформы.

Модель российской науки начала XXI века должна включать совокупность принципиальных позиций (представлений) по следующим компонентам: 1) организационная структура науки; 2) финансирование науки; 3) формирование приоритетных направлений развития российской науки; 4) уровень материально-технического и информационного обеспечения науки; 5) материальное обеспечение и социальная защищенность работников научно-технической сферы; 6) интеграция науки и высшей школы; 7) интеграция российской науки в мировую науку.

Ниже дается краткая характеристика каждого компонента модели.

1. Организационная структура. Она не должна претерпеть сильных изменений и по-прежнему будет состоять из государственной и негосударственной науки.

Государственная наука, которая по крайней мере до 2015 г. должна иметь определяющее значение, будет состоять из двух подсекторов: федерального и местного (регионального) уровня.

2. Финансирование науки. Российская наука по окончании реформы должна иметь следующие основные источники финансирования:

1) базовое бюджетное финансирование (только для научных учреждений государственного сектора);

2) конкурсное (контрактное) бюджетное финансирование;

3) бюджетное финансирование по федеральным целевым программам – по приоритетным направлениям развития науки;

4) грантовое бюджетное финансирование;

5) грантовое внебюджетное финансирование (финансирование по линии внебюджетных фондов – для любых научных учреждений);

6) средства, получаемые учреждениями на договорной основе за выполнение заказов (хоздоговорные средства).

В связи с проблемой концентрации сил и средств на приоритетных направлениях целесообразно подразделить государственные учреждения федерального уровня исходя из определенных критериев на три категории с различным объемом базового бюджетного финансирования (в процентах от реальной потребности): 1-я категория – 75%; 2-я категория – 50%; 3-я категория – 25%.

Государственным научным учреждениям местного уровня также должны присваиваться категории (1-я, 2-я, 3-я), но объемы их базового бюджетного финансирования (из местных бюджетов) должны определять местные власти; однако эти объемы не должны быть ниже 25% от реальных потребностей учреждений.

Ясно, что любые научные учреждения (равно как и работающие в них группы научных сотрудников) имеют право получать финансирование по международным проектам и грантам, а также из любых других источников, когда это не противоречит закону.

В связи с тем, что в последние годы финансирование по линии государственных целевых программ по существу оказалось дискредитированным (как правило, предусмотренные в этих программах объемы финансирования выполняются всего на 15 – 30%), число этих программ должно быть резко сокращено. Вместо финансирования по федеральным целевым программам основное значение должно приобрести конкурсное (контрактное) финансирование.

3. Формирование приоритетных направлений развития российской науки. Развитие науки всегда должно иметь целеустремленный характер. Лучше всего об этом сказал великий французский ученый Анри Пуанкаре (применительно к математике, но общее значение его мыслей очевидно): “Могут спросить – в каких направлениях будет развиваться математика, и ответить – во всех направлениях. И это будет отчасти верно, но если бы это было верно вполне, это нас несколько устрашило бы – быстро разрастаясь, наши богатства образовали бы нечто столь грандиозное, что мы оказались бы перед этой непостижимой грудою не в лучшем положении, чем были раньше перед неизвестной нам истиной”.

Тем более неразумно проводить научные исследования по всем направлениям развития мировой науки (т.е. конкурировать с миром в целом) в условиях дефицита средств и кризиса производительных сил страны. Поэтому главным для российской науки, по крайней мере до 2015 г., будет концентрация усилий на приоритетных направлениях. Следовательно, принципиальное значение приобретает механизм формирования этих направлений. Ясно прежде всего, что приоритетные направления должны выделяться не на самом высшем уровне – наук и (или) научных дисциплин, например: ядерная физика, молекулярная биология, экология, а на уровне конкретных направлений в рамках всех наук.

Формирование совокупности приоритетных направлений развития науки (которая, безусловно, должна изменяться со временем) должно осуществляться по двум линиям условно “сверху” и “снизу”. Формирование приоритетных направлений “сверху” должно осуществляться специализированными научными учреждениями аналитическо-информационной направленности; их основная численность должна быть невелика (порядка 50 – 70 человек), а основной кадровый потенциал должны составлять привлекаемые на договорной основе эксперты – ведущие ученые из различных областей науки.

Формирование приоритетных направлений “снизу” должно осуществляться тремя путями: специальным анкетированием ученых высшей квалификации; анализом заявок на конкурсное и грантовое финансирование; анализом научных публикаций последних 5 (на момент анализа) лет. К этой работе могут быть широко привлечены общественные научные организации и объединения.

По результатам анализа и выявлению приоритетных (для России) направлений должна формироваться совокупность конкурсных тем, по которым далее должны заключаться контракты. Конкурсное (контрактное) финансирование, равно как и присвоение государственным научным учреждениям категорий (с переаттестацией 1 раз в 5 лет), должно в существенном обеспечить самоорганизацию науки – концентрацию усилий ученых на исследования по приоритетным направлениям.

4. Уровень материально-технического и информационного обеспечения науки. В итоге реформы российская наука должна получить информационное обеспечение мирового уровня, ибо оно не требует слишком больших средств. Существенно сложнее обстоит дело с уровнем материально-технической базы российской науки. Ясно, что достичь мирового уровня за 4 года реформ она будет не в состоянии. Однако необходимо проведение такой научно-технической политики (как в годы реформ, так и после нее), которая обеспечила бы постепенную ликвидацию создавшегося к 1998 г. громадного разрыва между уровнем материально-технической базы российской науки и науки ведущих стран мира.

Основу этой научно-технической политики (на долгосрочную перспективу) должны составлять четыре позиции:

1. Неуклонное улучшение структуры базового бюджетного финансирования в научных учреждениях государственного сектора (как федерального, так и местного уровней); в 2001 г. необходимо выйти на следующие показатели (см. табл. 1) для научных учреждений госсектора науки по ассигнованиям на материально-техническую и информационную базу – для учреждений 1-й, 2-й и 3-й категорий, в процентах от объема базового финансирования (различного для учреждений разных категорий, см. выше).

Таблица 1.

Вид        Категория научного учреждения

расходов        1        2        3

На модернизацию и расширение

материально-технической базы        25±5 %        25±5 %        30±5 %

На информационное

обеспечение        8±2 %        10±2 %        10±2 %

2. Вложение средств в развитие материально-технической и информационной базы науки (как государственных, так и негосударственных учреждений) по линии как конкурсного (контрактного), так и грантового финансирования.

3. Создание и реализация специальной федеральной целевой программы “Техническое перевооружение российской науки”, объем финансирования по которой должен составить в 2001 г. 10% от общего объема средств, отпускаемых в бюджете РФ на науку по разделу “Фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”.

4. Получение специальных (льготных) инвестиционных кредитов в Международном банке реконструкции и развития.

5. Материальное обеспечение и социальная защищенность работников научно-технической сферы. Основных требований к материальному обеспечению ученых в 2001 – 2015 гг. три: 1) заработная плата всех сотрудников, работающих в научно-технической сфере, должна быть выше прожиточного минимума; 2) заработная плата научных сотрудников с учеными степенями, работающих в государственном секторе научно-технической сферы, должна быть в 2 – 3 раза выше прожиточного минимума; 3) средняя заработная плата сотрудников научно-технической сферы должна быть не ниже средней заработной платы государственных служащих.

Основные позиции по социальной защищенности ученых на период 2001–2015 гг. таковы: а) пенсии для ученых должны составлять не менее 40% от их заработка (за 3 последних года до их выхода на пенсию); научные сотрудники с учеными степенями должны иметь дополнительные надбавки к пенсиям (до 40% от основной пенсии); б) молодые специалисты, поступающие на работу в научные учреждения государственного сектора, должны получать дополнительные надбавки к должностным окладам; в) лица, увольняемые – по тем или иным причинам – из научных учреждений, должны иметь пособия по безработице и дополнительную поддержку по переобучению.

В целом на период после 2001 г. сотрудники, работающие в научных учреждениях государственного сектора, должны иметь такие материальное обеспечение и социальную защищенность, которые позволяли бы им полноценно трудиться без повседневных дум о хлебе насущном и завтрашнем дне.

6. Интеграция науки и высшей школы. В итоге проведенных в период реформирования российской науки мероприятий уровень взаимодействия собственно научных учреждений и высших учебных заведений должен на порядок повыситься. Но и после 2001 г. длительное время должна существовать федеральная целевая программа “Интеграция науки и высшей школы”.

7. Интеграция российской науки в мировую науку. Равным образом в результате мероприятий, проводимых в период реформирования, уровень интеграции российской науки в мировую науку, оцениваемый по четырем позициям: а) информационное обеспечение о сути научных результатов и научно-технических достижений, полученных в других странах; б) информационное обеспечение о приоритетных направлениях развития мировой науки; в) участие российских ученых в международных научных проектах, получение российскими учеными грантов международных фондов; г) участие российских ученых в международных научных форумах (конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах и т.д.), приглашения российским ученым к работе в зарубежных научных учреждениях – должен существенно повыситься.

Вместе с тем принятые меры по повышению престижа ученых в обществе, а также по стимулированию молодых ученых к поступлению на работу в российские научные учреждения (прежде всего государственного сектора) должны свести практически к нулю “утечку мозгов”, т.е. эмиграцию российских ученых за границу.

В целом о модели российской науки на период после 2001 г. надо сказать следующее: она должна постоянно обеспечивать достижение тех основных целей, которые сформулированы в предыдущем разделе проекта “Концепции…”.

VI. Основные мероприятия, обеспечивающие достижение целей реформирования российской науки. Ниже кратко описывается совокупность мероприятий, которые должны быть проведены в период реформирования российской науки (1998 – 2001 гг.) и которые должны обеспечить решение основных, упомянутых выше, шестнадцати задач, а также создать фундамент для реализации модели российской науки начала XXI века. Структура подлежащих проведению мероприятий такова:

– информационное и аналитическое обеспечение реформы;

– законодательное и нормативное обеспечение реформы;

– организационное обеспечение реформы (реструктуризация российской науки);

– укрепление кадрового потенциала государственного сектора науки;

– улучшение финансового обеспечения российской науки;

– укрепление материально-технической и информационной базы российской науки;

– материальное обеспечение и социальная защита сотрудников научно-технической сферы;

– интеграция науки и высшей школы;

– интеграция российской науки в мировую науку;

– решение ряда наиболее актуальных научных задач.

Ниже приводится основная характеристика некоторых из этих мероприятий.

Мероприятия по информационному и аналитическому обеспечению реформы являются в некотором смысле “авангардными”; без их первоочередной реализации нельзя начинать подавляющее большинство остальных. Одно из основных мероприятий – создание электронной базы данных “Наука России”, обеспечивающей возможность аккредитации и аттестации научных учреждений по основным критериям.

Мероприятия по законодательному и нормативному обеспечению реформы с очевидностью распадаются на два типа: законодательные и нормативные.

Мероприятия организационного характера вместе с соответствующими мероприятиями по финансированию науки имеют в проводимой реформе центральное значение. Основные из них таковы:

* создание системы национальных научных центров, представляющих собой ассоциации ведущих научных учреждений, обеспечивающих развитие науки по важнейшим для России приоритетным направлениям;

* создание подсектора науки местного подчинения;

* аккредитация и аттестация научных учреждений;

* ликвидация неэффективно работающих научных учреждений;

* слияние части научных учреждений;

* реорганизация (реструктуризация) сохраняемых и аттестуемых научных учреждений, присвоение категорий государственным научным учреждениям (федерального и местного уровня).

Мероприятия по укреплению кадрового потенциала. В их число входят следующие: переаттестация всех сотрудников научных учреждений; увольнение части сотрудников научно-технической сферы и перевода части сотрудников на работу по временному найму либо на неполную рабочую неделю; проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих прекращение выезда ученых за границу и стимулирующих приток молодых кадров в российскую науку; мероприятия, стимулирующие повышение квалификации научных сотрудников.

Предлагается следующая динамика увольнений и перевода на работу по временному найму либо на неполную рабочую неделю (в процентах от численности в 1997 г.):

Таблица 2.

Мероприятие        1998 г.        1999 г.

Увольнение        15%        5%

Перевод на работу по врем. найму

или на неполную раб. неделю        10%        10%

Мероприятия по улучшению финансового обеспечения российской науки. Это большая серия мероприятий главным образом на федеральном уровне: увеличение общего объема ассигнований на науку в федеральном бюджете (по разделу “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”); введение системы конкурсного (контрактного) финансирования; изменение структуры расходной части бюджета РФ по разделу “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”; введение раздела “Расходы по научно-технической сфере” в местные бюджеты; получение кредитов для инвестиций в научно-техническую сферу в отечественных и зарубежных банках.

Динамика увеличения объемов финансирования науки по разделу расходной части бюджета “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу” дана в табл. 3 (в процентах от расходной части).

Таблица 3.

        Финансирование, %

        1998 г.        1999 г.         2000 г.        2001 г.

Общий объем        4,0        4,5        5,0        6,0

В том числе базовое

финансирование

учреждений госсектора        2,5        2,5        2,8        3,0

Структура финансирования российской науки на период реформирования (и последующие годы) должна претерпеть следующие изменения:

а) непосредственно в бюджет должны быть введены позиции по заработной плате, укреплению материально-технической базы и информационному обеспечению – по базовому финансированию учреждений;

б) в бюджет должна быть введена позиция по конкурсному (контрактному) финансированию;

в) в бюджет должно быть введено финансирование специальной федеральной целевой программы “Техническое перевооружение российской науки”;

г) должено быть закрыто, соответственно прекращено, финансирование ряда федеральных целевых программ;

д) должно быть предусмотрено финансирование создаваемых международных научных центров.

Динамика роста финансирования федеральной целевой программы “Техническое перевооружение российской науки” в процентах от общего объема расходов на науку дана в табл. 4.

Таблица 4.

        1999 г.        2000 г.        2001 г.

Объем финансирования

программы        5        10        10

На проведение реформы российской науки необходимо выделение (в бюджете РФ) специального финансирования; это финансирование должно идти отдельным разделом, а не по разделу “Фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”. Общий объем специального финансирования на 4 года в ценах 1997 г. – 6 трлн руб., со следующей раскладкой по годам: 1998 г. – 2 трлн руб., 1999 г. – 1,5 трлн руб., 2000 г. – 1,5 трлн руб., 2001 г. – 1 трлн руб.

Мероприятия по укреплению материально-технической и информационной базы науки. В значительной степени об этих мероприятиях уже сказано.

Мероприятия по материальному обеспечению и социальной защите сотрудников научно-технической сферы. Основные из них: повышение до необходимого уровня заработной платы сотрудников научно-технической сферы государственного сектора по основной должности; обеспечение возможности получения повышенного заработка по основной работе по линии конкурсного (контрактного) финансирования; обеспечение возможности получения дополнительного заработка по линии грантов, федеральных целевых программ, договорных работ; повышение до необходимого уровня пенсионного обеспечения; введение пособий по безработице и другой поддержки для увольняемых из научно-технической сферы; дополнительное материальное стимулирование для молодых ученых и др.

Мероприятия по интеграции науки и высшей школы. Основные из этих мероприятия достаточно очевидны и состоят в следующем: организация кафедр и филиалов кафедр в научных учреждениях; организация совместных научно-учебных объединений; создание федеральной целевой программы “Интеграция науки и высшей школы” и осуществление по ней совместных научно-исследовательских проектов; организация совместных виртуальных лабораторий для проведения совместных научных исследований по приоритетным направлениям развития российской науки.

Интеграция российской науки в мировую науку. Суть этих мероприятий также достаточно очевидна; основные из них: создание межгосударственных (со странами СНГ) и международных научных центров; организация информационного обмена между научными учреждениями России и других стран на мировом уровне; проведение совместных исследований в рамках специально создаваемых виртуальных лабораторий; проведение совместных с другими странами исследований по различным линиям – грантовой, коммерческой и т.д.; полноценное участие российских ученых в различных международных форумах.

Мероприятия по решению ряда наиболее актуальных научных задач. Здесь речь идет о мероприятиях по ликвидации существенного отставания российской науки по ряду важнейших для нее позиций. Для ликвидации отставания в определенных областях должны быть созданы в рамках федеральной целевой программы “Техническое перевооружение России” специальные подпрограммы и соответствующие опытные производства.

VII. Контрактная система выполнения государственного заказа на НИР и ОКР.

Система конкурсного (контрактного) финансирования призвана обеспечивать: а) преимущественное финансирование НИР и ОКР по приоритетным направлениям; б) поддержку научных исследований, проводимых как в государственных, так и в негосударственных научных учреждениях; в) поддержку технического перевооружения российской науки; г) повышение уровня материальной обеспеченности творчески активных коллективов и групп исследователей.

Объемы финансирования научных исследований на конкурсной (контрактной) основе предусматриваются отдельной строкой в бюджете Российской федерации начиная с 1999 г. Плановые показатели (в процентах от общего объема ассигнований по разделу “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”) по конкурсному (контрактному) финансированию по годам целесообразно принять такими: 1999 г. – 15%; 2000 г. – 20%; 2001г. – 25% с последующим достижением показателя в 30%.

Основные позиции по конкурсному (контрактному) бюджетному финансированию (которое пока что не имеет требуемой законодательной базы) таковы:

1. На основании выявленных приоритетных направлений развития российской науки ежегодно формируется совокупность конкурсных тем; при этом по каждой теме объем и структура финансирования заранее не фиксируется; фиксируется лишь объем финансирования по принятым направлениям.

2. Государством (через Миннауки РФ) объявляется публичный конкурс тем – конкурс контрактов и определяется состав конкурсных комиссий и сроки проведения конкурса; порядок проведения конкурса регулируется соответствующим законодательством и нормативными документами.

3. Проведение конкурса фактически представляет собой торги, в процессе которых устанавливаются условия контракта (объем и структура финансирования, обязательства участников, сроки проведения исследований, ответственность сторон и многое другое).

Очевидно, что описанная конкурсная (контрактная) система принципиально отлична от существующей грантовой системы – по линии различных бюджетных фондов. Последняя (грантовая) система также должна сохраняться, ее отличия в следующем:

а) грантовой системой в основном поддерживаются темы, не требующие больших финансовых вложений;

б) грантовой системой поддерживается широкий спектр мероприятий – не только научные исследования, но и проведение конференций, издание монографий, научные командировки за границу и т.д.;

в) заработная плата, получаемая по гранту, является дополнением к той, которая получается по должности за выполнение основной тематики – по линии базового бюджетного финансирования в научных учреждениях государственного сектора.

VIII. Материальное обеспечение, стимулирование и социальная защита сотрудников работающих в сфере НИОКР.

Человеческий фактор всегда имел и всегда будет иметь в науке определяющее значение, и проблема материального обеспечения и социальной защиты сотрудников научно-технической среды в реформе российской науки должна иметь приоритет. В процессе реформы должны быть реализованы следующие основные моменты: принципиальное упрощение структуры оплаты труда – переход от оплаты по универсальной сетке (ЕТС) к оплате по специальной сетке для сотрудников научно-технической сферы с одновременной ликвидацией системы надбавок за ученую степень, стипендий выдающимся ученым, грантового финансирования научных школ, специальных грантов для молодых докторов наук и т.д.; специальная сетка заработной платы в научно-технической сфере должна обеспечивать реализацию основных положений: ученые должны получать заработную плату не ниже уровня государственных служащих и основная зарплатаза основную работу по должности.

Что касается социальной защиты сотрудников научно-технической сферы, то здесь основные позиции таковы: а) пенсионное обеспечение сотрудников, работающих в научно-технической сфере, к 2001 г. должно возрасти в среднем в 3 раза; б) сотрудники научных учреждений государственного сектора, увольняемые либо в связи с закрытием учреждений, либо с сокращением штатов начиная с 1998 г. получают в течение года пособие по безработице в размере 100% должностного оклада, если они не являются пенсионерами, и в размере 50% от должностного оклада, если они являются пенсионерами; в) увольняемые сотрудники научных учреждений государственного сектора в возрасте 45 лет имеют право на бесплатное переобучение на курсах продолжительностью до трех месяцев; г) увольняемые сотрудники научных учреждений государственного сектора, проживающие в наукоградах и академгородках, имеют право на получение специальных безвозвратных ссуд для переезда на местожительство в другие населенные пункты Российской Федерации.

IX. Необходимая законодательная и нормативная база для научно-технической сферы.

В процессе проведения реформы российской науки в 1998 – 2001 гг. должна быть создана детализированная правовая основа для функционирования российской науки в последующий период (по крайней мере до 2015 г.).

К сожалению, рамки статьи не позволяют всесторонне осветить положения разрабатываемого рабочей группой Гильдии Руководителей Науки альтернативного проекта Концепции реформирования российской науки. Самое главное отличие этого проекта состоит в том, что он исходит из допущения, что развитию науки в Российской Федерации (ровно как развитию образования, культуры и здравоохранения) будет дан высший приоритет. Эта приоритетность должна быть итогом необходимого государственного (согласованного Федеральными собраниями РФ, правительством РФ и президентом РФ) решения, имеющего безусловный политический характер.

P.S. Гильдия Руководителей Науки – некоммерческая организация, создана летом 1997 года. Объединяет директорский корпус организаций науки и научного обслуживания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Президент Гильдии – генеральный директор Объединенного института физики Земли им. О.Ю.Шмидта, академик РАН Страхов В.Н. (тел. для справок: 254-0422).

Президент Гильдии руководителей науки, академик РАН В.Н.СТРАХОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Александр Чурилов: “реальные планы – реальные дела”
Как Вы оцениваете результаты встречи “четверки”?
Ода чесноку
Анатолий Воронин: “У России нет другого пути, только вперед”
Что сделано?
Пьян да умен – два угодья в нем
Скорбная память
Я иду на выборы с открытым забралом
Не все то золото, что на блесне
Почему мы покорно идем на Голгофу
Не сожалейте о “мелком бесе”!
Азретали Селяев – мудрец с молодым сердцем
Блистательные лохмотья
СТАГНАЦИЯ И СПАД
14 декабря – выборы в Московскую областную Думу!
Информационная революция: От научного покорения природы к научному покорению человека
“Быть женщиной – великий шаг…”
Уход за обувью


««« »»»