Страны социалистической ориентации имеются не только в Европе и Азии, но и на Африканском континенте. Об одной из таких стран – Тунисе, где правящая Социалистическая дустуровская партия – Демократическое конституционное объединение проводит курс на развитие страны по социалистическому пути с тунисской спецификой, наш сегодняшний рассказ.
ТУНИС: РАЗВИТИЕ И СВОБОДА
Люди издревле населяли территорию небольшой североафриканской арабской страны Тунис. На юге страны сохранились наскальные рисунки, относящиеся к X-V тысячелетиям до н.э. Коренные обитатели Туниса – берберы – живут здесь начиная с V-I тысячелетия до н.э.
В 1956 году в результате длительной национально-освободительной борьбы народ Туниса завоевал свою свободу. Была провозглашена независимая Республика Тунис.
Организатором освободительного движения явилась Социалистическая дустуровская партия. Создатель и руководитель партии – Хабиба Буртиба стал первым президентом республики. Страна встала на путь развития и защиты национальных интересов. Сорок первый год, прошедший с того времени, – самый пока короткий период в истории Туниса, но, безусловно, самый светлый для народа этой страны.
“ЖАСМИННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ”
В начале 80-х годов в развитии Туниса стали возникать все более серьезные проблемы. Главной причиной явились преклонный возраст и серьезные болезни 84-летнего президента Хабиба Буртиба. 7 ноября 1987 года произошло бескровное отстранение его от власти.
Этот “медико-конституционный” государственный переворот, получивший название “жасминной революции”, был осуществлен под руководством Зина аль-Абидина бен Али, назначенного Х. Буртибой 2 октября 1987 года премьер-министром правительства и генеральным секретарем правящей Социалистической дустуровской партии.
Ссылаясь на ст.57 Конституции, предусматривающую замещение вакансии поста президента в случае физической неспособности главы государства выполнять свои обязанности, Бен Али объявил о взятии на себя функций президента. Одновременно он занял пост председателя правящей партии.
Новая власть была призвана либерализовать экономику, содействовать здоровой конкуренции между политическими партиями, создать стабильное общество, которое характеризовалось бы открытостью и терпимостью. Наиболее существенные изменения после 7 ноября 1987 года стали происходить в социально-экономической сфере. Бен Али высказал тогда свою мысль о том, что подлинной свободы без развития не существует, а развитие не может идти вперед без свободы. Развитие и свобода – два взаимосвязанных процесса, где каждое дополняет другое.
Правительство Туниса без колебаний провозгласило курс на экономическую либерализацию. В стране были созданы возможности для развития частной инициативы, которая способствовала хозяйственному подъему. Были проведены кардинальные реформы по освобождению экспорта от государственного контроля, по либерализации цен, снижению таможенных пошлин, укреплению роли финансового рынка. Была проведена реформа налогообложения, направленная на его упрощение и снижение учетных ставок.
В результате названных мер начался рост валового внутреннего продукта (ВПП) в целом по стране и на душу населения (душевого дохода), который является главным социально-экономическим показателем для любой страны. По данным ООН, ВВП Туниса увеличился с 13 188 млн долл. в 1991 году до 14 634 млн в 1993 году, а доход на душу населения за тот же период возрос с 1603 долл. до 1708 долл. Из двадцати арабских государств Тунис по этому показателю вышел на десятое место, а первые девять мест занимают нефтяные страны. Именно добыча и экспорт нефти при малом населении обеспечили им высокие места по душевому доходу. Тунисцы же добились этого своим напряженным трудом в новых условиях хозяйствования.
Опираясь на партийно-государственный и административно-полицейский аппараты, президент Бен Али сумел в короткие сроки укрепить стабильность в стране. Одновременно с реформированием государства происходила и перестройки правящей партии, которая с февраля 1988 года стала называться “Демократическое конституционное объединение” (ДКО). Новое правительство осуществило реформы в системе национального образования, продолжило начатый Х.Буртибой курс на раскрепощение женщин. На базе либерализируемой экономики оно настойчиво и планомерно реализует программу развития тунисской глубинки, сферы социального обеспечения.
ПЕРЕСТРОЙКА ПО-ТУНИССКИ
Фактически по каждому показателю, характеризующему человеческую деятельность – от средней продолжительности жизни до охвата школьным обучением и детской смертности, – Всемирный банк считает Тунис исключительно успешным в своем развитии. Строго следуя разработанной программе реформ, правительство Туниса в ходе ее осуществления постепенно снижало в период 1992-1995 годов средний уровень инфляции, доведя ее до 4,9 %. Тем временем бюджетный дефицит в 1995 году сократился до 2,6 % ВВП.
Принятые меры по либерализации экономики расчистили путь Тунису к более тесному партнерству с Европейским союзом. Тунис стал первой страной на южном фланге Средиземноморья, подписавшей с Европейским союзом соглашение о поэтапном создании в ближайшие 12 лет зоны свободной торговли. Это партнерство должно придать еще большую значимость стабильности, закрепляя тунисскую экономику в европейской сфере.
Успех Туниса в либерализации экономики определяется частным сектором. Но хотя этому сектору постепенно позволялось обретать все большую долю в производстве – сейчас обрабатывающая промышленность на три четверти в руках частного сектора, – он все еще нуждается в большей поддержке.
Несмотря на то, что программа структурных преобразований завершена, темпы экономического роста недостаточны для поглощения увеличивающейся численности рабочей силы. Хотя считается, что безработица, в общем, держится на уровне 15 %, этот процент гораздо выше среди молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Для поддержания политической и экономической стабильности тунисское правительство позаботилось о развитии хороших отношений с профсоюзами и обеспечении благоприятных социальных условий для наименее обеспеченных людей. Минимальная зарплата была увеличена со 120 динаров в 1990 году до 154 динаров в 1995 году. Представители правительства с гордостью указывают на тот факт, что за семь лет в стране не было ни одной забастовки.
НЕ ВОИНСТВОВАТЬ, А РАЗВИВАТЬСЯ
Безработица и особенно ее нарастание всегда чреваты опасностью социальных взрывов. Однако главной угрозой стабильности сегодняшнего Туниса, а, следовательно, и его дальнейшему процветанию является исламский фундаментализм. В последнее время в западной печати все чаще появляются сообщения о цензуре печати, политических преследованиях и процессах, других мерах, затрагивающих сферу прав человека.
На деле они направлены на то, чтобы не допустить повторения ситуации сегодняшнего Алжира, преградить путь воинствующему исламизму, представители которого, впрочем, активно используют в своем наступлении идею защиты в Тунисе гражданских свобод. В этой связи отмечается, что особое беспокойство режиму доставляет законспирированная деятельность исламистской организации “Ан-Нахда”. В распространяемых листовках этой организации прямо говорится “о попрании демократии, насаждении повсеместного полицейского контроля, применении репрессивных мер к инакомыслящим”, содержатся призывы к ведению открытой борьбы с режимом.
Тунисское правительство, как полагают эксперты, исходит из того, что исламистское влияние соседнего Алжира способно вызвать достаточно проблем для самого Туниса, в первую очередь подорвать четко налаженную здесь индустрию туризма – один из важнейших каналов поступления валюты в государственную казну.
Для сдерживания угрозы распространения интегристских настроений руководством Туниса используются все рычаги, в том числе возможности государственного и партийного аппаратов. По оценке одного иностранного журналиста, “для Туниса сейчас характерна обстановка стабильности и благополучия, что стоит дорого, и предпринимаемые популярным сегодня в массе тунисцев президентом Бен Али жесткие меры по сдерживанию воинствующего исламизма могут быть оправданы”.
Успешно развиваются российско-тунисские связи. 25 декабря 1991 года Тунис заявил о признании России, считая ее правопреемницей бывшего СССР. Дружеские политические отношения, основанные на принципах взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга, по традиции составляют прочный фундамент российско-тунисского сотрудничества.
Важнейшим направлением экономического и технического сотрудничества в последние годы является содействие российских организаций в строительстве в Тунисе гидротехнических сооружений.
Многие россияне побывали в Тунисе в служебных командировках, туристических поездках, и большинство из них проявило глубокий интерес к истории страны, ее развитию, прониклось искренней симпатией к терпеливому, трудолюбивому и доброжелательному народу.
В 1992 году в Москве было учреждено Российское общество друзей Туниса, которое объединило всех, кто проявляет интерес к истории и судьбе Туниса.
Общество в немалой степени способствует укреплению дружественных отношений между нашими народами, активно рекламирует поездки в Тунис, где можно прекрасно отдохнуть на живописных и комфортных побережьях и пляжах, насладиться дивной природой, высоким уровнем обслуживания, разнообразной национальной кухней.
В. ГУСАРОВ,
доктор географических наук