В октябре из ветра рождаются бури

Четвертая годовщина расстрела российского парламента вызывает не только естественные чувства негодования по поводу гибели людей и растоптанной Конституции, но и потребность проанализировать нынешнюю политическую ситуацию с точки зрения того, возможно ли ее повторение, каким способом может все-таки осуществляться передача власти в России.

Нынешняя ситуация в октябре 1997 г. весьма сходна с тем, что происходило в России тогда. Есть и весьма важные отличия. Но, прежде всего, надо сказать, что “демонический” характер Ельцина в определенной мере преувеличен. Вопреки своей грозной репутации, он достаточно осторожный политик, склонный зачастую к половинчатым решениям, склонный сначала обозначить действие (и подождать реакции противоборствующей стороны), нежели действовать решительно до конца.

Примером половинчатости служит, например, история с переименованиями городов. Как вам нравится Екатеринбург, но Свердловской области. И в сентябре 1994 г. г-н Ельцин, сказав “а” (обнародовав свой печально известный Указ №1400), не сказал “б” (не предпринял ничего для его реализации). Когда вечером 21 сентября, узнав об этом Указе, я отправился к зданию Верховного Совета, то был полностью уверен, что здание уже оцеплено и все депутаты оттуда выведены.

Однако около здания парламента не было ни милиции, ни войск. Их не было еще 3 или 4 дня. Да и блокада была весьма ненадежной. А сам расстрел парламента не был заранее запланирован. Это был, скорее, безрассудный акт отчаяния правящей группировки. Кстати, решающую роль в принятии решения о штурме здания Верховного Совета, судя по свидетельствам очевидцев, опубликованным позднее, сыграл опять-таки не Б.Ельцин, а А.Коржаков и В.Черномырдин.

Как все это соотносится с нынешней политической ситуацией? Решение о роспуске парламента может быть принято Б.Ельциным теперь уже в полном соответствии с Конституцией (напомним, что необходимость навязать стране новую Конституцию, специально “под Ельцина”, и была одной из причин разгрома Верховного Совета).

Но такое решение создает для Ельцина больше проблем, нежели преимуществ. Сам Б.Ельцин уже не пользуется такой поддержкой в стране, которой он пользовался в 1993 г. Результаты президентских выборов прошлого года ясно показывают, что практически половина населения страны отвергает его правление. С прошлого года ситуация к лучшему не изменилась. Сама правящая группировка расколота более серьезно, чем четыре года назад. Западные спонсоры Б.Ельцина вряд ли могут позволить себе роскошь поддержать разгон парламента во второй раз. Армия, которая изо всех сил сопротивлялась в 1993 г. втягиванию ее в столкновение с парламентом, сейчас находится в таком тяжелом состоянии, что у нее будет еще меньше энтузиазма вмешиваться.

Бесправный (по нынешней Конституции) парламент вряд ли может серьезно помешать деятельности президента и правительства. А вот десятки очень активных деятелей оппозиции, освободившись от необходимости заниматься законодательной деятельностью, займутся тем, что прежде всего должна делать оппозиция, – мобилизацией масс.

Теоретически возможно, что г-н Ельцин решит дать себе возможность поцарствовать всласть до конца его президентского срока без всяких “глупостей” в виде выборов и нового парламента. В этом случае ситуация будет развиваться, как ни странно, еще более стремительно и жестко. Лишенный своей тени в виде парламента, на который можно безнаказанно (пользуясь монополией на телевидение) сваливать все свои просчеты, г-н Ельцин остается один на один с пока еще угрюмо молчащим народом.

Давно и наглухо изолированный своим окружением от реального мнения этого народа, лишившись парламента – единственного органа, который позволял себе публично не соглашаться с ним, российский президент будет продолжать экономический курс, которому отказывает в поддержке не только избиратель, но даже Всемирный банк. Как известно, Всемирный банк уже официально одобрил китайскую модель перехода к рыночной экономике и весьма неблагожелательно высказался по поводу российской модели. Продолжение Б.Ельциным нынешней политики, обрекающей сотни тысяч людей на страдания, только пробудит их политическую активность. В случае еще одной расправы над оппозицией страна будет продвигаться к насильственной смене власти.

Вячеслав ТЕТЕРКИН,

кандидат исторических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Определение позиции
Проблемы современной российской социал-демократии
Чубайс всучил народу Ельцина как никчемный ваучер
“Уроки октября” 1993 года
Не прерывайте говорящего!
Срыв визита президента Белоруссии Лукашенко
Картинки из жизни
Горькие слезы
СНПР действует!
За правдой – на улицу “Правды”
Россия без капусты, как Америка без долларов
Зависеть от царя, зависеть от народа?
Дорогая Алла Александровна!
Чеснок с патокой – и на работу
Свободная зона для криминального дерева
Забытая насадка
Чеченский след в каспийской нефти
СНПР действует!
Синдром рецидивиста. “А НЕ ТО КАК НАЛЕЧУ, – ГОВОРИТ…”
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?
“Сладкая” жизнь
Жертвы электропоезда
Осень патриарха
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но хорошему садоводу не до пустых разговоров


««« »»»