Несколько новостей для министра образования

Россию ждет очередная реформа. На этот раз реформировать будут систему образования. Этот факт должен волновать сердца всех россиян – и тех, чьи дети только собираются в школу, и тех, кто готовится к поступлению в специальные и высшие учебные заведения, и тех, кто “потребляет” плоды отечественной системы образования, пользуясь услугами специалистов с российскими дипломами (врачей, учителей, инженеров, летчиков и т.д.). Волнует тема реформы образования, конечно, и меня. Поэтому я и решила сообщить главному идеологу реформы – министру общего и профессионального образования РФ Владимиру Кинелеву несколько новостей.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ

Президент России Борис Ельцин в своем радиообращении заявил, что все, что касается детей, является отныне президентским приоритетом. На такое смелое заявление президента, видимо, подвигло сделанное им буквально в последние дни открытие. Оказывается, в России “существует целая армия беспризорников, тех, кто ночует не в родительских домах, а в подвалах, люках, на чердаках!” Узнал, наконец, президент и о подростковой наркомании, и о том, что слишком много ведомств занимаются (точнее – не занимаются) вопросами детства, и даже о том, что в стране не хватает средств. Досадно, конечно, что наш президент все больше напоминает жену, которая всегда последняя узнает об изменах мужа. Но – согласно поговорке – лучше поздно, чем никогда.

Хорошо, конечно, что дети теперь будут для президента приоритетом. Правда, в радиообращении не поясняется, чем именно это сможет помочь детям России. Из конкретных мер названа только одна, причем давно уже всем известная – переход к адресности при оказании социальной помощи. Президент буквально пообещал отдать пособие своих внуков другим, более нуждающимся детям. Не знаю, как переживет в Англии такую финансовую потерю Борис Ельцин-младший, но тысячам российских беспризорников президентский почин вряд ли облегчит существование. Впрочем, в директивную линию государственной заботы о детях хорошо вписывается идея реформирования образования. А потому президентская озабоченность проблемами детства – новость хорошая для министра образования. Но у меня есть и плохие новости.

ЛУЧШЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ И БОГАТЫМ…

В интервью одной из газет господин Кинелев рассказал об основных идеях реформы образования: “Будет окончательно положен конец унифицированной системе, существовавшей в советские времена. Родители и учащиеся смогут сами выбирать интересующие их образовательные и профессионально-образовательные программы… К двухтысячному году намечается перейти к двенадцатилетнему общему образованию, предусматривающему начало обучения детей с пяти лет.”

Если министру образования до сих пор это не известно, то сообщаю ему то, что известно любому педагогу и медику – в России рождается все меньше и меньше здоровых детей. По различным оценкам только 20 – 30% маленьких россиян могут быть признаны здоровыми детьми. Поэтому большинство из них не могут выдержать учебных нагрузок в раннем возрасте. За годы обучения число хронически больных школьников увеличивается до 90%. Именно поэтому не получил широкого развития начавшийся почти десять лет назад эксперимент – перевод всех детей на одиннадцатилетнее образование и начало обучения с 6 лет.

Я, конечно, понимаю, что большинство руководителей России очень хочет “подровнять” нашу общую родину под западные стандарты. Да, в США и в некоторых других странах начальное обучение проходят дети с пяти лет. Но это – другие дети. И учатся они в других условиях. Если министр полагает, что здоровье детей не столь уж важный аргумент, а условия обучения для малышей во всех российских школах можно легко создать, то придется выслушать еще одну плохую новость – бюджетную.

КАК УВЕЛИЧИТЬ ДЫРКУ ОТ БУБЛИКА

Министр общего и профессионального образования РФ Владимир Кинелев сообщает: “Расчеты показывают, что государственные ассигнования вырастут несущественно и не превысят пяти процентов консолидированного бюджета страны”.

Сообщаю специально для министра – все расходы на образование в бюджете страны не превышают 3,5%. И эта цифра по расходам выполняется не всегда и с большим трудом. Государство наше не может даже зарплату учителям вовремя выплачивать, из-за чего славная армия педагогов и стала лидером по числу забастовок в последние годы. Об этом тоже не знает министр образования?

Впрочем, идеологи реформы образования, похоже, на самом деле мало рассчитывают на приток бюджетных средств. Перефразируя слова героя Тургенева, они могли бы заявить, что “Школы – не храм, а товар, и работник сферы образования в ней хозяин”.

Торговать и продавать, И в аренду зал сдавать

Учат в школе, учат в школе, Учат в школе…

Вот как предлагает министр обеспечить финансирование сферы образования: “По моему убеждению, ведомственные учебные заведения должны быть преобразованы в государственные или акционерные предприятия, учредителями которых могут стать субъекты Федерации, муниципалитеты, а, возможно, и независимые коммерческие и финансовые структуры… Школы, профессиональные училища, вузы зарегистрируют уставы как юридические лица и приобретут все права хозяйствующих субъектов…Есть ряд источников привлечения средств, которые сейчас очень слабо используются. Это и оказание дополнительных платных образовательных услуг, и организация курсов по подготовке и переподготовке специалистов по заказу различных государственных и частных организаций. Наконец, материальная база, которой обладают школы, позволяет им стать культурно-спортивными центрами прилегающих районов. Есть все возможности, чтобы начать поэтапный переход к платному пользованию объектами социальной инфраструктуры учебных заведений”.

Глобальность и глубина вышеперечисленных идей заставляет меня обрушить на читателей целый каскад новостей.

Новость первая: достаточно давно и без всяких объявленных реформ школы и прочие учебные заведения охотно оказывают “платные дополнительные услуги”. В школах платно готовят дошкольников (которые, согласно всем действующим законам, вовсе не обязаны идти в школу грамотными и умеющими считать, писать и т.д.). В школах платно же занимаются с отстающими. В техникумах, колледжах, училищах и вузах совершенно открыто и опять же платно организуют сдачу контрольных работ, зачетов, экзаменов. Есть расценки за каждое пропущенное занятие. В принципе вроде и неплохо – заставить лентяев и тупиц оплачивать собственное безделье или неспособность к обучению. Только одно смущает – не попасть бы потом к такому “платнообученному” врачу, не сесть бы в машину, починенную таким механиком и пр…

Новость вторая: не так уж давно, в тяжелые времена застоя и отсутствия демократии все дети могли бесплатно заниматься в театральных студиях, всевозможных факультативах, кружках, а в спортивных школьных залах работали – тоже бесплатно – различные спортивные секции. И почему-то именно это считалось нормой. Странно, наверное, звучит для современных реформаторов, но школа и учителя вообще-то созданы для того, чтобы учить детей. А не для того, чтобы торговать школьными площадями. Нетрудно догадаться, что кое-где самым выгодным окажется переоборудование актового зала школы в ночной клуб. А спортивный зал в случае установки там тренажеров вполне может приглянуться местной братве.

Новость третья – прежде всего для родителей: в результате массированного акционирования и коммерциализации учебных заведений увеличится нагрузка не столько на российский, сколько на ваш семейный бюджет. При этом качество обучения нисколько не возрастет – нельзя же ждать от директоров и педагогов одинаковых успехов и на образовательном, и на торговом поприще. В школе, которая, возможно, и станет платным “культурно-спортивным центром прилегающих районов”, дети скорее всего будут учиться в две смены (надо же освободить площади для прочих платных услуг). Так что пострадают от всего этого реформирования те самые российские дети, которых наконец так полюбил наш президент.

Новость четвертая – для президента: уже сегодня по оценкам специалистов, до пяти миллионов детей школьного возраста школу не посещают. Коммерциализируя далее сферу образования, общество выталкивает на улицу новое пополнение для “армии беспризорников”.

ОСТАЕТСЯ МАЛЕНЬКИЙ ВОПРОС

Реформаторы во главе с министром образования, похоже, продумали ответы на все скользкие вопросы. Например, на вопрос о том, где родителям взять деньги на обучение:

“Речь идет о потребительском образовательном кредите, который банки могут выдавать под гарантии предприятий, где работают получающие их люди. Другой механизм – накопительное страхование образования, предполагающее, что родители постепенно накапливают средства для обучения своего ребенка буквально с момента его рождения. Возможно, будет организован тендер среди ведущих российских страховщиков на право осуществления пилотного проекта в этой перспективной области.”

Теперь мне понятно почти все. Мне понятно, что все это очень похоже на ранее осуществленную приватизацию по-российски. Мне понятно, что свой кусок от бывшего общим пирога опять получат сами приватизаторы, а также дружественные банки и страховые компании. Остается только маленький вопрос. Если я “буквально с момента рождения” своего ребенка буду накапливать деньги на его учебу в школе… Если я “буквально с момента начала своей трудовой деятельности” буду накапливать деньги на свою пенсию…Если я буду до копейки расплачиваться за свою квартиру после реализации жилищно-коммунальной реформы… Если я уже оплачиваю медицинское обслуживание для своей семьи… Если я уже давно боюсь вечером выходить на улицу и ежедневно читаю сообщения о новых нераскрываемых убийствах и прочих преступлениях, то зачем же я все-таки плачу налоги этому государству?

Впрочем, есть у меня и ответ: и я, и другие российские налогоплательщики оплачивают безбедное существование чиновников, придумывающих очередные грабительские реформы.

Любовь ГЕОРГИЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Энергетики Приморья объявляют забастовку
Секреты хорошей хозяйки
Эхо Кавказа в Москве
Таежные звезды и криминальные тупики
КОГДА НЕТ В ЖИЗНИ УТЕШЕНИЙ, НЕ ПОЙ, НЕ ПЛАЧЬ – СВАРИ ПЕЛЬМЕНЕЙ
Отношение к революции 1917 года
За колючей проволокой оказались не бандиты, а их жертвы
Великая Октябрьская всегда останется великой
Монополист и его конкуренты
“И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул…”
Готовь лопату зимой
Был ли достигнут “исторический прорыв” на встрече в Красноярске?
Если верхи не могут, то зачем нам такие верхи?
“Все, что мы делаем для народа, – это гадости для народа”
Капиталистический учебник… социализма
Хроника партийной жизни
Платить везде, платить за все!
Канун перволедья
В России 40 миллионов акционеров, но надеются Россияне только на свой огород


««« »»»