Помните, как Элочка-людоедка соперничала с американской красавицей? Нет сомнения, наша москвичка одержала бы уверенную победу, живи она в Москве 90-х годов. Ей не пришлось бы тогда после безрезультатных поисков мексиканского тушкана красить акварелью собачий мех. Потому что она нашла бы в современной Москве не только тушкана, но даже мех Лохнесского чудовища. Но это только в том случае, если ее муж, простой инженер Щукин, переквалифицировался бы в богатого и удачливого “нового русского”. А впрочем, где и на какую сумму можно одеться?
МАГАЗИНЫ-МУЗЕИ
Сюда неискушенному бывшему “совку” даже страшно войти: сверкающие витрины, натертый до блеска паркет, приветливые, одетые с иголочки, чересчур ухоженные кассирши. И – ряды висящих на плечиках вещей. Это бутики, магазины дорогой коллекционной одежды. Здесь продается готовая одежда, сшитая очень малыми сериями. Поэтому, отовариваясь в таком магазине, вы не рискуете встретить точно такой же наряд на даме (или мужчине) в метро. Впрочем, слово “отовариваться” по отношению к этим салонам звучит вульгарно. Здесь все на уровне искусства. И даже если у вас нет денег, не огорчайтесь. Зато вы бесплатно узнаете, какая нынче мода в Европе, какие цвета, какая вытачка на каком месте.
Вот новая коллекция из Парижа. Посмотрите, потрогайте материал, примерьте – почувствуйте себя королевой (королем) хоть раз в жизни. Однако не стоит забываться, цена этих вещей – соответствующая: семизначная в рублях и четырехзначная в американских долларах. Будем откровенны, бутики рассчитаны на элиту, на очень состоятельных людей. Большинство наших соотечественников страшно далеки от возможности купить в этих магазинчиках хотя бы блузку. Поэтому дорогая одежда раскупается в Москве очень медленно. Есть еще и другая причина, банальная, в общем, но ее не учли европейские модельеры: размеры могучего русского человека. Даже если “новый русский” захочет приобрести себе костюм за 2 тыс. долларов, то ему, скорее всего, вначале придется похудеть – одежда в бутиках рассчитана на модельных мужчин и хрупких девушек.
И все же количество бутиков растет как на дрожжах: только за эту осень открылось около десятка новых магазинчиков. Россиянин со средним достатком одеваться в них никогда не будет. Поэтому он воспринимает их как музеи. Музеи, в которых можно посмотреть на экспонаты, потрогать, примерить их, узнать, что сейчас носят богатые модники и – удалиться искать счастья, то бишь желанную одежду в другом месте.
СЧАСТЬЕ ИЗ “ВТОРЫХ РУК”
Торговля “сэконд хэнд” – в переводе с английского “вторые руки” – существует в России уже пять лет. Если вы хотите одеваться модно, а ваше финансовое положение не позволяет вам этого, зато чувство собственного достоинства, напротив, позволяет носить немного поношенную одежду – то это для вас.
В сэконд-хэнде может купить одежду и человек с утонченным вкусом и претензиями на европейский стиль, и бедный студент-рейвер, и бабуля-пенсионерка, и многодетная мама. Даже “новые русские” не брезгуют товаром из вторых рук.
Хотя, в принципе, брезговать нечем: весь товар проверен санитарными службами страны-поставщика и российским Госсанэпиднадзором. Здесь вы не найдете грязной, не продезинфицированной одежды. Товар тщательно проверяется на качество: есть все швы, пуговицы, рукава, молнии, кнопки и нет никаких пятен, дыр, заплат и затяжек. И главное – цены, ну очень умеренные. Если вам попалась-таки вещица с браком, цену снизят до смехотворных масштабов.
Однако сэконд-хэнд сэконд-хэнду рознь. Эти магазины делятся на три разряда. Самый высший – “люкс” – продает очень качественную одежду. В таком магазине можно приобрести шубу из дорогого меха всего за миллион-полтора, а модный женский костюм обойдется в 200 тысяч. Вот в таких-то “люксах” и отовариваются богатые, но при этом бережливые “новые русские”, убивая сразу двух зайцев: экономят и выглядят как их европейские коллеги.
Магазины первого разряда продают одежду как в свободной упаковке, так и в прессованном виде. Клиенты этих сэкондов: студенты, тинейджеры, пенсионеры. Их же можно увидеть и в магазинах третьего разряда, где продается прессованный товар с браком.
Завсегдатаи сэкондов почти всегда довольны товаром и всегда – ценами. Цены начинаются от 1 тыс. рублей. Можно купить вещи на вес: по 30 – 40 тыс. за килограмм. Так обычно покупают многодетные мамаши и бабуси-пенсионерки.
Моя же подруга была счастлива от купленного за 60 тыс. рублей кожаного пальто.
Другой мой знакомый, Денис, из состоятельной семьи, блистал всяческими рейверскими прибамбасами. Экипировался он обычно в сэконде.
– Там есть уникальные штучки. И при том все это стильное, настоящее, то что носят тинейджеры за границей.
Но обычно людей в сэконды манит не то, что там “все стильное”. Вряд ли бабусе с пенсией 260 тыс. приходит в голову мысль, стильно ли она выглядит в немецком свитере. Может быть, мамаша с тремя детьми задумывается о моде?
– Детям нужна зимняя обувь. Чтобы обуть троих, и миллиона не хватит. А здесь я уложилась в 250 тыс. И обувь, кстати, качественная.
Конечно, для кого-то унизительно одеваться в магазине поношенных вещей. Несмотря на то, что одежда чистая, качественная, красивая. Срабатывает гордость, когда-то в советские времена привитая мамой: “Как, из вторых рук? Я не нищий!”, а кто-то уже отбросил излишнюю щепетильность в вопросах чести, гордости и достоинства. Для кого-то это единственный способ одеться. Их трудно осуждать…
РЫНОЧНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ
И все же если врожденное чувство брезгливости не позволяет вам одеваться в сэконд-хэнде, а из-за финансового положения приходится забыть о бутиках и коммерческих магазинах, где действуют торговые наценки 25% от стоимости товара, единственный выход для вас – вещевые рынки, благо в Москве их развелось как собак нерезаных. Когда рынки только появились, на них можно было купить очень приличные вещи намного лучше отечественных. Теперь качественную продукцию очень и очень разбавили чуть ли не самым паршивым товаром со всего света. Здесь точно нельзя купить кожаное пальто ни за 500, ни за 700 тыс. В лучшем случае оно будет из китайской эрзац-кожи, как бы вас ни уверяла бойкая торговка в итальянском “происхождении” ее товара.
Впрочем, чтобы удержать богатую клиентуру, которую на мякине не проведешь, появились и дорогие рынки с качественной импортной продукцией. Это “ЦСКА”, “Щелково”, “Динамо”. Здесь можно купить фирменные костюмы, дорогую стильную обувь и другие европейские товары. А такие рынки, как “Лужники”, “Покровский”, “Черкизовский”, славятся невысокими ценами и большим количеством бракованных вещей. Кстати, челночники-оптовики из провинции предпочитают “Лужники” и “Черкизовский”. Это отнюдь не говорит в пользу этих рынков. Да, они дешевые, но и товар там далеко не лучший – ведь в провинцию отправляется то, что особым спросом у москвичей не пользуется. Еще несколько советов: посещайте рынок в невыходные дни. В выходные дни на рынки ринутся деловые, занятые москвичи. А продавцы, справедливо полагая, что москвичи зарабатывают много, повышают цены. Рынок хорош тем, что торг здесь уместен и порой необходим. Конечно, вряд ли вам удастся снизить цену на 50%, но на 15 – 20% – вполне реально. Продавцы накручивают обычно на кожаные куртки, пальто, дубленки – до 30%, на футболки, водолазки, свитера – 15%, на косметику – 10%. Не теряйте здравый смысл и терпение, отправляясь за покупкой. Не давайте заговаривать себе зубы бойким продавцам. И как бы вас ни уверяли в том, что “ой, эти ботинки вам так к лицу” – знайте, ботинки прежде всего должны идти к одежде, а уж потом к цвету глаз.
P.S. Одеваетесь ли вы “от кутюр” или “от портнихи тети Сони из соседнего подъезда”, помните, что по одежке только встречают.
Наталья БРОДОВИЧ