Рождение химеры на развалинах идеологии

Ключ к решению сегодняшних проблем России – в нынешнем состоянии ее государственной идеологии. Экономика России развивается не в связи с реальными хозяйственными потребностями, а в соответствии с новыми идеологическими догмами.

Ныне государство догматически полностью устранилось от управления даже государственной собственностью, лишившись надежного источника поступления средств в бюджет, а частный предприниматель, в руки которого практически за бесценок передается государственная собственность, как правило, не имеет ни необходимого опыта для управления ею, ни капитала, необходимого не только для технического перевооружения, но даже и для элементарного поддержания жизнедеятельности предприятий.

Произошла гениальная подмена существа реформы пустыми словами. Если правительство СССР осуществляло жесткий контроль за распределением фондов, то нынешнее российское занимается распределением собственности, ничего не производя.

Если к этому добавить непомерное налоговое бремя, вызванное попыткой правительства чисто монетаристски заполнить дыры в бюджете, возникшие от его управления экономикой, то мы увидим, что стимулы к производству снижаются. Центр деловой активности переносится из сферы производства в финансовую сферу, а проще говоря, в спекулятивную деятельность. Страна перестает производить товары и услуги и все больше зависит от экспорта сырья. В этом главный экономический итог “перестройки” и “реформ”.

Политика создания предпринимательского класса как опоры режима любой ценой принимает уродливые формы и в конечном счете приводит к тому, что ни общество не получает от бизнесменов того, что оно надеялось получить, ни сами бизнесмены, видящие тупиковость этой политики, не испытывают ничего, кроме разочарования.

Вместе с тем подорванными оказались устои истинного среднего класса: преподавателей и инженеров, среднего офицерского состава и высококвалифицированных рабочих.

Результатом является резкое расслоение общества на сверхбедных и сверхбогатых. Разрыв между доходом 10% самых богатых и 10% самых бедных даже по официальным данным составляет 1 : 15. Многие социологи считают, что это соотношение достигает 1 : 30. Такой социальный апартеид служит важной питательной основой для потенциального социального взрыва. Общество, которое в течение многих десятилетий существовало как общество равных, хотя это равенство имело и искусственный характер, вдруг оказалось разорванным. На начало 1995 г. примерно 0,2% населения присваивали более половины всех доходов.

Стремительное социальное расслоение привело к буму общеуголовной преступности. Если в 1985 г. было зарегистрировано 1417 преступлений, то в 1994 г. – 2633. Особенно возросли умышленные убийства (32,3 тыс. против 12,1 тыс. в 1985 г.), умышленные тяжкие телесные повреждения (67,7 тыс. вместо 28, 4 тыс.), разбои и грабежи (186,4 тыс. вместо 51,1 тыс.), кражи (1314,8 тыс. вместо 319,1 тыс.).

Изменилась философская база общества. От декларированной цели создания “свободы”, “равенства” и “братства” мы получили только видимость свободы, резкое размежевание общества вместо равенства и культ денег и насилия вместо братства. Происходит ломка присущих нашему обществу систем ценностей, прежде всего традиционно высокой духовности, социального единства, коллективизма. Насаждается культ индивидуализма, который распространен на Западе, но имеет здесь мощные общественные сдержки. В России таких сдержек нет, поскольку индивидуализм – элемент иной для нас культуры, приобретающий на русской почве уродливые формы все пожирающего эгоизма.

Не намного лучше обстоит дело с политической демократией. Считается, что на этом пути в России есть несомненные достижения, но факты говорят, скорее, об обратном.

При нынешней свободе прессы контроль над наиболее действенными СМИ, прежде всего телевидением, полностью находится в руках небольшой группы людей из числа президентского окружения. Газеты удушаются путем непомерных цен на бумагу и на их распространение.

Внешняя парламентская демократия также не должна вводить в заблуждение, ибо, по нынешней Конституции, само понятие которой вызывает глубокие сомнения, высший орган законодательной власти находится по существу в бесправном, подчиненном положении по отношению к исполнительной власти и в регионах, а местное самоуправление в результате государственного переворота 1993 г. на длительный период вообще было ликвидировано.

Таким образом, общество и власть не соединены системой обратной связи, власть не контролируется обществом, что вызывает опасность злоупотреблений. Уровень коррупции достиг таких масштабов, что о них вынуждены говорить даже западные политики и средства массовой информации, весьма благожелательно настроенные по отношению к нынешнему режиму.

Но особую тревогу вызывает положение в тех областях, которые являются предметом внимания ЮНЕСКО – в области науки, культуры и образования. Иначе как катастрофой положение дел здесь не назовешь. В тяжелейшем финансовом положении вузы, учреждения культуры, научные центры. Яркий показатель: количество мест в общеобразовательных школах России сократилось с 1990 по 1993 г. с 515,6 тыс до 296,3 тыс., в дошкольных учреждениях – с 225,0 тыс. до 60,3 тыс.

Наука находится в отчаянном положении, особенно фундаментальная, которая не может развиваться без государственной поддержки. Закрываются крупнейшие, с мировым именем научные центры.

Интеллигенция в целом и творческая интеллигенция в особенности не выполняет своей основной общественной функции. Ее московский компонент живет на подкормку, получаемую с Запада, положением своих провинциальных коллег мало интересуется. Чего стоят столичные “междусобойчики” типа “Триумф” с вручением премий от Березовского

За последнее время не появилось сколь-нибудь значимых произведений драматургии, литературы или живописи, которые бы вызывали острый интерес общества. С одной стороны, это свидетельствует о своеобразном оцепенении, апатии общества, которая сменила бурный подъем общественной активности начала перестройки, особенно 1989 – 1991 гг. Общество чувствует себя по сути дела обманутым теми людьми, которых оно привело к власти.

С другой стороны, художник не видит вокруг себя тех порывов человеческой души или общественных порывов, которые могли бы вдохновить его на созидание. А без вдохновения крупные произведения искусства не возникают. Наша страна не оскудела художественными талантами. Но, значит, в окружающей действительности есть нечто гнетущее, безрадостное, бесперспективное, что не дает возможности этим талантам развернуться.

Какие идеалы должны вдохновлять художника? Если это идеал сверхбыстрого обогащения небольшой группы (5 – 7%) населения за счет обнищания абсолютного большинства, то это вряд ли подвигнет писателей и композиторов на создание шедевров.

Отсутствует государственная поддержка культуры, которая при всех ее недостатках была характерной чертой предыдущей системы власти в России, отсутствует и частная поддержка, поскольку нарождающийся российский капитал тратит все на себя, что вполне естественно для данного периода.

У всех еще свежо в памяти то, в каких условиях после государственного переворота 1993 г. принималась российская Конституция. Но в последовавшие за этим годы существенно изменилась расстановка сил в обществе. Все громче звучат голоса тех в российской Думе и за ее стенами, кто ставит вопрос о восстановлении баланса между законодательной и исполнительной властью путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию. Это может касаться, в частности, расширения прав парламента влиять на формирование и деятельность правительства, усиления контрольных функций Государственной Думы, введения разумных ограничений прав и полномочий президента и других мер, имеющих характер сдержек и противовесов, обеспечивающих демократическое развитие страны.

Сергей БАБУРИН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Времена года меняются – проблемы остаются
Без духовного возрождения Россия обречена
Всякому овощу… есть на столе место и время
На высоких берегах Самура
Куда ведет дорога с зоны?
Терпению приходит конец
Всем сестрам по серьгам
Вместо школ строят концепции
Юрьев – брат московский
Зрелище как средство массового поражения
Можайское водохранилище
Пришла пора сопротивляться
Сны и кошмары Копперфилда и Киселева
Только не сжуйте золотую подушечку!
СНПР действует без каникул
Юбилей Москвы
Что такое осень? Это кризис!
Созрела свекла – румяна как фекла
Праздник, изменивший нас
Наука – в помощь партийному строительству
Социализм не рухнул, а был разрушен
Маленькие секреты большого дома


««« »»»