Вместо школ строят концепции

В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНЫМ ДЕЛОМ ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ СЛОВО

Зуд нового реформирования вновь появился у “отцов” отечественной системы образования. Ей угрожает очередная попытка “комплексного изменения”. Опубликован состав комиссии правительства Российской Федерации, задачей которой является создание еще одной концепции реформирования образования, “учитывающей богатые традиции образования России и новые реалии социально-экономической жизни страны”.

Потрясающая словесная эквилибристика! Это, оказывается, не у нас в стране ужасающее состояние системы обучения и воспитания! Не у нас униженный и оскорбленный учитель, месяцами выпрашивающий собственную зарплату! Не у нас растет физически, духовно и нравственно болящее поколение! Поэтому нам надо просто свести два “конца”: богатые традиции и некоторые “новые” социально-экономические реальности. Блеск и нищету. Плюс и минус. Ежа и ужа.

На этот раз комиссию возглавил Олег Сысуев, как известно, до недавнего времени мэр одного из городов и, видимо, большой специалист и в этой сфере общественно-государственной жизни (нельзя же предположить иное, например, что возвращаются старые времена, когда один и тот же человек руководил и школой, и вузом, и колхозно-совхозным производством, и винзаводом).

Инициативу создания такой комиссии приписывают двум министрам: В.Кинелеву, нынешнему, и Э.Днепрову, бывшему. То, что сегодняшнюю школу надо спасать – это факт. Но для чего новая реформа школы потребовалась действующему и бывшему министрам? Спасти школу или… спасти себя? Ведь кто-то обязательно должен ответить за то, в каком состоянии оказалась сегодня система отечественного образования, за связь с самим режимом “реформаторов”.

Механизм предстоящей словесно-образовательной баталии уже отработан на примере предшествующих: комиссия создает несколько рабочих групп, которые призваны разработать подходы (?) к реформированию образования России. Получается, что авторы очередной реформы еще и не представляют, какие принципы должны быть заложены в систему изменений!

Как бы там ни было, группы “творцов основ” должны будут передать свои наработки в аналитическую группу, долженствующую заниматься экспертизой полученных материалов и готовить доклады на заседание главной комиссии, то есть на рассмотрение О.Сысуева. Именно он и поставит последнюю точку. Возможно.

Жаль, что новый вице-премьер застыл у двери, за которой открывается область авторских грез и фантазий, сфера гипотез и предположений, близконаучного теоретизирования, страстной борьбы идей. Короче говоря – слов. Но – не действий. Видимо, в сознании современных чиновников прижилась формула: слово – то же дело. Ведь как у Маркса насчет плохого архитектора и хорошей пчелы?

Известна одна притча. Сын, выпускник математического факультета, взялся доказывать отцу-крестьянину, что дважды два не четыре, а пять. Да так интересно, что заслушаешься. Отец послушал-послушал, да и говорит: ”Хорошо, сынок, пусть будет по-твоему. Но ведь вот какая проблема: наша курица снесла всего четыре яйца. Ну, что же, мы с твоими сестрами их и съедим, а ты, родной, ешь свое, пятое”.

Недавно, предваряя действительно радикальные изменения в системе образования в США, президент Билл Клинтон так начал свою речь:

“Никакая непосредственная опасность нам не угрожает, но у нас есть враг. Враг в наше время – это бездействие”. При этом, как считает американский президент, надо действовать именно в сфере образования, да так, чтобы это походило на “общенациональный крестовый поход”. Чтобы американские школы стали лучшими в мире, считает Б.Клинтон, они должны иметь самых лучших в мире педагогов. А главное – перейти от эпохи всеобщего среднего образования к тому, чтобы каждый юный американец по меньшей мере отучился еще два года в колледже. “Школа должна воспитывать характер. Мы должны научить наших детей быть хорошими гражданами. В ХХI веке мы должны раздвинуть рубежи получения образования, чтобы иметь такую возможность на протяжении всей жизни. Образование – это проблема национальной безопасности, необычайно важная для нашего будущего.” Действовать – так считают руководители в Америке.

Говорить – так считают руководители в России. А как теперь будут трудиться наробразовские чиновники! Какие ночи им предстоят! На дачах…

…А тем временем “Учительская газета” опубликовала комментарии к “Обзору образовательной политики Российской Федерации”, подготовленному экспертами ОЭСР (Центр сотрудничества со странами, экономика которых находится в переходном периоде) по заказу российского правительства. Из него следует, что “хотя все, что происходит, происходит под знаменем так называемой увеличивающейся свободы выбора, в результате, как ни парадоксально, это приводит к уменьшению образовательных возможностей некоторых детей, особенно тех, кто живет в сельской местности, тех, кто происходит из менее обеспеченных семей с недостаточно хорошими связями, независимо от их личных способностей”. Эксперты обращают внимание не столько на абстрактные критерии справедливости и гуманности, сколько на экономическую сторону вопроса.

…И тем же временем кому-то очень хочется в Европу. Дуньке? Хотя современное школьное поколение уже не знает и этого литературного персонажа.

Игорь НИКИТИН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Времена года меняются – проблемы остаются
Без духовного возрождения Россия обречена
Всякому овощу… есть на столе место и время
На высоких берегах Самура
Куда ведет дорога с зоны?
Терпению приходит конец
Всем сестрам по серьгам
Зрелище как средство массового поражения
Юрьев – брат московский
Пришла пора сопротивляться
Можайское водохранилище
Рождение химеры на развалинах идеологии
Сны и кошмары Копперфилда и Киселева
Только не сжуйте золотую подушечку!
СНПР действует без каникул
Юбилей Москвы
Что такое осень? Это кризис!
Созрела свекла – румяна как фекла
Праздник, изменивший нас
Наука – в помощь партийному строительству
Социализм не рухнул, а был разрушен
Маленькие секреты большого дома


««« »»»