Не сожалейте о “мелком бесе”!

Совсем недавно мне пришлось беседовать с одним из “отцов российского “неолиберализма”, пользующимся заслуженным доверием президента Ельцина. Наша беседа (в которой также участвовали известный телеведущий и популярный в свое время драматург), естественно, не предназначалась для печати и потому я не называю имена ее участников. Посему обозначу моего героя как просто Министра.

Персонаж он для кремлевских коридоров более чем необычный. За все годы либеральных реформ, в которых он принял самое деятельное участие, его имя НИ РАЗУ (!) не всплыло в связи с каким-либо финансовым или политическим скандалом. На вопрос, не собирается ли он на манер членов небезызвестного “Союза писателей” издать книгу, Министр отвечает: “Нет, я все свои книги уже написал, когда был профессором экономики”. Не привлекают его и многочисленные предложения о переходе на работу в банковские структуры с окладом 1 млн долларов в год и выше.

Однажды к нашему герою поздно вечером в кабинет заявился сам полковник Стрелецкий – руководитель зловещего отдела “П” Службы Безопасности президента (по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти). Было это незадолго до нашумевшей истории с коробкой из-под ксерокса. Тогда казалось, что “партия Коржакова” вот-вот овладеет всеми рычагами управления в государстве. Приближался “момент истины” для высокопоставленных коррупционеров: иные из них уже паковали чемоданы…

От любезно предложенного чая полковник отказался и сразу приступил к делу: “Значит так, мы здесь уже всех проверили, знаем, кто от каких фирм деньги получает, у кого в каких банках счета. Вот только у тебя не нашли. Искали, но пока не нашли. Может быть, сам скажешь, где деньги держишь? Скажи, а? Тебе снисхождение выйдет”.

Министр улыбнулся: ” Ищите, полковник. Служба у вас такая. Только зря вы время тратите. Никаких незаконных денег я не получал. Хотя такого рода предложений получаю с каждым днем все больше. И от “водочных королей”, и по чеченским сюжетам…”

Прошло совсем немного времени и по чьему-то распоряжению у Министра появилась еще одна машина с личной охраной. Но “грянули впоследствии всякие хренации”, борцы с коррупцией были отправлены в отставку, а Министр был переведен на другую работу. Сегодня его не волнует появление в печати книги полковника Стрелецкого, от одного упоминания которой иных чиновников бросает в дрожь.

Посему оценки трудов либеральных реформаторов в устах такого человека особенно ценны. Это ведь не суждения какого-нибудь записного оппозиционера, для которого все, что делает правительство, по определению плохо.

Что же поведал либеральный Министр? И какие ВЫВОДЫ можно сделать из его слов?

Министр по натуре оптимист и старается держаться бодро. Но картина вырисовывается безрадостная. Предложенная “реформаторами” модель приватизации на сегодняшний день не работает. На что они надеялись, по словам Министра? Допустим, банкир Потанин покупает “Норильский никель”. Дорого или дешево – вопрос десятый, главное не в этом. Приобретя означенное предприятие, банкир Потанин вроде бы заинтересован в том, чтобы сделать его современным, рентабельным и конкурентоспособным на мировом рынке. Заинтересован он вроде бы и в поддержании социальной сферы – а то ведь работники разбегутся или вымрут от голода и холода, как-никак Норильск – не Канары. Логично предположить, что он будет инвестировать средства и в производство, и в социальную сферу. Так в либеральной теории. А в действительности, говорит Министр, получается все по-иному. Психология “новых русских” проста: либо ты владеешь ВСЕМ, либо тебя обращают в НИЧТО. Купил одно предприятие, не теряй времени – быстрее хватай другое, а то “уведут” конкуренты, подвернулось третье – приобретай и его. При таком подходе средств на развитие производства, не говоря уже о “социалке”, попросту не остается.

ВЫВОД: утонул первый “кит”, на котором держались либеральные “реформы”: частная собственность В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ не оказалась эффективнее государственной. Поразительно, но еще Каутский в 1930 г. предсказывал, что поспешная приватизация крупных предприятий в СССР неизбежно обернется экономическим спадом и дезорганизацией производства. Как в воду глядел! Жаль, что “реформаторы” не удосужились ознакомиться с его взглядами. Очевидно, им было недосуг: занимались “творческим развитием марксизма-ленинизма”, к классикам которого Каутский, увы, не принадлежал.

Как же повысить эффективность работы приватизированных предприятий? Очевидно, установлением каких-то жестких правил для их новых владельцев со стороны государства, которые обязывали бы их инвестировать средства в развитие производства. Но как добиться выполнения этих правил?

Министр рассказывает: “Вызываем мы на ВЧК одного крупного директора предприятия – такого “сочного”, “вкусного” неплательщика налогов. Все у него хорошо: производство развивается, зарплаты растут, а налоги он не платит. И нагло так заявляет: “Ну и что, не плачу и все тут. Зато у меня зарплаты высокие, рабочие довольны”.

“Его бы надо, – продолжает Министр, – вывести в коридор, вызвать ОМОН (здесь я вздрогнул, неужели скажет – “и поставить к стенке”) и прямо с ВЧК отвести в тюрьму. Он же преступник”.

ВЫВОД: второй теоретический “кит” российского неолиберализма тоже пошел ко дну. “Невидимая рука рынка”, которая, по убеждению “реформаторов”, поставит все на свои места и обеспечит экономический подъем, обещанный в многочисленных посланиях президента, в российских условиях не действует. Отсюда – разговоры (именно разговоры!) о необходимости “повышения роли государства”.

“От политики невмешательства, – заявляет президент в своем послании, – мы переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств”.

Так и хочется спросить: “Да где же вы раньше были? Вначале установили “игру без правил”, позволили десятку финансовых групп фактически завладеть всем национальным богатством, оттеснили граждан от механизмов принятия ключевых экономических и политических решений, а теперь заговорили “об усилении роли государства”. Что-то новенькое в теории управления: в начале разрушить систему управления, а потом говорить о необходимости ее усиления!

Ну да ладно: лучше поздно, чем никогда. Слава Богу, что хоть косвенно признается ошибочность политики “невмешательства”. Но нет. В другой части президентского послания находим: “На заре реформ единственной силой, способной преодолеть кризис, была сила свободного рынка”.

Прямо как в сказке, где один мужик кричит другому:

– Иван, я медведя поймал!

– Тащи сюда, – отвечает приятель.

– Не пускает!

Так и здесь: решили воспользоваться “силой свободного рынка”, чтобы преодолеть кризис, а она, эта сила, тянет их в пучину кризиса все глубже и глубже.

Кстати, а что за “зверь” это российское государство? Реально – это совокупность высокопоставленных чиновников. Таких как Чубайс, Немцов, Газзизулин, Малин, Моложавый, а в недавнем прошлом – “писатели” Кох, Бойко, Казаков. Почитайте расшифровки их телефонных разговоров, опубликованные газетой “Московский комсомолец”! Тех самых, что начинаются с “признания” Коха: “Я – педераст”. Ну что здесь возразишь?

“Реформаторы” озабочены исключительно одним: как бы побыстрее поделить со своими “друзьями”-банкирами “бесхозную собственность”. Где у них хоть одно слово об интересах государства? Вспоминаю свою работу в аппарате вице-президента Руцкого. “Великая Россия”, “подъем экономики”, “социальная защита” – риторика для “внешнего употребления”. А со “своими” все о том же – как взять и поделить. Ничего не изменилось. Прав премьер: с избранного пути они уже никогда не свернут. Если их, разумеется, не заставят силой! О каком экономическом росте при этом можно говорить? Кого он там, в правительстве, интересует? Да, на фоне “мальчиков-писателей” сам премьер выглядит, если можно так сказать, и почище, и посолиднее. Но почему же он не разогнал эту шайку раньше?

Кстати, об экономическом росте. Наш Министр еще недавно утверждал: у правительства есть два механизма обеспечения подъема – снижение доходности по ГКО и новый Налоговый кодекс. И что мы видим? Фондовый кризис привел к резкому росту доходности по ГКО, что опровергло все заверения правительства о начале перетока средств в реальный сектор. А Налоговый кодекс, равно как, впрочем, и разрекламированный “реформаторами” “реальный бюджет”, увяз в трясине думских обсуждений и согласований. Так и будем жить на “одну двенадцатую” бюджета прошлого года. И ради этого стоило копья ломать?

Но все же правительство говорит о каком-то “двухпроцентом росте”. “Откуда он может взяться, – недоумевает Министр, – если собираемость налогов снижается? Очевидно, только за счет теневой экономики”. Ох уж эта “теневая экономика” – вечное утешение и вечная надежда наших горе-реформаторов! Что там “в тени” производится? “Красная ртуть”, наркотики, книги “стоимостью” в полмиллиона долларов, “коробки из-под ксерокса”? Но что от этого “производства” рядовым российским гражданам?

ВЫВОД: и третий, самый могучий “кит” реформ, никак не всплывет. “Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано” – таков лейтмотив всей деятельности “реформаторов”. Надежды на экономический рост похоронены.

А если не будет роста, не будет и нормального, реалистичного бюджета. “Я не знаю страны, где доходная часть бюджета строилась бы на распродаже государственной собственности”, – признается Министр. Ну, не только на распродаже. Есть еще ГКО, евробонды, кредиты международных финансовых организаций. Говорят, когда-то долги придется возвращать. Делать это будут следующие поколения либеральных реформаторов. Которые, разумеется, подобно нынешним, все свалят на своих предшественников.

“Реальный бюджет” в исполнении “реформаторов” за пять лет обернулся самой низкой в Европе продолжительностью жизни российских мужчин – 57 лет. И это не удивительно – при нынешнем состоянии здравоохранения. Недавно мне довелось посетить больницу в городе Балашихе вместе с кандидатом в областную Думу Игорем Брынцаловым – племянником знаменитого “лекарственного” магната. Увидев тамошний обед, кандидат искренне изумился: “Так это не всякое животное такое есть будет!” Что до оборудования, то “заглатывание” единственного в больнице эндоскопа – трюк со смертельным риском. Прибор до того износился, что на такую процедуру отваживаются лишь молодые – для стариков она связана с риском желудочного кровотечения, чреватого летальным исходом. Корпуса больницы не ремонтировались уже лет десять. Стоит ли удивляться, что “больные, как мухи, выздоравливают”. Аналогичная ситуация – в областной онкологической больнице. И не спасает ситуацию то, что по уровню подготовки специалисты обеих больниц не уступают лучшим мировым стандартам. Современная медицина – это прежде всего лекарства, оборудование и технологии.

А ведь средняя продолжительность жизни мужчин, по классификации ООН, важнейший показатель проводимой экономической политики. Министр, однако, назвал разговоры о снижении продолжительности жизни, повышении смертности и состоянии отечественного здравоохранения “чернухой” и предпочел в эти проблемы не углубляться, бросив слегка раздраженно: “Вы мне два года назад такие же вопросы задавали”. Что правда, то правда: вопросы без ответов.

“Под занавес” нашей беседы пришло сообщение из Кремля – “Союз писателей” разогнан: “либеральные реформаторы” из команды Чубайса отправлены в отставку. Министр горестно вздохнул: “Эх, не успел Петя Мостовой еще кого-нибудь обанкротить, а Максим Бойко продать еще какое-нибудь предприятие”.

Нам ли быть в печали? Другие успеют.

ВЫВОД (заключительный): к краху экономической политики либеральных реформаторов добавился их собственный крах – моральный. Можно было как угодно относиться к Чубайсу: восхищаться или ненавидеть. Но все сходились в одном: Чубайс – личность. Кто он – пророк или дьявол? Сегодня очевидно: ни то, ни другое. Мелкий, нашкодивший бес, изо всех сил стремящийся как-то извернуться. Пять лет он “лечил” российскую экономику, а заодно – и президента (на современном блатном жаргоне слово “лечить” означает “навешивать лапшу на уши”). А президент, как послушный “пациент”, внимал его советам и глотал выписываемые “лекарства”. Иногда, правда, “взбрыкивал”, но потом все возвращалось на круги своя. Известно, однако, что “самой нежной любви наступает конец”. Похоже, и эта “любовь” президента прошла и помидоры увяли. И пусть Борис Николаевич сегодня заявляет, что он не собирается “сдавать” Чубайса. Не то же самое он говорил в отношении крупнейшего “экономиста” Егора Гайдара, выдающегося “философа” и “стратега” Эдуарда Бурбулиса, “героя России” Виктора Ерина, “лучшего министра обороны” Павла Грачева, “умиротворителя Чечни” Бориса Березовского? Где они все, “кто им целует пальцы”?

Уйдет и Чубайс, как ушли его “братья по литературе”. А вместе с ним уйдет и целая эпоха. Уверен, народ распрощается с ней без сожаления. Помните, настоятель иезуитского монастыря умоляет Арамиса на богословском диспуте: “О, не сожалейте о Дьяволе, умоляю вас”. Не стоит сожалеть и о “мелком бесе” Чубайсе и его выводке “бесенят” из несостоявшегося “Союза писателей”. По словам Коха, они уже заработали себе на самые сложнейшие операции, даже голову могут переставить. Может, стоит попробовать? А то все эксперименты на стране да на народе.

Николай ГУЛЬБИНСКИЙ


Николай Гульбинский


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как Вы оцениваете результаты встречи “четверки”?
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ “КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ”
Ода чесноку
Анатолий Воронин: “У России нет другого пути, только вперед”
Что сделано?
Пьян да умен – два угодья в нем
Скорбная память
Я иду на выборы с открытым забралом
Не все то золото, что на блесне
Почему мы покорно идем на Голгофу
Азретали Селяев – мудрец с молодым сердцем
Блистательные лохмотья
СТАГНАЦИЯ И СПАД
14 декабря – выборы в Московскую областную Думу!
Информационная революция: От научного покорения природы к научному покорению человека
“Быть женщиной – великий шаг…”
Уход за обувью
Александр Чурилов: “реальные планы – реальные дела”


««« »»»