В России 40 миллионов акционеров, но надеются Россияне только на свой огород

Financial Times

Современные российские революционеры-реформаторы, пропагандирующие свободные рыночные отношения, с 1992 г. пытаются восстановить капитализм в своей стране. Однако они, как и их предшественники в 1917 г., имеют свое представление о новом обществе, которое мало согласуется с реальностью постсоветской жизни. Главной целью российских рыночных реформаторов было разрушить главенство системы центрального планирования и устранить государство от экономики. В некотором отношении эти цели были достигнуты с потрясающей скоростью и успехом. В советские времена расходы государства составляли 70% валового национального продукта. С развалом громоздкого военно-промышленного комплекса страны это соотношение уменьшилось вдвое. Правительство провело в жизнь крупнейшую в истории программу приватизации. В настоящее время Россия тратит на оборону меньше средств – в отношении к ВНП, – чем нейтральная Швеция, но может похвастаться 40-миллионной армией акционеров – более многочисленной, чем в остальных странах Европы вместе взятых. За годы реформ в России было создано более 900 тыс. мелких частных предприятий, и еще больше незарегистрированных компаний процветают на почве неофициальной теневой экономики, доля которых составляет почти 50% экономической деятельности. “Частные компании, как многочисленные птицы Феникс, выросли из пепла развалившихся государственных предприятий”, – говорит один из американских аналитиков, изучивший 100 российских частных компаний.

Переходный период российской экономики еще не завершен. Поспешная попытка смоделировать капиталистическую экономику породила на свет экономические структуры и организации, подобные чудовищному Франкенштэйну, которые до сих пор скрываются в тени государственной экономики и опасаются выйти на свет конкурентных отношений свободного рынка.

* * *

The Economist

Хорошо известная картина Алексея Саврасова “Грачи прилетели”, представленная в Третьяковской галерее, по мнению критиков, символизирует приход весны, начало возрождения и обещание лучшей жизни. Простой человек увидит на картине лишь холодное промозглое утро, а грачей, собирающихся вить гнезда на голых ветвях берез, вполне можно принять за ворон, высматривающих в снегу какую-нибудь поживу. Точно так же граждане современной России не могут однозначно определить сложившуюся в последние годы экономическую ситуацию.То ли Россия входит в период долгожданной обнадеживающей весны, то ли навсегда завязла в глубоких снегах нескончаемой зимы.

Те россияне, которые в течение последних пяти лет никак не могут спрыгнуть с эскалатора, движущегося вниз, считают, что затянувшаяся зима реформ принесла только потери и разочарования. Для них реформы означают беспорядок, потерю положения и бедность. Большинство из них – трудоспособные и трудолюбивые люди, несомненно, ценные для общества. Немногие могут проскочить через полосу черных дней, используя связи, бартер, обман или воровство. Остальные же, выглядывая из окон своих домов, видят, как рушится привычный мир. Для них страдания, начавшиеся вместе с реформами, еще не кончились – несмотря на уверения российского правительства, они постоянно возрастают. Прицельный огонь г-на Немцова по субсидиям в жилищно-коммунальной сфере сделал жизнь многих еще труднее. Уровень безработицы постоянно растет. Боязнь остаться без работы заставляет людей трудиться на промышленных предприятиях, которые не имеют средств даже расплатиться с людьми за их труд: 100 самых крупных российских предприятий вырабатывают 40 – 50% ВНП и при этом используют лишь 3% рабочей силы. Малый и средний бизнес не может решить проблемы из-за высоких налогов, организованной преступности и неспособности создать столько рабочих мест, сколько их было сокращено в государственном секторе.

Учитывая все это, трудно ожидать быстрого экономического роста. Кто будет инвестировать компании, в которых ведется двойная бухгалтерия, где нет обученного управленческого персонала, а директора которых ведут себя как мажордомы, а не как хозяева? Да и у кого есть деньги для российской экономики? Цифры свидетельствуют, что иностранные инвесторы не намерены вкладывать деньги в российские предприятия: в 1995 г. Россия получила в виде инвестиций 2 млрд долларов. В Китай в том же году было инвестировано 38 млрд долларов. Если говорить о российских банках, то их капиталы меньше тех, что имеют банки Финляндии.

Таким образом, единственное, на что остается надеяться среднему россиянину, это его садовый участок. В последние годы 50% продовольствия, производимого в России, приходится на долю именно этих клочков земли. Эта пугающая статистика, иллюстрирующая всю несостоятельность российской экономики, одновременно обнадеживает. Она говорит о том, что на своей собственной земле – крошечной части тех миллионов гектаров, которыми владеет Россия, – русские могут трудиться так же продуктивно, как и жители европейских государств.

_____________________________________

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Секреты хорошей хозяйки
Таежные звезды и криминальные тупики
“Все, что мы делаем для народа, – это гадости для народа”
Отношение к революции 1917 года
Хроника партийной жизни
Великая Октябрьская всегда останется великой
Канун перволедья
“И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул…”
Энергетики Приморья объявляют забастовку
Эхо Кавказа в Москве
КОГДА НЕТ В ЖИЗНИ УТЕШЕНИЙ, НЕ ПОЙ, НЕ ПЛАЧЬ – СВАРИ ПЕЛЬМЕНЕЙ
За колючей проволокой оказались не бандиты, а их жертвы
Монополист и его конкуренты
Готовь лопату зимой
Был ли достигнут “исторический прорыв” на встрече в Красноярске?
Если верхи не могут, то зачем нам такие верхи?
Капиталистический учебник… социализма
Платить везде, платить за все!
Несколько новостей для министра образования


««« »»»