ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ

Financial Times

Экономика России, возможно, наберет темпы в этом году. Ей нужно преодолеть нелегкий и долгий путь, прежде чем она сможет восстановить все потери, понесенные ею в ужасном 1989 году, когда она начала стремительно скатываться вниз. В соответствии с данными ОЕСД, в 1992 году экономические показатели в России снизились на 19%, а в 1993 году – еще на 12%. Судя по цифрам, упадок не был опустошительным, так же как и снижение уровня жизни населения не было катастрофичным. Но вне всяких сомнений, население было в шоке и испытывало непрекращающееся чувство нищеты. В последующие годы растущий политический авантюризм и непредсказуемые катастрофы все больше и больше пробуждали чувство недовольства и всплески осуждения.

Несколько лет либеральной экономической политики породили в России класс деловых людей, – просматривающийся уже в годы правления Горбачева, – который стал теперь неотъемлемой частью экономического ландшафта страны. В своей основной массе эти люди производят неприятное впечатление: жадные, подозрительные, окружены вооруженными мускулистыми охранниками, в своих делах используют грязные методы и их взаимоотношения с государственными чиновниками обязательно носят коррумпированный характер. Но их роль на внутренних и внешних рынках постоянно возрастает, и проблемы спроса и предложения, выработка стратегии и финансовые расчеты начинают занимать большую часть их рабочего дня. Эра начального накопления капитала еще не окончена, но уже потихоньку уступает место эре корпоративного управления, необходимости инвестиций и создания стабильных институтов экономики.

* * *

The Economist

Демократия и свободный рынок не продлили жизнь российским гражданам. В период с 1989 до 1994 года уровень смертности среди россиян поднялся на 45%, и продолжительность жизни, особенно среди мужской части населения, снизилась до уровня Кении: с 65 до 58 лет (с 74 до 71 среди женщин), в то время как в Европе средняя продолжительность жизни среди мужчин достигает 74 лет. Несмотря на то что общий упадок России остановился на определенном уровне, нет никаких признаков того, чтобы смерть со своей косой вернулась к своим старым, менее энергичным привычкам. В настоящее время, по данным статистики, каждый месяц в России умирает 20 000 людей, которые при старом коммунистическом режиме могли бы прожить гораздо дольше. Недавние военные действия в Чечне каждый месяц уносили около 2400 жизней.

Постоянное увеличение уровня смертности среди российского населения являлось предметом обсуждения в течение нескольких последних лет. Тем не менее серьезность этого явления явно недооценивалась. Липовая советская статистика прилагала массу усилий к тому, чтобы старый режим выглядел лучше, чем он был на самом деле, что и послужило причиной недоверия к резкому увеличению уровня смертности, отраженному в статистических данных последних лет. Исследования, проведенные специалистами гарвардской Школы Общественного Здоровья во главе с профессором Линкольном Ченом, показывают, что, вопреки сомнениям мировой общественности, в России сложилась непростая ситуация.

В основном это касается мужчин в возрасте от 25 до 59 лет. Процент смертности в этой возрастной группе составляет половину всех “избыточных” смертей. Их шансы умереть в таком относительно молодом возрасте необыкновенно возрастают, если они бедны, плохо образованы и живут в таких крупных городах, как Москва или Петербург. Как правило, смерть таких людей наступает в результате инсульта, сердечного приступа и нередко в результате убийства, самоубийства или алкогольного отравления. Почти треть всех “избыточных” смертей в России прямо или косвенно зависит от неумеренного употребления спиртных напитков. Большинство российских мужчин по причине неумеренного пьянства лишаются нескольких лет своей жизни. Еще одной из немаловажных причин такого высокого уровня смертности является посткоммунистическое крушение системы медицинского обслуживания. По оценкам некоторых экспертов, расходы российского бюджета на медицинское обслуживание снизились в два раза, по сравнению с 1989 годом. Тем не менее повышение уровня смертности нельзя объяснять только пьянством, которое в России было всегда, или упадком в системе медицинского обслуживания. Стрессовое состояние в результате резких перемен, происходящих в общественной, экономической и политической жизни России, ставит все остальные причины во второй ряд. “Кризис российской морали”, – говорит профессор Чен, – является причиной развития экономической, политической и социальной патологии общества”. ____________________________________________

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“Ты не за мной?”
Колючка с мусорной кучи
“Руки сейчас на себя наложу, верните деньги!”
Власть не волнуют проблемы собственного народа.
Вера в отечество. МУЗЫКА БЕЗ СЛОВ
Дорогие товарищи!
Ягода малина нас к себе манила
Последние события в Чечне
КУДА ИДЕМ-ТО, МУЖИКИ?
Встреча на земле Московской области
Время колдунов. ОНО ПРИШЛО НА НАШИ ТЕЛЕЭКРАНЫ НЕСПРОСТА
И ДОЛЬШЕ ГОДА ДЛИТСЯ “НОЧЬ ЧУДЕС”
ИЛИ ШАХ УМРЕТ, ИЛИ ИШАК СДОХНЕТ
Рыбная река Медведица
Жизнь, слезы и любовь Николая Губенко
“…Народу обидно!” или “… пошли с нами, Борис Николаевич”
Кому надоел французский прононс. Лечение хронического насморка
Вблизи точки кипения
Июль – макушка лета
На ковре и под ковром. ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ
Революция, которая не “оледенела”
Поддержку законных требований энергетиков Смоленской АЭС выразили…
ОБРАЩЕНИЕ
Мадридский саммит НАТО
“Адмирал” в когтях коммерческих банков


««« »»»